|
|
Обзор подготовлен
Движение в сторону «облаков» – один из значимых трендов ИТ-рынка. Не является исключением и сегмент систем управления человеческим капиталом, в котором отмечен рост интереса к модели SaaS. Впрочем, очевидные достоинства «облачных» HRM пока нивелируются рядом ограничивающих факторов.
Модель SaaS (Soft as a Service, «ПО как услуга») уже несколько лет широко применяется западными компаниями. Вместо того, чтобы наращивать инфраструктурные мощности, предприятия всё чаще размещают свои приложения на серверах «облачных» сервис-провайдеров. Одним из законодателей мод выступил Cloud-гигант Amazon, который не захотел прослыть «сапожником без сапог» и одной из первых своих корпоративных систем перенес в «облака» именно HRM.
По сути SaaS является аутсорсингом размещения и управления ПО на сторонней площадке. Модель «облачной» аренды HRM, как и других приложений, такова: система установлена на площадке провайдера услуг или в центре обработки данных, а заказчик оплачивает её аренду, получая доступ к HRM через интернет.
Выбирая традиционную HRM-систему, заказчик приобретает лицензии на каждую рабочую станцию, а в случае использования модели SaaS - выплачивает раз в месяц арендные платежи. «В краткосрочном периоде (до нескольких лет) получается прямая выгода, поскольку совокупные арендные платежи намного ниже стоимости лицензии», - отмечает Андрей Шабанов, вице-президент по корпоративным услугам и технологиям UCMS Group в регионе EMEA.
В долгосрочной перспективе к уже упомянутым расходам на приобретение лицензии традиционной HRM-системы необходимо добавить затраты на её размещение (выделение серверных мощностей), установку и поддержку, информационную безопасность и модернизацию. «Наша практика показывает, что сумма этих расходов почти всегда выше совокупных арендных платежей в течение всего жизненного цикла системы», - уверяет г-н Шабанов.
«Размещение HRM-систем в «облаке», как и любых других информационных систем, приводит к сокращению капитальных затрат, значительному сокращению затрат на поддержку, повышению доступности сервиса и удобства использования, - соглашается Владимир Савченко, руководитель отдела продаж Softline Cloud Services. - Компания фактически забывает про поддержку аппаратной и программной инфраструктуры, получая готовый сервис с гарантированной доступностью».
Не менее важно, что модель SaaS минимизирует финансовые и налоговые риски заказчика, перекладывая на поставщика вопросы соответствия настроек системы меняющемуся законодательству. В случае использования системы in-house заказчик принимает эти риски на себя и получает финансовый ущерб, если эти угрозы материализуются. «Логика концепции SaaS как раз в переносе рисков на плечи поставщика, который несет материальную ответственность, если возникает какая-то проблема», - напоминает Андрей Шабанов.
Ещё одно очевидное преимущество SaaS, по мнению экспертов, - это быстрота получения услуг, а также практически полное отсутствие первоначальных инвестиций. Если традиционная схема внедрения предполагает масштабную предпроектную подготовку, то для начала работы в рамках SaaS достаточно получить доступ к системе и загрузить туда информацию. Отметим, что заказчикам SaaS не требуется единовременно покупать крупную партию лицензий - а в условиях кризиса и дефицита ликвидности это обстоятельство принципиально.
Последнее заметное преимущество SaaS связано с четкостью, прозрачностью и прогнозируемостью платежей. Заказчик ежемесячно оплачивает фиксированную сумму только за те SaaS-услуги, которые реально применяет в работе.
Если говорить об ограничивающих факторах развития SaaS HRMS в России, то можно выделить несколько из них.
Во-первых, существует недоверие к новой модели предоставления ПО. «К сожалению, пока модель SaaS не известна основной массе российских заказчиков, отсюда и вытекающее недоверие», - считает Андрей Шабанов. Вторым по значимости фактором является необходимость надежного интернет-канала, чем не могут похвастаться многие потенциальные заказчики.
Также к недостаткам имеет смысл отнести вопрос конфиденциальности и безопасности данных. «Риск использования HRM-систем по модели SaaS заключается в том, что по ряду причин весьма проблематично привести некоторые из этих сервисов в соответствие с нормами законодательства РФ, например – в соответствие с требованиями федерального закона N152 «О защите персональных данных»», - подчёркивает Владимир Савченко. Кроме того, распространение «облачных» HRMS наталкивается на страхи заказчиков о банкротстве или уходе с рынка провайдера.
«Плюсы» и «минусы» «облачных» HRM
Источник: CNews Analytics, 2011
Несмотря на большой набор сдерживающих факторов, движение систем управления кадрами в сторону SaaS – практически неизбежный тренд, считают эксперты. В последние два года эта тенденция наблюдается и в России, а финансовые потрясения лишь усилили ее. «В некотором смысле, HR-департамент пострадал от кризиса больше других отделов компаний, - рассказывает Андрей Шабанов. - С одной стороны, в кризис значительно увеличился объем работ ввиду сокращения сотрудников, с другой – самой кадровой службе пришлось активно сокращать расходы».
При этом, по словам специалиста, автоматизация HR-процессов вряд ли была приоритетом компаний до кризиса, а в ходе активной фазы спрос на HR-системы и вовсе упал практически до нулевой отметки. Однако в дальнейшем, когда массовые сокращения завершились, возник вопрос, кто будет эффективно выполнять HR-функции в условиях нехватки человеческих ресурсов. Сейчас именно это обстоятельство стимулирует интерес к HRM-решениям, но уже в новом качестве. Для многих компаний на первый план выходит необходимость автоматизации работы кадровых служб, причем за счет бюджетных решений, поэтому многие клиенты стали всерьез рассматривать передачу кадровых процессов на аутсорсинг и варианты с использованием модели SaaS.
В первую очередь SaaS-решениями для HR интересуются сектор малого и среднего бизнеса. СМБ-компании стали оптимизировать бюджеты на сервисные проекты и расходы на автоматизацию бизнеса. В таких условиях гибкость, адаптируемость, низкая и прогнозируемая стоимость модели SaaS становится важным преимуществом.
Особое значение имеет миграция HRM-систем в облако по модели IaaS, считает Владимир Савченко. Клиент арендует серверную инфраструктуру, на которой размещает обычную HRM-систему, которая ранее работала у заказчика on-site (на собственной площадке). В данном случае к размещённому в ЦОДе сервису могут быть применены технические мероприятия, которые с учетом класса приводят сервис в соответствие с требованиями ФЗ №152. Клиент получит преимущества, аналогичные SaaS-решению, сократит капитальные затраты, избавится от необходимости поддерживать аппаратную инфраструктуру, а администрирование самого приложения может быть также отдано на аутсорсинг.
Андрей Арсентьев
CNews: Как вы оцениваете актуальную ситуацию на российском рынке HR-систем?
Алексей Силаев: Сегодня рынок HR-систем близок к насыщению: представлено большое количество систем от российских и зарубежных разработчиков. Отмечу характерную особенность рынка – это широкий ценовой диапазон имеющихся решений. Так, стоимость автоматизации одного рабочего места может отличаться в сотни раз в зависимости от того, какая HR-система используется.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP