|
|
| Обозрение подготовлено при поддержке Анализ рынка: цифры и статистика
Несмотря на то, что мировой рынок телекоммуникаций под влиянием общей тенденции к спаду пребывал последнее время в кризисном состоянии, отдельные сегменты этого рынка показывали заметный рост. Прежде всего, это касается рынка беспроводных локальных сетей (WLAN).
Эти цифры неплохо коррелируют с оценками других агентств. К примеру, Synergy Research Group (SRG) прогнозирует ежегодный рост рынка беспроводных локальных сетей в размере более 30%, (22% по данным Gartner Dataquest), в результате чего его объем к 2006 году достигнет $5 млрд. Самое большое увеличение ожидается по итогам 2002 года на 103% в секторе домашних и небольших офисных сетей и на 32% в секторе корпоративных WLAN, что в среднем составит 60%. «С представлением 802.11a и выходом задержавшегося стандарта 802.11g, WLAN опередит все другие сегменты сетевого рынка», заявил Аарон Вэнс (Aaron Vance), аналитик SRG. Кроме того, цены на оборудование 802.11b продолжат падать, что приведет к увеличению спроса у представителей малого бизнеса и домашних пользователей. К 2006 году доля WLAN-оборудования для небольших офисов и домов составит 58%. Такие оптимистичные прогнозы основаны на реальных фактах прошлых лет согласно той же SRG, мировой рынок WLAN-оборудования вырос за 2001 год на 150% по сравнению с предыдущим. Совокупный объем продаж достиг в 2001 году $1,47 млрд. (близкую цифру $1,4 млрд. приводила и Gartner Dataquest). При этом основную активность показывал в последнем квартале сектор домашних и небольших офисных сетей, а корпоративные продажи оставались на постоянном уровне. Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология 802.11, фактически, была принята потребительским рынком, а предприятия, как считает Аарон Вэнс, продолжат активно разворачивать свои WLAN-сети по мере того, как сотрудники поближе познакомятся с этой технологией на работе и дома. Аналогичные прогнозы сделали и другие исследовательские фирмы, например Analysys. По ее данным, в 2002 году WLAN в США пользовались около 21 млн. человек. Количество таких сетей общего доступа, расположенных в аэропортах, магазинах, гостиницах и других местах массового посещения, достигало 4 тысяч. К 2007 году, по прогнозу компании, это число вырастет более чем в 10 раз до 41 тысяч. Ежегодный доход от использования таких сетей составит не менее $3 млрд. За это время, по расчетам Analysys, будет продано более 91 миллиона КПК и ноутбуков основных устройств, подключаемых к сети по протоколу 802.11. Не отстает и Европа число точек доступа там, по данным компании Dataquest, увеличится с 73 в 2001 г. до 34840 в 2007 г. Наиболее быстрый рост числа точек доступа до 12250 к 2007 г. прогнозируется в Европе в жилых микрорайонах. При этом число регулярных пользователей WLAN в Европе вырастет со 154 тыс. в 2002 г. до 11 млн. в 2007 г. Лидерами в этой области являются Германия (2,4 млн. пользователей к 2007 г.) и Великобритания (2,3 млн.). В 2002 г. в Западной Европе насчитывалось более 3 млн. устройств с возможностями доступа во WLAN, 70% из них ноутбуки. Как ожидается, в этом год число таких устройств удвоится. Одна из главных проблем, которую придется решить провайдерам услуг в ближайшее время, это отсутствие роуминга. По мнению автора отчета Моники Паолини (Monica Paolini), роуминг обязательное условие для тех, кто предоставляет услуги в этой быстро развивающейся отрасли. По прогнозам Dataquest, доля профессиональных мобильных компьютеров со встроенными средствами поддержки WLAN-сетей возрастет с 9% в 2000 году до почти 50% к концу 2003 года. К 2007 году этот показатель превысит 90%. Итак, практически все аналитические и консалтинговые агентства сходятся в одном: рынок мобильных беспроводных устройств в ближайшие несколько лет ждет бурное развитие. По прогнозам бюллетеня Analysys, число пользователей мобильных устройств к 2005 г. превысит 370 млн. человек. В настоящее время для доступа к беспроводным сетям 66% корпоративных пользователей пользуются ноутбуками, 24% карманными ПК, 21% мобильными телефонами с поддержкой протокола WAP. По данным Content-Wire.com, объем прибыли, источником которой служит предоставление услуг с применением мобильных устройств, в 2002 г. в странах Западной Европы составил примерно ?97 млрд., что на 4% превышает показатель прошлого года. При этом, по мнению Cahners-In-Stat, количество пользователей средств мобильной коммерции в Европе в ближайшее время удвоится и в 2003 г. достигнет 65 млн. человек. К 2006 же году ежегодный объем платежей, осуществляемых с помощью мобильных устройств, по прогнозам компании Frost&Sullivan, достигнет $25 млрд. и составит примерно 15% от общего объема продаж товаров широкого потребления на «электронном» рынке. Еще одну тенденцию на рынке четко обозначил старший вице-президент Intel Рон Смит: «Следующий этап в развитии рынка беспроводной связи будет стимулироваться прямой интеграцией вычислительных и коммуникационных технологий». А разработку корпорацией нового процессора Pentium-M с низким энергопотреблением для ноутбуков под кодовым названием Banias можно назвать одним из шагов в этом направлении. Дело в том, что новый мобильный процессор будет активно продвигаться на рынок вместе со средствами беспроводного сетевого подключения: процессор, чипсет и Wi-Fi-модуль продается под собственной торговой маркой Intel Centrino. Очевидно, что, продвигая беспроводное сетевое решение вместе с новым процессором, компания надеется расширить свое присутствие на рынке телекоммуникаций. В России пока существенно меньше ноутбуков и мобильных телефонов, чем в западных странах, но благодаря новым беспроводным технологиям, отмечают эксперты, наша страна имеет шанс совершить мощный скачок и стать на один уровень с наиболее развитыми странами. Как подчеркнул во время своего визита в Россию в феврале 2003 года исполнительный вице-президент корпорации Intel Майк Сплинтер, «Россия готовится вступать в ВТО, и беспроводные технологии могут помочь ей выйти на мировой рынок с конкурентоспособными предложениями. Их быстрое внедрение способно компенсировать отсутствие развитой проводной инфраструктуры на огромных российских территориях». Как ни парадоксально, предпосылкой для такого скачка является тот факт, что Россия не делала колоссальных инвестиций в создание проводной инфраструктуры и может сразу начать внедрение самых современных беспроводных сетей. С их помощью можно дать доступ в интернет малому бизнесу, школам, университетам во всех уголках России. Учитывая высокую емкость регионального сектора рынка беспроводных сетей, можно ожидать ускоренного развития именно этой доли в этом году ожидается 100-150%-ный рост объемов продаж в регионах и 50%-ный в Москве. За последний год в ряде российских городов наблюдается рост сетей, количество клиентов которых превышает 200: например, в Челябинске (сеть SkyMan компании «Модем»), Новосибирске («Рисс-телеком»), Уфе («Деловая сеть»), Екатеринбурге («Экском-online»). В России насчитывается 50 действующих операторских сетей широкополосного беспроводного доступа. Количество подключенных к ним абонентов оценивается в 3,5 тысячи человек. Большая доля рынка (47%) операторских услуг беспроводного доступа по-прежнему принадлежит Москве. Прогноз динамики роста рынка потребления оборудования беспроводной связи
Источник: РБК, CompTek, Network Building Group Общий объем рынка операторских услуг в России оценивается на сегодня в $12 млн. Главными сдерживающими факторами развития беспроводной связи российские операторы называют высокую стоимость оборудования, недостаточную помехозащищенность и качество оборудования, недостаток рекламы и продвижения систем WBA, сложность и длительность получения разрешения на частоты, большое количество пиратских (несанкционированных) подключений, особенно в крупных городах. Несмотря на это, в ближайшие 2-3 года, по мнению Петра Кочегарова, «наш ждет довольно бурное развитие, прежде всего, классического сегмента по высокоскоростному фиксированному радиодоступу). По его прогнозам, сегмент Wireless Access за этот период вырастет, как минимум, в 2-3 раза. Петр Кочегаров связывает этот рост, прежде всего, с появлением новых частотных диапазонов с возможностью построения в них новых сетей. «При этом оборудование будет классом выше, чем существующее сегодня. Поэтому и старые сети будут переходить на новое оборудование в этом сегменте я оцениваю очень приличный рост. Спрос на услуги высокоскоростной связи и доступа в интернет по-прежнему большой, и здесь будет очень мощное развитие. Если говорить про WirelessLAN и хот-споты, то их развитие будет происходить, но здесь гораздо сложнее оценить его масштабы, поскольку оно еще только начинается», так прокомментировал перспективы беспроводных сетей в России Петр Кочегаров. По его оценке, городские сети в настоящее время занимают порядка 99% в общей доле всех беспроводных решений. Будет ли расти доля WirelessLAN? В этом вопросе технический директор CompTek принимает осторожную позицию: «Я думаю, что, если четко считать по деньгам, то, наверное, в ближайший год еще и нет. За счет объема гораздо больше будет инсталляций MAN?ов, но сети публичного доступа тоже будут сильно расти. Поэтому эта пропорция будет оставаться». По итогам 2002 года Петр Кочегаров оценил рынок оборудования беспроводного доступа во всех существующих на сегодня диапазонах суммой от 5 до 7 млн. долларов. При этом рыночная доля CompTek, по его мнению, составляет около 30% (одних только радиомаршрутизаторов Revolution было продано на $1 млн.). Итак, что же касается рынка WLAN в России, то его пока попросту нет. Как «хот-споты», так и внутриофисные сети это, скорее, экзотика для России, и говорить о каких-то реализованных крупных проектах, по-видимому, преждевременно. Впрочем, развертывание внутриофисных беспроводных сетей (по мнению представителей CompTek, лучше использовать термин «сети внутри помещений», так как внутриофисные сети могут быть территориально-распределенными, то есть, например, использоваться для связи отдаленных филиалов), по словам Станислава Рыбалко, руководителя направления беспроводных технологий CompTek, уже началось. Этому, в частности, способствовало решение ГРКЧ, принятое в апреле прошлого года, которое отменило действующий ранее порядок, уравнивающий сети внутри помещений с «уличными» сетями. Правда, новые для России беспроводные indoor-сети могут позволить и позволяют себе развернуть организации, которые имеют достаточно мощное финансирование, считает Станислав Рыбалко. «Другой аспект это всяческие проекты по комплексной автоматизации, где беспровода уже не первый год участвуют в той или иной степени, однако это тоже не является чем-то массовым, а имеются только единичные инсталляции, и это не является характерным для рынка», отмечает он. Что же касается публичных сетей доступа в оживленных местах (так называемых хот-спотов), то об объявленных ранее (например, на конференции БЕСЕДА-7, проходившей в начале лета 2002 г.) проектах что-то не очень слышно. «Скажем так, нет громко объявленных проектов. Сейчас идет пять крупных проектов: три из них в гостиницах, два в крупных учреждениях по организации беспроводной сети внутри этих учреждений. Проекты еще не завершены», комментирует ситуацию Станислав Рыбалко. Хочется надеяться, что это «первые ласточки» нового рынка рынка Wireless LAN в России.
Виталий Солонин / CNews.ru |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP