|
|
Обозрение подготовлено
Несмотря на планы о переводе части энергетической системы страны на так называемые альтернативные источники энергии, работающие на возобновляемом топливе (ветер, солнце, вода, биомасса), в настоящий момент, одним из наиболее востребованных решений для отдаленных районов остаются автономные дизель-генераторные электростанции (ДЭС).
Тысячи российских поселков сегодня получают свет и тепло благодаря ДЭС. В ряде областей России у малой автономной энергетики просто нет альтернативы. Около 60% территории нашей страны лишены централизованной энергетической системы. На этой территории проживает более 20 млн человек. Здесь именно автономные дизельные электростанции имеют широчайшую сферу применения — от энергообеспечения отдельных жилых домов, гостиниц или рефрижераторов на ферме до работы солидных нефтедобывающих компаний. Автономные ДЭС также широко используются в сельском хозяйстве, лесной промышленности, в геологоразведочных экспедициях, в качестве основного, резервного или аварийного источника электропитания. Согласно статистике, спрос на дизельные электростанции со стороны частных заказчиков и региональных властей постоянно растет. С этим связан и рост производства, который, в среднем, составляет 120% по стране.
Двигатель внутреннего сгорания впервые описал голландский математик Х.Гюйгенс, которому принадлежит множество других выдающихся открытий. Идея Гюйгенса была настолько новой, что современники ее не оценили — двигатель так и не был построен. В 1866 году, усовершенствовав идеи Гюйгенса, немецкие ученые Э. Ланген и Н.Отто создали газовый двигатель. Немецкий инженер Р. Дизель, чье имя оказалось увековеченным в истории, в 1891 году построил первый двигатель внутреннего сгорания с воспламенением смеси от сжатия. Знаменитый изобретатель изложил свои измышления в брошюре «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить паровую машину и другие существующие в настоящее время двигатели».
Впоследствии достижения в области электротехники позволили создать электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Наиболее эффективной среди них и по сию пору считается электростанция на основе дизельного двигателя. Именно поэтому передвижные электростанции используются при построении систем гарантированного электроснабжения. Автономные электрогенераторы крайне удобны, поскольку позволяют осуществлять автоматический запуск с переключением потребителя на электростанцию.
Покупатели верят не только в выгодность приобретения ДЭС, но и в их высокую надежность. Тем не менее, среди преимуществ ДЭС специалисты в первую очередь называют высокую экономичность, устойчивость в работе, легкий и быстрый запуск. А среди недостатков — небольшой моторесурс, то есть срок работы агрегата до капитального ремонта. Производители указывают на то, что дизель-генераторам, как и любому двигателю, нужен обязательный плановый осмотр и грамотное техническое обслуживание. В противном случае никто не может гарантировать надежную работу агрегатов.
Разумеется, далеко не все происшествия, связанные с неисправностями в работе дизель-генераторов, становятся широко известны. Часто аварии стараются не афишировать, по возможности быстро и без шума их устраняя. Если же информации об инциденте просочилась в прессу, значит, он действительно имел серьезные последствия. При этом список энергетических катастроф только последнего квартала минувшего года отнюдь не мал.
В октябре 2007 года село Вознесенское в Хабаровском крае осталось без электричества в результате повреждения ЛЭП и выхода из строя дизель-генератора. К чести властей, авария была устранена за несколько дней. Тогда же остался без света и тепла по той же самой причине поселок Солонцовый района имени С. Лазо. 21 ноября на подстанции Петропавловска-Камчатского «Дачная» произошло короткое замыкание и пожар. Вышел из строя дизель-генератор. В результате, несколько микрорайонов города, где проживает более 20 тысяч жителей, осталось без света и тепла. В первую очередь за счет резервного оборудования и автономных дизель-генераторов тепло и свет получили больницы. Что касается жителей, то им предстояло провести несколько ночей в ледяном холоде и темноте.
В начале декабря город Северо-Курильск на острове Парамушир остался без электричества почти на неделю. Дело в том, что весь город обслуживался несколькими дизель-генераторами. Выход их из строя оставил жителей без света и тепла, что в условиях Крайнего севера могло иметь самые негативные последствия. Среди возможных причин аварии рассматривалось и использование некачественного дизельного топлива. В случае перехода на альтернативные источники электроэнергии, к которым сегодня обращается множество стран, такая проблема не могла бы возникнуть.
Еще одна авария произошла в декабре, и снова на Дальнем Востоке. Северный поселок Пески обеспечивался электроэнергией с помощью двух дизель-генераторов английского производства. Дизельгенераторы исправно служили почти четыре года, но в мае оба агрегата дали сбой. В одном из двигателей лопнул поршень, который требуется заказывать у производителя. А выход из строя такого оборудования — отнюдь не дешевое удовольствие. По предварительным подсчётам новый поршень обойдётся предприятию в 200-300 тысяч рублей. Это притом, что на ремонт импортных генераторов уже потрачено порядка 700 тысяч. Оба агрегата руководство поселка планирует поставить в резерв — слишком дорого обходится обслуживание и ремонт.
Конечно, современные ДЭС полностью автоматизированы. Обычно даже на самых простых из них предусмотрена защита при достижении предельных значений температуры охлаждающей воды и масла, давления масла, частоты вращения, при возникновении короткого замыкания в линии. Тем нее менее, система защиты также может выйти из строя — что и происходило неоднократно. Не стоит верить и заверениям, что дизель-генераторы способны работать «в любых условиях». Помимо проблемы с запуском ДЭС при низких температурах, для его работы в холодном климате требуется особое топливо — «зимнее», парафины в нем кристаллизуются при температурах ниже, чем в обычном «летнем» топливе. Как уже говорилось выше, дизель-генераторы крайне требовательны к качеству обслуживания. Техническое обслуживание должно осуществляться регулярно, с заменой масла, воздушного, масляного, топливного фильтров, как минимум. Серьёзным недостатком ДЭС является весьма высокая шумность. Хотя, при желании, за дополнительные деньги можно получить неплохую шумоизоляцию. В настоящий момент существует множество разработок для решения этой проблемы.
Российская промышленность сегодня предлагает широчайший выбор ДЭС любых мощностей. Однако специалисты указывают на то, что отечественные ДЭС все же уступают лучшим зарубежным образцам. Это утверждение касается габаритов, веса, шумности, токсичности выхлопа, потребления топлива и ресурса наработки. Хотя на рынке малой энергетики ходит устойчивый, хотя и ничем не подтвержденныйслух, слух, что отечественные ДЭС, вроде бы, менее восприимчивы к низкому качеству топлива, чем западные аналоги.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, альтернативы ДЭС пока не существует. Причина проста. На сегодняшний день ДГУ — это наиболее экономически выгодное решение. И все же, согласно прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе в малой автономной энергетике произойдут серьезные перемены. Применение дизеля в чистом виде будет постепенно уменьшаться, уступая пространство как комбинированным вариантам (в первую очередь, речь идет о ветро-дизельных электростанциях), так и альтернативным источникам энергии. Связана подобная ситуация, прежде всего, с постоянным ростом цен на углеродные энергоносители, включая дизельное топливо.
Андрей Егоров
Николай Перов, руководитель направления комплексных систем электроснабжения компании «Крок»:
Залогом надежной работы любого оборудования является его грамотная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание. По аналогии с автомобилем, не является исключением и дизель-генераторная установка. В среднем, через каждые 250 моточасов необходимо производить замену масла, фильтров, проверять прокладки, сальники и ремни дизельных генераторных установок (ДГУ). По опыту наших проектов можно сказать, что в большинстве случаев причиной выхода из строя являются: несвоевременное техническое обслуживание, использование некачественных расходных и горюче-смазочных материалов, ошибки обслуживающего персонала и только на последнем месте — заводской брак.
Конечно, нельзя исключать того, что, из-за недобросовестного поставщика, ограниченности бюджета, безответственного выбора оборудования, была приобретена некачественная техника. Мы доверяем таким проверенным производителям, как Cummins, FG Wilson, и используем их продукцию в своих решениях.
Конечно, абсолютно надежного оборудования не существует. Средством повышения надежности является резервирование системы гарантированного электроснабжения. Для критичных узлов мы предлагаем параллельные системы, например, такая система реализована нашими специалистами в «Альфа-Банке» на базе двух ДГУ мощностью 700 кВА каждая. В этом случае вероятность отказа системы, т.е. одновременно двух ДГУ значительно снижается.
Мониторинг ДГУ и информирование обслуживающего персонала о сбоях в работе оборудования является не менее важным атрибутом надежной работы системы. Например, если от системы мониторинга был заблаговременно получен сигнал о низком разряде стартерной аккумуляторной батареи, неисправность можно быстро устранить. Если в это время произошел сбой в городской питающей сети, то ДГУ не смогла бы стартовать по причине разряженного аккумулятора и обеспечить электроэнергией жизненно важных потребителей.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP