|
|
|
Информатизация российских автодилеров: заложники автомобильного бумаВ условиях бума и быстрого накопления очередей на автомобильном рынке автодилерам требуется значительное наращивание мощностей ИТ-систем — для сбора, обработки, классификации заказав от клиентов, формирования заказа для производителя и отслеживания его выполнения, а также отслеживания сложных цепочек поставок. В итоге в последние годы объемы и темпы информатизации предприятий автоторговли явно начинают расти. Если сегодня зайти в автосалон любого дилера, торгующего популярными марками автомобилей, то менеджеры по продажам не накинутся, как этого обычно ожидаешь, заходя в какой-нибудь магазин, а устало посмотрят и, вяло улыбнувшись, поплетутся к своему компьютеру, чтобы принять очередную заявку на ту или иную комплектацию. Обслуживающий вас менеджер, особенно к вечеру, не исполнен оптимизма от того, что вы пришли, так как за сегодняшний, вчерашний, позавчерашний, и так далее, дни он уже продал всё, что стояло в автосалоне и дополнительно забронировал столько автомобилей для страждущих граждан, что мировые промышленные мощности смогут произвести такое количество машин дай бог, если через полгода-год. В стране, где 20% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, среднемесячная начисленная заработная плата меньше 9000 руб., а кредиты в неограниченном количестве выдаются на всё, вся и всем, от желающих приобрести автомобиль нет отбоя, и каждый год количество личного автотранспорта в России увеличивается на 1,5 миллиона единиц. На сегодняшний день ИТ могут решить именно эту проблему автодилеров — оптимизацию работы, с одной стороны, с осаждающим автосалоны покупателем, с другой — с производителем, которому нужно четко формулировать заказ. Изюминка здесь в том, что автодилеры сегодня не просто покупают автомобили у завода, привозят их в автосалон и продают — нет — они предлагают клиенту не просто автомобиль, но возможность самому «собрать» свою машину, заказав нужную комплектацию и массу разнообразных дополнительных опций. Затем он должен грамотно сформировать заказ для производителя, оперативно довести его до завода, и далее в непрерывном режиме мониторить его работу, отслеживая всю цепочку производства заказанной техники. Иначе говоря, в условиях быстрого накопления очередей на автомобильном рынке, при сложной системе предоставляемых услуг, при необходимости заниматься сложной логистикой, часто с импортом и растомаживанием автомобильной техники, автодилерам требуется значительное наращивание мощностей информационно-аналитических систем сбора, обработки, классификации заказав от клиентов, формирования заказа для производителя и отслеживания его выполнения, отслеживания сложноструктурированных цепочек поставок. Судя по наметившимся в последние 1-2 года тенденциям можно осторожно предположить, что объемы и темпы информатизации предприятий автоторговли, действительно, начинают нарастать. ИТ-затраты автодилеров — большой задел для роста Информатизация сектора торговли автотранспортными средствами* Общий объем затрат на ИТ в секторе автоторговли оценивается на уровне 1 млрд руб. По абсолютной величине это довольно мало — если соотносить с другими отраслями экономики. Например, в розничной торговле этот показатель в 5 раз выше, в оптовой торговле — в 9 раз. По доле же ИТ-расходов в валовой прибыли автодилеры находятся на более-менее приличном уровне среди прочих отраслей торговли, расходуя на ИТ около 1% прибыли (для сравнения: в оптовой торговле этот показатель — чуть более 0,6%, в секторе общественного питания — 1,3%, в рознице — порядка 1,5%). О начале политике наращивания ИТ-инвестиций уверенно говорить пока нельзя. 2005-й год действительно был отмечен резким ростом инвестиций автодилеров в развитие ИТ (+83,6%), в 2006 году по предварительным оценкам достигнутый уровень ИТ-расходов сохранился (рост +3,6%). Это свидетельствует о том, что отмеченный всплеск может быть не просто ситуационным «выбросом», но началом полномасштабной ИТ-модернизации сектора автомобильной торговли. Однако, за два года до этого (в 2003-2004 гг.) спрос на ИТ был стагнационным (в 2003-м рынок, казалось бы, вырос почти на 30%, но в следующем году сократился почти 20%). Необходимо посмотреть, что принесет год текущий, хотя все объективные причины для начала устойчивого ускоренного роста ИТ-расходов в секторе автоторговли существуют и вполне очевидны. Темпы информатизации сектора торговли автотранспортными средствами* Какие ИТ нужны для продажи автомобилей С точки зрения типов решений, автодилеры заинтересованы в DBM-системах (Data Base Management). Один из таких продуктов апробируется в настоящее время SAP. Системы этого рода предполагают организацию рабочего места для каждого менеджера с определенным набором операций, со своим меню и интерфейсом. Типовые роли, которые должны быть организованы в системах, предназначенных для автодилеров — это, прежде всего, менеджер по продажам и работник сервисного центра, что актуально также в связи с широко развитой сегодня системой постпродажного обслуживания автомобилей Специфическим требованием к ИС со стороны автодилеров является поддержка системой «мультибрендовости». У менеджеров, отвечающих за работу с определенным автопроизводителем, должна быть возможность отдельной работы с базой только «своих» автомобилей и, напротив, при необходимости система должна позволять сопоставлять продукцию и услуги различных автопроизводителей по заданным параметрам (базовая цена автомобиля, технические характеристики, виды и стоимость комплектаций, набор и стоимость опций и проч.). Затраты на связь доминируют Структура расходов автодилеров по видам ИКТ отражает многоканальность их бизнеса. Прежде всего — это достаточно высокая доля расходов на телекоммуникационные услуги (35,5%). Этот вид расходов указывает на нагруженность телекоммуникационной инфраструктуры предприятия — не только традиционных видов телефонной связи (местной, междугородней, международной, сотовой), но и расходов на электронную почту, телеконференции, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и размещения информации в них. Таким образом, в расходах на связь отражается развитие целого комплекса высокотехнологичных видов услуг — поддержка разнообразных интернет-заказов от клиентов (от записи на тест-драйв до бронирования и страхования автомобиля), интенсивность использования систем электронного документооборота, взаимодействие с филиалами, партнерами, дистрибьюторами (импортерами), VIP-клиентами, консультационные услуги через Call-центры, «ведение» клиента от момента заказа до момента покупки автомобиля и т.д. Структура ИТ-затрат в секторе торговли автотранспортными средствами
Структура ИТ-затрат предприятий и организаций в российской экономике
В отмеченной связи (многоканальности бизнеса автодилера) возникают и дополнительные потребности в услугах ИТ-консультантов и интеграторов (20,3% в структуре расходов). Единое информационное пространство, «сквозное» решение, которое увязывало бы всех субъектов рынка — от производителя до конечного продавца — было бы идеальной моделью. Однако пока это остается в области фантазий (схожая ситуация отмечалась нами в секторе страхования). Поэтому на сегодняшний день расходы на ИТ-услуги включают, главным образом, традиционную интеграцию информационной системы автодилера с внешними системами производителей, с которыми он работает, промежуточными поставщиками, таможенными органами, компаниями-импортерами. Кроме того, большая часть автосалонов — многопрофильные предприятия, со своей станцией техобслуживания, магазином автозапчастей, отделом автострахования, бензоколонкой и т.д. Поэтому перед интеграторами ставится задача увязки всех этих разноплановых видов бизнеса в единой ИС. Динамика ИТ-затрат в секторе торговли автомобилями Завышенные потребности в интеграционных услугах подтверждаются наиболее динамичным ростом этой статьи затрат на фоне остальных, так рост ИТ-услуг за последние 2 года составил более 150%, а смежных с ними внутренних ИТ-затрат — более 300%. То, что процессы новой волны информатизации ещё только начинаются, подтверждается явно сдерживаемым ростом расходов на ПО (-21% — в 2003 году, -24% — в 2004 году, +15% — в 2005 году, +17% — в 2006 году). Автодилеры пока не столько внедряют, сколько подготавливают внедрения. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP