|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Операторы связи и банки все чаще упоминают в своих проектах технологию бесконтактных платежей Near field communication (NFC). Платежные системы Mastercard и Visa создали вариации на тему их поддержки, так как заинтересованы в большем числе потребителей, а банки с желанием выпускают карты с NFC. Российский рынок связи пока не готов нести технологию в массы.
Несмотря на причастность к проектам крупных компаний, аббревиатура NFC мало что значит для большинства российских потребителей по двум причинам: в связи с малой распространенностью в стране телефонов с поддержкой технологии и ввиду непопулярности в России банковских карт и телефонов с NFC как средств оплаты. Тем же, кто решается попробовать, приходится искать соответствующую инфраструктуру.
Операторы связи, желающие увеличить оборот средств на счету абонентов и заработать на комиссиях, присматриваются к рынку транспортных услуг и розничной торговли, идут на партнерство с банками. Но в России больших по числу пользователей проектов по-прежнему нет: есть только громко рекламируемые. Аналитики констатируют, что иногда в России иметь в кармане телефон с NFC столь же полезно, как оказаться с мобильным телефоном в стране, где не работает ни один сотовый оператор.
Российские операторы в ноябре 2011 года поддержали инициативу отраслевой ассоциации GSMA по содействию внедрению NFC-решений на базе специальных sim-карт. Но одного желания операторов недостаточно, оно должно быть подкреплено согласием партнеров, позволяющим абонентам тратить деньги с абонентского счета. При этом потенциальному партнеру мотив повышения оборота этого счета может быть безразличен. То же самое можно сказать и о поддержке NFC-карточек банками.
Эксперты открыто заявляют о том, что именно отсутствие развитой инфраструктуры тормозит прогресс NFC-сервисов в России. Суммарной статистики по числу выпущенных карт с NFC в России нет, хотя, экстраполируя отчеты и планы отдельных банков, можно говорить о десятках тысяч. Некоторые банки выпускают только премиальные карты с NFC с большой стоимостью годового обслуживания, что сужает потенциальную аудиторию владельцев продукта. Количество мест, где такая карта может быть использована, тоже неизвестно, что делает неопределенным интерес банка к выпуску по-настоящему массового продукта.
Основные игроки мобильных ОС
Интегрированные NFC-контроллеры и элементы безопасности
Источник: Gartner Q3 2001 (smartphone market)
В этом контексте банки и операторы делают свои первые шаги с NFC в транспортных проектах, каковые уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге: для оплаты проезда применяются бесконтактные билеты с RFID (Radio frequency identification). До использования NFC остается буквально шаг, ведь NFC выросла из RFID и совместима с ней. Так, в метро достаточно лишь провести настройку имеющихся турникетов для того, чтобы сделать вестибюли станций готовыми на аппаратном уровне к взаимодействию с банковскими картами и телефонами с NFC. Помимо этого, необходима интеграция на программном уровне, отладка прохождения денежных транзакций. Однако нет необходимости вкладывать огромные средства в переоборудование, уверены эксперты.
Подобная мера, напротив, необходима, когда речь заходит о магазинах или сетях кафе. В начале века NFC от MasterCard опробовал американский McDonalds – этой сети закусочных очень важно сократить время обслуживания одного человека на кассе. Но в российском McDonalds лишь относительно недавно, в 2010 году, внедрили поддержку пластиковых карт вообще.
Многие другие владельцы торговых точек в России тоже только недавно вложились в оборудование для банковских карт. В скором аппаратном апгрейде для них нет смысла, так как нет прямого выигрыша – покупатели могут расплатиться обычной банковской картой, а ради амбиций сотовых операторов, банков и мизерного числа потенциальных потребителей идти на дополнительные траты нецелесообразно.
Смысл появляется в маркетинговых проектах, дающих шанс показать развитие бизнеса со стороны прогресса. Примером такого сотрудничества может послужить совместный проект "Мастер-банка", московского ресторана Rock-Vegas и "Мегафона": только абоненты этого оператора, владеющие специальной NFC-наклейкой, могут оплатить заказ только в этом ресторане. Аналогичная акция действовала в летнем кафе на территории конференции РИФ+КИБ 2012 в "Лесных далях", когда покупки можно было оплатить NFC-картой "Яндекс.Денег" со счета в платежной системе, который мог быть привязан в свою очередь к кредитной карте. МТС в Перми оборудовала несколько заправочных станций для оплаты топлива со счета абонента, а также несколько торговых автоматов того же города. Во всех случаях покупателю необходимо было приобрести специальный NFC-модуль, так как поддержка телефонов со встроенным NFC не предусматривалась.
Представить, что услуги в столь ограниченном исполнении спровоцируют высокий спрос, сложно. Дополнительный барьер к использованию операторских решений состоит в необходимости поместить в телефон дополнительный модуль. А заставить абонента идти в салон оператора – сложно.
Одновременно трудно представить в России ажиотаж вокруг телефонов с NFC. В 2011 г., по оценке IMS Research, было поставлено 35 млн телефонов с NFC по всему миру. В 2012 г. ожидаются поставки на уровне 80 млн. Хотя в мае 2011 г. производитель NFC-чипов компания NXP прогнозировала продажи даже большего количества аппаратов по итогам 2011 г. Такое несовпадение говорит о несоответствии действительной востребованности технологии во всем мире ожиданиям производителей базовых микросхем.
Россию же к числу передовых ИТ-держав относить некорректно. Реалии NFC-рынка таковы, что в России подобные телефоны распространены мало и перечисленными выше операторскими сервисами не поддерживаются. На телефоне недостаточно иметь микросхему, нужно располагать приложением, которое бы обеспечивало корректное списание средств с того или иного счета при оплате определенного перечня нужных услуг. Нередко операторы связи взимают с пользователя комиссию при организации NFC-платежа, что также не добавляет привлекательности сервису.
В итоге, хотя речь идет о конкретной технологии, об утвержденном стандарте, универсальность в подходе и понятные правила для клиентов пока отсутствуют.
Не слишком радужные краткосрочные перспективы для NFC еще не означают их полное отсутствие. Универсальные решения на базе поддерживающих NFC-технологий Visa payWave или MasterCard PayPass пусть не стремительно, но развиваются в России. Visa только в ноябре прошлого года выпустила в России первые карты с поддержкой payWave, но аналогичная технология у MasterCard появилась тремя годами раньше.
Обе платежные системы позволяют не подписывать чек и не вводить PIN карты при покупках на сумму до 1 тыс. руб. С большими суммами технология NFC выигрыша в удобстве не даст, придется расплачиваться обычным способом. Так как Visa в России делает только первые NFC-шаги, то о поддержке payWave со стороны сервисов говорить рано. Но и MasterCard не раскрывает число терминалов оплаты для PayPass в России, предпочитая этой информации распространять общую по всему миру статистику: 425 тыс. торговых точек в 37 странах.
В конце октября 2011 г. на сайте "Альфа-банка" заместитель директора по развитию электронных услуг банка Андрей Алексахин, отвечая на вопрос клиента, признал, что терминалов с поддержкой PayPass в России мало. В прошлом году президент МТС Андрей Дубовсков предполагал, что в 2012 г. в России сканерами PayPass будет оснащено 10-30 тыс. торговых точек, а количество абонентов МТС, которые будут пользоваться телефоном с NFC, составит в более далекой перспективе несколько миллионов.
В мае МТС совместно с родственным "МТС-банком" объявили о проекте выпуска эмулированных на sim-картах банковских карт MasterCard. При установке в телефон такой sim-карты и антенны, телефоном можно пользоваться как обычной картой в том неизвестном для России количестве мест, где поддерживается PayPass. Важно, что средства здесь списываются с банковского счета, а не с абонентского. МТС прогнозирует, что на конец года будет продано четверть миллиона таких карт.
Один из производителей чипов NFC Bradcom заявлял, что в текущем году технология будет поддерживаться в 10–15% продаваемых телефонов, и, как писалось выше, прогнозы на прошлый год по числу продаж не оправдались. По оценке Bradcom, безопасность – одна из главных причин, сдерживающих развитие технологии в последние годы.
Сервис, связанный с доступом к денежным средствам, где бы они не хранились, всегда подвергается пристальной критике со стороны специалистов информационной безопасности. Они уже демонстрировали способы перехвата информации, которой обмениваются между собой два NFC-устройства: то, что технология рассчитана на работу на расстоянии менее 20 см, не мешает потенциальным злоумышленникам воспользоваться антеннами с усилителями и специальным программным обеспечением.
Взлому могут быть подвергнуты телефон пользователя или платежный сервис (пример тому – атака на Google Wallet). Необходимо учитывать и тот факт, что потерянная банковская карта или телефон могут быть использованы для платежей без аутентификации. И хотя каждый возможный платеж невелик, за счет нескольких покупок злоумышленник может нанести ощутимый ущерб владельцу.
В зависимости от конкретного решения, необходимо обеспечивать безопасность для владельца при использовании сервиса, на чем бы он не базировался: на NFC-модуле в виде наклейки, на модуле, устанавливаемом в телефон вместе с sim-картой, на sim-карте NFC или микросхеме внутри сотового телефона.
Тем не менее самый очевидный негатив для NFC в России в том, что среднему гражданину это просто неинтересно. NFC – технология для безналичных платежей, а по статистике "Банка России", 90% всех платежей в стране приходится на наличный расчет. Банковских карт много, но их владельцы чаще всего снимают с них только зарплату. На этом фоне прогресс NFC как части пусть и растущего электронного денежного оборота ставится в зависимость от факторов, далеких от высоких технологий.
Александр Смертников
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP