|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Сотовые операторы МТС и «Вымпелком» (бренд «Билайн) вошли в десятку крупнейших европейских операторов по результатам 2008 г. МТС также названа в числе десяти крупнейших операторов по количеству абонентов во всем мире.
Международный союз электросвязи (МСЭ) отмечает, что за последние 6 лет сотовая связь стала наиболее предпочтительной технологией коммуникации – ей пользуются втрое чаще, чем проводными линиями. В конце 2008 г. мобильным телефоном пользовалось 60% людей на планете. Для сравнения, в 2002 г. их число составило всего 12%. По данным МСЭ, к концу 2008 г. в мире насчитывалось 4,1 млрд мобильных номеров (в 2002 г. их число едва превышало 1 млрд). Число же пользователей проводных телефонов в мире за последние 6 лет выросло незначительно – с 1 до 1,27 млрд человек.
Главным образом распространение мобильной связи выросло благодаря развивающимся странам, таким как Китай, Пакистан и Саудовская Аравия. Лидирует среди них по проникновению сотовой связи Африка, где мобильным телефоном пользуется каждый четвертый житель. Здесь же начали появляться первые терминалы для оплаты покупок с помощью телефона, сообщается в отчете МСЭ.
В десятку крупнейших мировых сотовых компаний, составленную Informa Telecoms & Media, вошла российская МТС, заняв 8-ю строчку с абонентской базой по состоянию на декабрь 2008 г. в 93 млн абонентов. Рейтинг составлен исходя из количества «пропорциональных абонентов», которое рассчитывается пропорционально долям в дочерних предприятиях.
Предсказуемый лидер - China Mobile (346,5 млн абонентов). Именно китайский рынок, по данным МСЭ, является самым крупным по количеству абонентов сотовой связи - в середине 2008 г. количество активных контрактов в этой стране превысило отметку в 600 млн единиц. МСЭ учитывает число действующих контрактов. У одного человека может быть несколько номеров, а в развивающихся странах несколько человек могут пользоваться одним телефоном. Поэтому с определенной степенью погрешности аналитики приравнивают число контрактов к числу пользователей и владельцев сотовых терминалов.
Среди других операторов в первой пятерке Informa Telecoms & Media – Vodafone (265,2 млн абонентов), America Movil (179,8 млн абонентов), China Unicom (177,5 млн абонентов) и Telefonica SA (168,8 млн абонентов).
Крупнейшие сотовые компании по числу абонентов в мире
Компания | Число абонентов на декабрь 2008 г. |
China Mobile CC | 346 523 826 |
Vodafone | 265 188 682 |
America Movil | 179 797 263 |
China Unicom | 177 500 000 |
Telefonica SA | 168 836 360 |
Deutsche Telekom | 124 420 497 |
France Telecom | 99 572 523 |
MTS | 93 047 800 |
AT&T Inc | 92 447 576 |
Telenor | 91 587 070 |
Источник: Informa Telecoms & Media, 2009
В отчете аналитической компании также названы лидеры отдельных стран. В этом списке также фигурирует МТС как крупнейшая сотовая компания Восточной Европы. В США лидерами являются AT&T и Verizone, в Индии – Bharti и Vodafone Essar.
В европейский рейтинг вошли сразу два российских оператора: МТС здесь расположилась на 2-м месте после Vodafone (130 млн абонентов). Второй отечественный участник мобильного хит-парада - «Вымпелком» (57,6 млн абонентов) — идет с большим отрывом от своего вечного конкурента и занимает 7-е место. На 3-м месте рейтинга Deutsche Telekom (91,27 млн абонентов), далее идут France Telecom (77,81 млн абонентов), Telefonica SA (74,2 ). На одну строчку обогнала «Вымпелком» шведская TeliaSonera (58,7 млн абонентов)
Рейтинг крупнейших сотовых операторов в Европе
Компания | Число абонентов на декабрь 2008 г. |
Vodafone | 130 395 549 |
MTS | 93 047 800 |
Deutsche Telekom | 91 270 443 |
France Telecom | 77 816 069 |
Telefonica SA | 74 203 130 |
TeliaSonera | 58 731 630 |
VimpelCom | 57 639 678 |
Telenor | 46 578 370 |
Turkcell | 44 406 642 |
Telecom Italia | 36 143 100 |
Источник: Informa Telecoms & Media, 2009
Informa Telecoms & Media прогнозирует, что годовой доход операторов Центральной и Восточной Европы к 2013 г. вырастет на 30% и составит $77 млрд. Драйвером роста станет рост прибыли от дата-сервисов, которая составит к этому моменту $23,4 млрд.
Крупнейшие компании по регионам
Регион | Страна | Оператор | Число абонентов на декабрь 2008 г. |
Азиатско-Тихоокеанский | Китай | China Mobile | 457669000 |
Азиатско-Тихоокеанский | Китай | China Unicom | 133365400 |
Азиатско-Тихоокеанский | Индия | Bharti | 85650750 |
США/Канада | США | AT&T | 7700900 |
США/Канада | США | Verizone | 72056000 |
Восточная Европа | Россия | МТС | 63991000 |
Азиатско-Тихоокеанский | Индия | Vodafone Essar | 60933170 |
Азиатско-Тихоокеанский | Индонезия | Telkomsel | 57986400 |
Латинская Америка | Мексика | Radiomovil Dipsa | 56371000 |
Азиатско-Тихоокеанский | Япония | NTT DoCoMo | 54155100 |
Источник: Informa Telecoms & Media, 2009
Со своей стороны, аналитики PricewaterhouseCoopers предупреждают о рисках снижения выручки операторов беспроводной связи в изменившихся экономических условиях. Они связаны со снижением объема капитальных инвестиций, вызванным спадом, а также с появлением новых источников доходов и с развертывание инновационных платформ.
В PricewaterhouseCoopers считают, что в настоящий момент управление выручкой в таких компаниях направлено преимущественно на то, чтобы минимизировать «утечки» в биллинге основных услуг. В связи с этим операторам срочно необходимо пересмотреть стратегию управления выручкой во всех областях сотрудничества с клиентами и поставщиками контента.
В исследовании PricewaterhouseCoopers приняли участие 18 участников рынка беспроводной связи, преимущественно из США и Канады, включая таких гигантов как AT&T, T-Mobile, Verizon Wireless и других. 56% респондентов отметили, что более 90% годовой выручки подвергается проверке в рамках программы управления выручкой. Однако более чем в 60% компаний на каждый миллиард выручки приходится десять или менее сотрудников финансового менеджмента, и эти специалисты занимаются преимущественно биллингом и обслуживанием связи по передаче голосовых сообщений и данных.
По словам партнера PricewaterhouseCoopers Мейси Коффи, в нынешних экономических условиях потребители стали внимательнее относиться к ценам, и операторам следует признать, что их риски теперь ограничиваются не только биллингом и обслуживанием связи. «Компании должны найти способы предотвратить и взять под контроль дальнейшую «утечку» выручки по всему циклу ее получения, включая НИОКР, сектор продаж и обслуживания клиентов», - заявил он.
Новые потоки выручки выгодны операторам, которые развивают партнерские отношения с поставщиками контента, так как среди потребителей растет спрос на контент, рекламу и даже на возможность покупать товары и услуги с помощью мобильного телефона. В среднем прибыль от услуг передачи данных в годовом исчислении возросла на 50% во всех компаниях, принявших участие в опросе.
Операторы – участники опроса - считают, что начисления по услугам доступа к контенту, по которым не выставляются счета (например, доступ к играм, рекламе, телевидению), открывают наибольшие возможности в плане управления выручкой.
В ходе опроса 63% респондентов также отметили, что за последние три года они завершили сделки по объединению с другими компаниями. При этом им еще многое нужно сделать, чтобы полностью интегрировать приобретенные компании. Многие продолжают вести бизнес приобретенных компаний отдельно, чтобы упростить управление обслуживанием клиентов. Однако это наносит ущерб политике экономии затрат, снижает уровень обслуживания и, конечно же, способствует «утечке» выручки.
Анастасия Симакина, Сергей Попсулин
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP