|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Спрос на ИТ телекоммуникационных предприятий продолжает оставаться стабильно высоким. После кризиса 2003-2004 гг. телекоммуникационные компании быстрее других наращивают свое присутствия на рынке ИТ, поддерживая устойчиво высокие темпы роста и опережающими темпами инвестируя средства от прибыли в развитие ИТ-инфраструктуры.
В течение 3-х лет — с 2005 по 2007 гг. — расходы телекоммуникационных компаний на ИТ увеличились с 16 млрд руб. до 28 млрд руб. (по предварительным оценкам Росстата). При этом доля сектора телекоммуникаций в общих ИТ-затратах предприятий всех отраслей экономики возросла с 10% до 14% (для сравнения в 2002 году доля телекома в общих ИТ-затратах в экономике составляла всего 5%). Телеком явно обгоняет другие отрасли по ИТ-инновациям.
Одной из самых высоких является и доля ИТ-затрат телекоммуникационных компаний в прибыли (порядка 9,5%). Показатель, правда, несколько ниже, чем в прошлые годы (для сравнения в 2006 году он составил 11,7%, в 2005 году — 11%). Однако определяется он не столько снижением доли отчислений свободных средств на инвестиции в высокотехнологичное развитие (для этого нужно сравнивать текущие затраты с прибылью прошлого года), сколько опережающим ростом отдачи от инвестиционной политики телекоммуникационных компаний в собственное развитие — на единицу затрат приходится всё большая выручка. В этом смысле телеком — типичный пример удачной сбалансированной ИТ-политики, приносящей высокую отдачу.
Динамика ИТ-затрат в телекоммуникационном секторе России
Источник: CNews Analytics, 2008
Темпы роста спроса на ИТ в телекоме отличаются высокой стохастичностью с довольно существенными колебаниями от года к году. Так, в 2003 году прирост ИТ-затрат телекоммуникационных предприятий составил +47,7%, в 2004 году — всего +1,6%, в 2005 году был отмечен всплеск спроса и ИТ-затраты выросли сразу на 62,1%, 2006 год принес очередное снижение спроса до +35% и по предварительным оценкам тенденция сохранилась в 2007 году (+31%). Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что спрос на ИТ в секторе телекоммуникаций монотонно возрастает от года к году без «провалов» потребления, которые, как неоднократно отмечалось, вполне типичны для высоко информатизированных отраслей с уже созданной разветвленной ИТ-инфраструктурой, поддержка которой не требует постоянных и высоких затрат из года в год. Телеком, напротив, несмотря на высокоразвитую инфраструктуру, демонстрирует устойчивый положительный рост, т.е. затраты прошлого года не просто воспроизводятся, но и непрерывно наращиваются.
Еще более явно интенсивный характер информатизации телекома проявляется, если сопоставлять темпы роста спроса на ИТ телекоммуникационных компаний с темпами роста спроса на ИТ по экономике в целом. Практически на всем периоде 2003-2007 гг. (за исключением кризисного 2004 года), спрос на ит в секторе телекоммуникаций опережает спрос на ИТ в экономике, причем значительно — в период 2005-2007 гг. опережение составило, соответственно, 1.31, 1.22 и 1.14 раз.
По отношению к уровню прибыли ИТ-затраты телекоммуникационных компаний не устойчивы. Так, до 2005 года рост ИТ-затрат отставал от роста прибыли того же периода, что могло свидетельствовать, как мы уже говорили, о возрастающей отдачи от ИТ-инвестиций. В 2005-2006 гг. ситуация была обратной — рост ИТ-затрат стал опережать рост прибыли, что было вызвано интенсификацией долгосрочных инвестиций в ИТ-инфраструктуру с отложенным экономическим эффектом. Наконец, в 2007 году на фоне резкого взлета прибылей в телекоме (+60%, что в 2 раза превосходит темпы роста прибыли в предыдущие годы), вновь наметилось отставание ИТ-затрат (коэффициент опережения = 0,82). При этом отмеченный рост прибылей явился откликом на ранее произведенные ИТ-инновации в отрасли, которые позволили в течение последних 2-3 лет резко расширить спектр предоставляемых услуг и повысить их качество.
Темпы роста затрат на ИТ в телекоме, 2003-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
ИТ-проекты, реализованные телекоммуникационными компаниями за последние год-два позволяют выделить четыре отличающихся по целям направления ИТ-инноваций в секторе телекоммуникаций.
1. ИТ-инновации, направленные на повышение экономической безопасности и эффективности управления укрупняющимися структурами телекоммуникационных компаний. Как уже говорилось, росту спроса на ИТ в немалой мере способствует внутренний рост компаний, что связано с необходимостью сохранить оперативность в управлении в разрастающейся организационной структуре. Рост компании приводит к утрате прозрачности, к усложнению анализа текущего состояния и тенденций развития и, в итоге, к усложнению видения и процедур выработки стратегических целей, а также ещё и к проблеме их адекватной трансляции тысячам исполнителей по всем региональным подразделениям.
В свою очередь, развитие ИТ-итнфраструктуры, вслед за ростом компаний, ведёт, в свою очередь, к необходимости внедрения систем мониторинга ИТ-инфраструктуры. У компаний возникает потребность в продуктах, которые позволяли бы ей централизованно осуществлять мониторинг распределенной в пространстве ИТ-инфраструктуры, предотвращать потенциальные угрозы, оперативно реагировать на возникающие сбои ПО и АО. Действительно, ИТ-инфраструктура каждого из ведущих операторов связи, охватывающая практически всю территорию России, состоит из более тысячи различных серверов и до десятка тысяч клиентских машин. Чтобы предотвратить чрезмерный рост штата своих ИТ-подразделений, телекоммуникационные гиганты выбирают подход, основанный на стандартизации, автоматизации и централизации системы управления инфраструктурой.
Именно из этих соображений «Вымпелком» некогда внедрил систему управления по сбалансированной карте показателей (Balanced Scorecard) с последующей её «оцифровкой». В своё время другой главный монополист рынка услуг сотовой связи — «МТС» — внедрил автоматизированную систему управления предприятием, в задачи которой входили информационная поддержка принятия решений на всех уровнях, поддержка глобальных бизнес-процессов, управление финансовыми потоками, отношениями с потребителями, а также разработкой и внедрением новых услуг. Внедряемое решение базировалось на интегрированной системе управления предприятием Oracle E-Business Suite, которая поддерживает все бизнес-процессы телекоммуникационного оператора.
Кроме того, в МТС были решены задачи создание единой сервисной службы поддержки пользователей ИТ-услуг, эффективного устранения возникающих инцидентов в работе ИС, создание системы проактивного управления ИТ-инфраструктурой, повышение качества предоставления ИТ-услуг сотрудникам МТС.
Вслед за ними «Мегафон» провел крупный проект по унификации своей ИТ-инфраструктуры, что стало одним из этапов общей стратегии по созданию унифицированной системы поддержки ИТ-инфраструктуры на всех предприятиях холдинга.
Не отстают от сотовых операторов и особо крупные из числа «экс-советских» операторы местной и внутризоновой связи, такие как МГТС, для которых не менее важную роль играет автоматизация технологических процессов, процессов управления, взаимодействия с абонентами, включая биллинговые системы. В последнее время ИТ-составляющая имеет превалирующее значение во всех проектах МГТС. Так, к настоящему моменту в МГТС создан единый контактный центр, введен в эксплуатацию сеть справочно-сервисных центров, работающих на основании единых бизнес-процедур, включая работу в ночное время «автоматического оператора», запущена в опытную эксплуатацию система интерактивного голосового ответа IVR.
2. ИТ-инновации, нацеленные на повышение капитализации. Качество ИТ-инфраструктуры играет и очень важную латентную роль — роль некого «допуска» для входа на мировые биржи и эффективного экспорта услуг. Так, по опубликованным в СМИ данным, проблемы соблюдения требований закона Сарбанеса-Оксли (SOX) по контролю за ИТ и, в частности, ИТ-безопасностью уже заставили провести делистинг с Нью-Йоркской фондовой биржи таких мировых гигантов, как BASF, SGL group, Bayer.
Предвосхищая такое развитие событий «Вымпелком», совместно с Bell Integrator и Symantec реализовали крупный проект по управлению политиками ИТ-безопасности — внедрение решения класса Security Compliance. Внедренная система позволяет контролировать соблюдение политики ИТ-безопасности, оповещать об инцидентах и несоответствиях в ИТ-инфраструктуре, в оперативном режиме формировать аудиторские отчеты по стандартам SOX, CobIT, Basel II, ISO 27001, PCI DSS и др.
3. ИТ-инновации, нацеленные на повышение клиентоориентированности телекоммуникационных компаний. Для любого оператора связи одним из ключевых факторов успеха компании является бесперебойная и качественная работа ИС. Поэтому значительное количество ИТ-инноваций основных игроков рынка телекоммуникационных услуг — сотовых операторов — нацелено на улучшение эффективности и качества обслуживания абонентов.
Не отстают от них и экс-советские госмонополисты. Например, в МГТС в 2007 году был инициирован проект внедрения системы FORIS FIX, основной целью которой стало обеспечение поддержки пакетов конвергентных услуг, сложных схем тарификации, комплексных и гибких иерархий счетов и клиентов; сокращение времени выполнения критических задач и оптимизация операционных бизнес-процессов предприятия; обеспечение гибкости в определении методов и правил оплаты разных типов услуг; сокращение времени вывода на рынок новых услуг; упрощение администрирования и эксплуатации ИТ-инфраструктуры и т.д.
4. ИТ-инновации, нацеленные на подготовку базы для развития критических технологий. Этот тип ИТ-инвестиций телекоммуникационных операторов является разновидностью долгосрочных вложений, задача которых состоит в создании задела для поддержки сервисов, возникающих при реализации принципиально новых, так называемых, критических технологий, находящихся сегодня на латентных или ранних фазах развития, но при этом определяющих технологический облик будущего. К числу таких технологий относится запускаемый сегодня проект ГЛОНАСС, который резко расширит возможности отечественной спутниковой группировки и приведет к появлению принципиально новых услуг в области навигации, мониторинга, передачи информации.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP