|
|
Российский бродбэнд: новый локомотив роста?В 2006 году многие интернет-провайдеры в России смогли значительно увеличить свою абонентскую базу широкополосного доступа. Весь год рынки Москвы и Санкт-Петербурга сотрясали ценовые войны провайдеров, теперь наступает очередь регионов. В масштабах всей страны российский рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет, который по итогам 2006 года оценивается примерно в $1 млрд, развивается неравномерно. Его проникновение, в зависимости от региона, составляет, по некоторым оценкам, от 5% до 25% домохозяйств. Наибольшее развитие ШПД получил в Москве, в меньшей степени — в Санкт-Петербурге, и в гораздо меньшей — в других российских регионах. Там этот рынок находится в «зачаточном» состоянии, зато переживает стремительный рост. В целом по России рынок в 2006 году, по данным iKS-Consulting, вырос на 42%. А по прогнозам Мининформсвязи РФ в 2007 году может вырасти еще больше — на 50-70%, составив $1,5–1,7 млрд. В 2006 году, по оценкам Golden Telecom, число пользователей услуги ШПД составляло 2,2 млн (примерно 1,5% населения России или 3,5% домохозяйств), а в 2010 году, по прогнозам компании, увеличится до 10 млн. По данным J’son&Partners в декабре 2005 года число домашних пользователей сетей ШПД в России составляло 1,2 млн. За год оно более чем удвоилось и достигло 2,5 млн. Российский рынок широкополосного доступа в интернет, 2005-2007 (млн долл) * — прогноз Столица российского бродбэнда По данным J'son & Partners в 2006 году число абонентов высокоскоростного доступа в Москве выросло до 1,1 млн. Похожие оценки приводит iKS-Consulting — 1,05 млн человек. Напомним, что по данным ACM-Consulting быстрым интернетом в конце 2005 года пользовалось 700 тыс московских домохозяйств — таким образом, годовой прирост абонентской базы составил почти 60%. На столицу приходится примерно половина всех пользователей ШПД в России. Лидерами рынка являются 4 компании, которые контролируют более его половины — “Комстар-Директ” (торговая марка «Стрим») — 360 тыс. абонентов на конец 2006 года, далее следуют «Корбина Телеком» — 110 тыс., "Комкор-ТВ" («Акадо») — 98 тыс. и «Центел» (Qwerty) — 75 тыс. К концу года московские провайдеры, как ожидается, смогут набрать 1,6 млн абонентов. Московский рынок ШПД: рыночные доли компаний по числу абонентов, 2006 Лидер столичного бродбэнда как по абсолютному приросту за 2006 год, так и по размеру абонентской базы — «Комстар-Директ» (бывшая компания «МТУ-Интел») — увеличил число пользователей по итогам 2006 года на 44% (на 110 353 абонента) — до 359 895 абонентов. Тем самым компания превысила план, установленный на 2006 год, — в 350 000 абонентов. Несмотря на это, оператор теряет свою долю на рынке — показатель сократился с 37% (с учетом подписчиков домашних сетей, подключенных по каналам «Комстара» и «МТУ-Интел», она составляла по итогам 3 квартала 2006 года 39%) до 33%. Тем не менее, в 2007 году компания хочет сохранить лидерство. Абонентская база МГТС, которая дает компании доступ к конечным пользователям, составляет около 3,8 млн квартир, из которых примерно каждая десятая подключена к «Стриму». Здесь компания видит для себя хороший резерв роста. Существенно выросла абонентская база «Корбины Телеком", которая в конце 2005 года приступила к созданию сети Fiber-to-the-Building (FTTB). К концу 2006 года сеть охватывала примерно 2,4 млн квартир в Москве, что составляет приблизительно две трети всех квартир столицы. Ежемесячно численность клиентов «Корбины Телеком», которая в конце 2006 года была приобретена компанией «Голден Телеком», увеличивается более чем на 10 тыс человек. Более чем удвоилось за 2006 год число пользователей ШПД «Акадо» (компания "Комкор-ТВ"). По состоянию на конец февраля 2007 года их количество достигло 110,9 тыс., в то время как в конце марта 2006 года насчитывалось 46,4 тыс. В течение всего 2006 года и без того острая конкуренция на столичном рынке ШПД усиливалась, что приводило к снижению тарифов, которые, похоже, достигли к началу 2007 года критически низкого уровня. Стратегия московских провайдеров изменилась –в рамках существующих тарифных планов <a href=http://www.rbcdaily.ru/2007/03/22/media/269139> они стали увеличивать скорости доступа</a>. В течение одной недели марта об изменении скорости объявили «Акадо» и Qwerty, пытающиеся таким образом противостоять «Стриму». Последний начал эту практику еще в 2006 году и в феврале 2007 года в очередной раз повысил скорость по своим тарифам. В компании говорят, что затем удваивали скорость в октябре и декабре 2006 года, регулярно увеличивая ее на отдельных действующих и архивных тарифных планах. Крупные столичные интернет-провайдеры, у которых еще есть пользователи коммутируемого доступа, нацелены на то, чтобы перевести их на выделенный канал. Так, в феврале 2007 года "Комстар-Директ", у которого пользователей dial-up относительно много (более 109 тыс. по состоянию на конец 2006 года) представил новый тариф. За $8 долларов в месяц пользователям предлагается безлимитный доступ со скоростью 128 Кбит/с, а в качестве бонуса бесплатно предоставляется ADSL-модем в обмен на ранее использовавшийся dial-up модем. В компании надеются, что, распробовав ШПД, бывшие пользователи коммутируемого доступа и новые интернет-пользователи впоследствии сменят тариф на более быстрый и будут приносить оператору больше денег. Санкт-Петербург: рост на порядок Важным событием на петербургском рынке ШПД, который развивался в 2006 году не менее активно, чем московский и вырос примерно на порядок (по числу абонентов), стало появление «Северо-Западного Телекома» (СЗТ), который по итогам года здесь лидировал (около 50 тыс клиентов). Межрегиональная компания «Связьинвеста» стала активно продвигать услугу ADSL-доступа под торговой маркой «Авангард», составив конкуренцию многочисленным домовым сетям и общегородскому широкополосному провайдеру «Вэб Плас» (около 40 тыс. абонентов на конец 2006 года). Позже на рынок вышел еще один игрок — компания «Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ), который подключил к своей услуге «Твой Интернет» в 2006 году 20 тыс абонентов. Конкуренция в 2007 году на широкополосном рынке северной столицы еще более обострится — о своих планах выйти на него объявил холдинг «Ренова-Медиа». Компания собирается построить сеть, охватывающую 1,5 млн абонентов. На петербургском рынке, который, так же как и московский, все год потрясали ценовые войны провайдеров, работает более 50 игроков. Среди них — не более десятка компаний, обслуживающих более 10 тыс. клиентов. Оценки местного рынка сильно разнятся — от 200 до 400 тыс. абонентов в конце 2006 года. Регионы дождались анлима Основные драйверы роста рынка ШПД в регионах — снижение стоимости аренды магистральных каналов, строительство и модернизация городских сетей передачи данных, существенный рост пропускной способности каналов, снижение платы за подключение и тарифов за трафик. И самое главное — наличие неудовлетворенного спроса на относительно недорогой и качественный высокоскоростной интернет. Судя по стремительному росту абонентской базы традиционных операторов, в регионах наблюдается настоящий бум ШПД. За 8 месяцев реализации проекта Domolink, стартовавшего в середине апреля 2006 года в 6 регионах центрального федерального округа, количество абонентов «ЦентрТелекома» выросло более чем в 7,2 раза — с 16 619 в начале года до 115 052 в декабре 2006 года. При этом динамика подключений в течение ноября — декабря 2006 года превысила 5,5 — 6 тыс. абонентов в неделю по сравнению с 500 новыми подключениями в неделю в апреле — мае того же года. Количество ADSL-пользователей «ВолгаТелеком» увеличилось в 4,4 раза — до 112,95 тысяч. За 2006 год «Северо-Западный телеком» подключил к услуге ADSL-доступа в интернет — «Авангард» — почти 80 тыс. абонентов Северо-Запада, заняв порядка 40% рынка ШПД в регионе. Количество абонентов услуги ШПД, оказываемой "Сибирьтелекомом" под торговой маркой Webstream, составило к концу 2006 г 65 тыс., увеличившись за год более чем на 54 тыс. абонентов. В 2006 году количество пользователей хDSL-доступа в интернет ЮТК увеличилось на 37,4 тыс. — с 31,8 до 69,3 тыс. абонентов. Общее количество широкополосных подключений «Уралсвязьинформа» выросло в течение 2006 года в 6,8 раза - с 16,9 тыс. до 115,0 тыс. Число пользователей широкополосного доступа МРК "Связьинвеста", 2005-2006 гг. В конце 2006 — начале 2007 года в регионах стали появляться первые тарифы для домашних пользователей с безлимитным доступом, но еще на низких скоростях (64 и 128, реже — 256 кбит/c), которые при этом не всегда гарантированно соблюдались провайдерами. Тарифы региональных провайдеров при низком качестве сервиса оказались в несколько раз выше, чем в столице, а в службу техподдержки дозвониться сложно (компании экономят на call-центрах). Часто пионерами безлимитных тарифов становились небольшие альтернативные операторы, оказывающие услуги на ограниченных городских территориях, где они имеют телефонную емкость. Они активно и эффективно конкурируют с монополистами — межрегиональными компаниями «Связьинвеста». Так, в Ростове компания «Цифровые телефонные сети» предложила абонентам безлимитный тариф «Джет Форвард» со скоростью передачи данных в два раза выше и в полтора раза дешевле, чем у ЮТК. Традиционные операторы вынуждены придумывать новые удобства для абонентов. Так, «Волгателеком» тестирует в Кирове новую услугу – «Обещанный платеж», которая позволит абонентам J-ADSL пользоваться интернетом бесплатно в течение трех дней по истечении авансового платежа. Основные тенденции регионального рынка ШПД прошедшего 2006 года — начало экспансии крупных столичных игроков, усиление конкуренции, а также стремление ряда провайдеров к предоставлению единого пакета услуг — кабельное телевидение, доступ в интернет и интернет-телефония. Новые услуги Широкополосный доступ является той основой, на которой операторы могут предоставлять новые перспективные услуги — IP-телефонию, интернет-телевидение (IP TV) и пр. Но пока похвастаться реальными успехами в этом сегменте могут лишь единичные провайдеры. Среди них — пионер IP-телевидения компания «Комстар-ОТС», которой удалось увеличить абонентскую базу пакета Double play (интернет+«Стрим-ТВ») в 2006 году в 12,45 раз — до 83 328 абонентов, что на 39% превышает показатель, который был запланирован на 2006 год (60 000 абонентов). Оператор намерен тиражировать свой успешный столичный опыт в регионы под собственным брендом «Стрим-ТВ». Одноименная компания управляет 31 кабельным оператором в 25 городах России, которые обслуживали в конце 2006 года 1,4 млн семей - на 105% больше, чем в начале года. По оценкам участников рынка, средний доход компаний «Стрим-ТВ» на одну подключенную квартиру - $4-6 в месяц. В регионах услуга IPTV пока не столь популярна. Так, количество пользователей интернет-телевидения, которую «Сибирьтелеком» предоставляет под торговой маркой Webstream-TV в Новосибирске с мая 2006 года, составило к февралю 2007 года всего около 1,6 тыс. абонентов. В целом по стране рынок платного ТВ пока растет медленно - на 10-15% в год. Но, несмотря на это, операторы активно развивают направление, надеясь на ускорение рынка в ближайшей перспективе. В конце февраля 2006 года «Дальсвязь» запустила в коммерческую эксплуатацию интерактивное телевидение (торговая марка «Дальсвязь TVi») в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Планируется, что с 12 марта 2007 года интерактивное телевидение станет доступно в г. Комсомольске-на-Амуре и Биробиджане. В планы компании входит трансляция более 50 российских и зарубежных телевизионных каналов в цифровом качестве. Кроме того, абонентам будет доступна услуга «Видео по запросу» (более 150 фильмов на любой вкус), игры, доступ в интернет по технологии DSL. В феврале 2007 года завершил первый этап внедрения услуги IP TV Кировский филиал «ВолгаТелеком». В тестовом режиме услугой могут пользоваться жители Кирова и 17 районов области. Во время тестовой эксплуатации все абоненты, которые выбрали подключение к интернет по технологии ADSL, на любом тарифном плане бесплатно могут смотреть телеканалы. Трафик видеоданных по услуге не учитывается, ограничения скорости не действуют. Петербургский филиал СЗТ в апреле 2007 г планирует ввести в Санкт-Петербурге услугу «Авангард-ТВ» — комплекс интерактивных мультимедийных услуг на базе ADSL. Абоненты получат доступ к услугам цифровой трансляции телевизионных каналов различной тематики с возможностью записи наиболее интересных программ, им будут доступны такие сервисы как «видео по запросу», «сетевой видеомагнитофон» (возможность заказывать запись текущих и будущих телепрограмм с последующим просмотром в удобное время) и пр. Активно развивается IP-телефония, которую операторы предоставляют на базе ШПД. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост числа абонентов SIPNET компании «Тарио». К концу апреля 2006 года число пользователей SIPNET, которая работает в коммерческой эксплуатации с октября 2005 года, достигло 160 тыс российских и зарубежных абонентов. В корпоративном секторе набирают популярность услуги виртуальных частных сетей (VPN). В России, особенно в Москве, наблюдается явный рост интереса к услугам triple play («три в одном» — цифровая телефония, высокоскоростной доступ в интернет и цифровое ТВ). Перспективы В наступившем 2007 году конкуренция на российском рынке ШПД только усилится. Свои амбициозные планы раскрыли несколько крупных игроков. Холдинг «Ренова-Медиа» планирует до конца 2007 года увеличить абонентскую базу более чем в два раза — с 212 тыс до 500 тыс, и выйти на рынки Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Владелец крупнейшей телесети страны – «Мостелеком» планирует за три года полностью модернизировать эту сеть, вложив в нее $250-270 млн, и стать крупнейшим участником рынка платного телевидения и высокоскоростного интернет-доступа в Москве. Петербургский провайдер ТКТ планирует в 2007 году увеличить абонентскую базу услуги «Твой интернет» до 80 тыс. человек с 25 тыс. абонентов с конца февраля 2007 года. Наконец, гендиректор «Связьинвеста» сообщил, что холдинг планирует в 2007 году увеличить число абонентов, подключенных по ADSL, в 2,3 раза — с 650 тыс. до 1,5 млн. При этом планируется, что доля доходов от интернет-услуг, оказанных МРК «Связьинвеста» в 2007 г., вырастет на 2% — до 10% от общей выручки. Кроме того, холдинг запускает в настоящее время несколько пилотных проектов IP-телевидения, инвестиции в которые в 2007 г. существенно превысят показатель 2006 г. Растет не только абонентская база, но и трафик, который по мере увеличения популярности видеоконтента становится все более «тяжелым». В 2006 году объем информации, проходящей через крупнейший мировой интернет-узел в Амстердаме (на него приходится 20% всего европейского трафика), рос на 7,4% ежемесячно. При интенсивном росте абонентской базы и объемов трафика операторы и абоненты могут столкнуться с дефицитом канальной емкости и возможными массовыми сбоями в работе Сети. Аудиторская компания Deloitte предрекает мировому интернету серьезный кризис уже в 2007 году. Этому будет способствовать падение цен на трафик и, соответственно, нежелание провайдеров вкладывать деньги в расширение пропускной способности магистральных каналов. В России о подобных проблемах еще не подозревают. Однако уже в начале 2007 года принадлежащий «Синтерре» провайдер «РТКомм», выигравший в 2006 г. конкурс на подключение к интернету почти 53 000 российских школ, столкнулся с проблемой - ему не хватает каналов, чтобы завершить начатое. Школьники пользуются интернетом так активно, что «Синтерре» пришлось обратиться за помощью к другим операторам. В сентябре 2006 года суммарный объем трафика только со стороны подключенных к Сети российских школ достигал 87 Гбайт, в декабре - уже около 11 Тбайт (в 130 раз больше). В будущем «учебный» трафик станет расти еще быстрее - ведь к сентябрю 2007 года количество подключенных школ возрастет почти в 2,5 раза. Виталий Солонин / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP