|
|
Сценарии информатизации сектора мобильной связи: ждет ли операторов «аристократизация»?Сценарность перспектив информатизации сектора сотовой связи возникает в связи с тем, как действующие монополисты будут трансформироваться в условиях сверхдоходности своего бизнеса. Сохранятся ли текущие темпы спроса на ИТ, которые определяются процессами неценовой конкуренции в отрасли? Или же наметится спад ИТ-активности сотовых операторов в связи с возрастанием их «аристократизации», что рано или поздно происходит со всеми крупными, достигшими ключевых позиций на рынке, компаниями? Состояние российского сектора услуг сотовой связи сегодня почти однозначно указывает на то, что в будущем сохранятся высокие темпы его информатизации с увеличением затрат основных операторов практически по всем видам ИТ. Иным и не может быть поведение высокотехнологичных по самому профилю своего бизнеса компаний, являющихся к тому же олигополистами с колоссальными возможностями концентрации капитала. Насыщение подогревает неценовую конкуренцию На сегодняшний день технологическая мощь основных действующих сотовых операторов развита настолько, что «свалить» их практически невозможно. Сектор услуг сотовой связи был и остаётся олигополистическим (мелкие региональные операторы, которых слышно только в своём регионе и то, не везде - не в счёт). При отсутствии мощных внешних воздействий наподобие государственной политики на демонополизации ничего не изменится с точки зрения расстановки основных игроков и в сколь угодно отдалённом будущем. Второе обстоятельство, которое также очевидно — это то, что рынок насыщен. По прогнозам «Финам», если к 2006 году число абонентов сотовой связи в России составило 125,8 млн., что соответствует уровню проникновения 87%, то к 2008 году сотовой связью будут пользоваться 126,97 млн. человек (проникновение — 90%), а в 2011 — проникновение достигнет 95% (131,74 млн. абонентов). В принципе завершена и экспансия ключевых операторов в регионы. Если еще пару лет назад можно было уверенно говорить об «интенсивном, набирающем темпы» строительстве операторами общенациональных сетей, то теперь дело, можно сказать, кончено. Где теперь нет хотя бы одного из двух главных столичных операторов связи?! Кстати, насыщение рынка — фактор неоднозначный с точки зрения его влияния на активность сотовых операторов на рынке высоких технологий. С одной стороны, насыщение подогревает неценовую конкуренцию, которая в основном связана с высокотехнологичными инновациями и, следовательно, с ростом высокотехнологичных потребностей конкурентов. С другой стороны, такой простой факт, что «двигаться больше некуда» (в смысле — вширь и вглубь), говорит о том, что основная фаза структурного роста компаний закончена, а значит, и снижаются расходы на информационные системы и услуги, цель которых — оптимизация управления бизнес-процессами компаний. Экспансия в регионы могла бы задать (и до определенного этапа задавала) темпы спроса на интеграцию — то, что очень актуально для разрастающихся и усложняющихся компаний. Это также определяло и рост расходов на АО и ПО, обеспечивающее новые зоны покрытия и повышение качества предоставляемых телекоммуникационных услуг. Однако сейчас стратегия территориальной экспансии в России исчерпала свой потенциал. И теперь эти факторы если не в прошлом, то, по крайней мере, не являются главными. Вероятность сценариев Таким образом, можно сказать, что темпы спроса на ИТ со стороны сотовых операторов будут определяться всецело процессами неценовой конкуренции, т.е. интенсивностью игры операторов по предложению новых видов услуг, которые требуют соответствующей «оцифровки», что, в свою очередь, ведёт к необходимости затрат на новое ИТ. Сценарность в видении перспектив этого процесса возникает в связи с тем, что будет происходить с действующими сотовыми монополистами «изнутри», как они будут трансформировать внутренне в условиях сверхдоходности своего бизнеса. И здесь возникает два сценария — один предполагает сохранение текущих тенденций. Другой сценарий, прямо скажем, в ближайшей перспективе маловероятный, предполагает спад активности сотовых операторов на рынке высоких технологий в связи с возрастанием их «аристократизации», что рано или поздно происходит со всеми крупными, достигшими ключевых позиций на рынке, компаниями. Издержки «аристократизации» «Аристократизация» характеризуется исчезновением ориентации на целедостижение, потерей способности компании к внутренним инновациям. Деньги тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство. Вместо маркетинга возникают «традиции» обслуживания, отдельные лица еще заботятся о жизнеспособности компании, однако в коллективе воцаряется принцип «не гони волну». Таким компаниям свойственно предпочтение «купить» предприимчивость и инновацию, нежели самим играть в активность. Фундаментом всех этих процессов является значительные денежные ресурсы, которыми располагает компания. Таким образом, аристократизация была бы механизмом, тормозящим инвестиции в ИТ, так как расширение спектра предоставляемых услуг приостанавливалось бы, а деньги часто тратились бы не на решение проблем, а на покупку уже решённых. В этой связи примечательно, что в стратегиях своей региональной экспансии российскими сотовыми операторами используются принципиально разные стратегии — кто-то строит в регионах свою сеть, кто-то покупает местных операторов. Основным аргументом против такого сценария служит тот факт, что рынок услуг связи постоянно подогревается предложением новых и новых поколений мобильных телефонов, смартфонов и т.д., которые представляют уже чуть ли не компьютер в руке. Оператор, предоставляющий услуги связи, если бы он перестал реагировать на всё возрастающую функциональную мощь аппаратного обеспечения предложением в ответ новых высокотехнологичных услуг, эксплуатирующих эти новые возможности, мгновенно был бы вытеснен конкурентом с рынка. Это не дает монополистам возможности расслабляться и вести аристократический образ жизни. Собственно говоря, это и есть реализации второго сценария, который назван нами «сохранение текущих тенденций», поскольку ничем не отличается от того, что происходит на рынке сейчас — сильная неценовая конкуренция, основанная на предложении услуг более высокого качества, с большим выбором, надежностью, новизной и т.д. Кроме того, высокая инновационность оператора и демонстративная имиджевость в ИТ-политике, напрямую определяют капитализацию его бренда. Уровень/дороговизна используемых технологий, их обновляемость и т. д. — всё это увеличивает стоимость нематериальных активов и поднимает стоимость акций, что, в свою очередь, дает дополнительные финансовые ресурсы, которые оператор может использовать для инвестиций во всё более изощренные технологии. Цепочка «технологии — бренд — капитал — технологии» работает в секторе услуг сотовой связи безостановочно и чётко. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP