| 
   
 
      
 
      
     
      
     
      
      
 
 |   | 
| При поддержке | 
 
  |  
 
Рынок неголосовых услуг мобильной связи в России
 Грядущее насыщение рынка, ужесточение конкуренции и постоянное падение ARPU заставляет операторов развивать дополнительные услуги. Их доля в общих доходах сектора уже превышает 10%. 
Лидером и по абсолютному показателю, и по доле дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи является «ВымпелКом». Доля компании в общих доходах российских операторов от дополнительных услуг в первой половине 2004 года составила 39%, доли МТС и «МегаФона»  35% и 19% соответственно. Темпы роста, демонстрируемые этим рынком, позволяют iKS-Consulting прогнозировать увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг в 2004 году на 140%  до $950 млн. или 12,5% от общей выручки от услуг сотовой связи.  
Доля дополнительных услуг в структуре доходов сотовых операторов в России, I полугодие 2004 г. 
  
Источник: iKS-Consulting, 2004 
В структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи практически половину занимают услуги обмена сообщениями между пользователями, причем 96% доходов от обмена сообщениями приходится сейчас на обмен SMS. По сравнению с 2003 годом доля этого вида услуг осталась практически неизменной, в дальнейшем прогнозируется ее рост, вызванный, прежде всего, увеличением объема MMS-трафика. 
Рейтинг дополнительных услуг, I полугодие 2004 г. (по объему доходов) 
  
Источник: iKS-Consulting, 2004 
Контент-услуги  вторая по размеру доходов группа дополнительных услуг операторов на текущий момент. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн., из которых около $30 млн. пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн., по итогам 9 месяцев 2004 г.  $172 млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до $285 млн., что составит около 3,6% от всех доходов от услуг сотовой связи в РФ. Таким образом, по сравнению с 2003 годом доходы от контент-услуг вырастут более чем на 200%. 
Наибольшие доходы по-прежнему генерируются услугами по кастомизации телефонных аппаратов, однако доля этой группы услуг постепенно снижается. Наиболее быстрорастущими контент-услугами являются интерактивные проекты с участием СМИ, общение и знакомства, а также игры. 
Рейтинг контент-услуг (по размеру доходов)* 
 
|   | 
 Услуги / группа услуг  | 
 Доходы от услуги, $ млн.  | 
 Доля в общих доходах от контент-услуг, %  | 
 
| 
 1  | 
 Логотипы и мелодии  | 
 76  | 
 44  | 
 
| 
 2  | 
 Медиа-проекты  | 
 38  | 
 22  | 
 
| 
 3  | 
 Информация и развлечения  | 
 24  | 
 14  | 
 
| 
 4  | 
 Знакомство и общение  | 
 22  | 
 13  | 
 
| 
 5  | 
 Игры   | 
 10  | 
 6  | 
 
| 
 6  | 
 Другие приложения  | 
 2  | 
 1  | 
 
 
*  по итогам 9 мес. 2004 г. 
Источник: iKS-Consulting 
Совокупные доходы контент-провайдеров, работающих в России, за первые девять месяцев 2004 превысили $58млн. (данные iKS-Consulting). По итогам 2004 года, эта цифра может превысить $100 млн., по тем же оценкам. 14% общего объема доходов приходится на провайдера i-Free, 13%  на Информ-Мобил и 12%  на Инфон. Доля каждого из остальных заметных участников этого рынка пока не превышает 45%.  
Рейтинг контент-провайдеров (по размеру доходов)* 
 
|   | 
 Контент-провайдер  | 
 Доля в общих доходах контент-провайдеров, %  | 
 
| 
 1  | 
 i-Free  | 
 14  | 
 
| 
 2  | 
 Информ-Мобил  | 
 13  | 
 
| 
 3  | 
 Инфон  | 
 12  | 
 
| 
 4  | 
 Solvo International  | 
 5  | 
 
| 
 5  | 
 Next Media  | 
 5  | 
 
| 
 6  | 
 Jippii  | 
 5  | 
 
| 
 7  | 
 SNP Digital  | 
 4  | 
 
| 
 8  | 
 Никита Интерэктив  | 
 4  | 
 
| 
 9  | 
 Сибиус Интернэшнл  | 
 3  | 
 
| 
 10  | 
 SMS Media Solutions  | 
 3  | 
 
 
*) по итогам 9 мес. 2004 г. 
Источник: iKS-Consulting 
На основании финансовых показателей компаний и количества регионов, охваченных их услугами, эксперты iKS-Consulting предлагают свой рейтинг российских контент-провайдеров в 2004 году. Максимально близко к уровню «эталона» приблизился Информ-Мобил, немногим уступает лидеру Инфон.  
Интегральная рейтинговая оценка контент-провайдеров 
 
| 
 Позиция в рейтинге  | 
 Контент-провайдер  | 
 Значение интегральной рейтинговой оценки  | 
 
|   | 
 Эталонная компания  | 
 6,93  | 
 
| 
 1  | 
 Информ-Мобил  | 
 6,68  | 
 
| 
 2  | 
 Инфон  | 
 6,55  | 
 
| 
 3  | 
 SNP Digital  | 
 6,15  | 
 
| 
 4  | 
 i-Free  | 
 6,13  | 
 
| 
 5  | 
 Solvo International  | 
 5,75  | 
 
| 
 6  | 
 Никита  | 
 5,69  | 
 
| 
 7  | 
 Jippii  | 
 5,60  | 
 
| 
 8  | 
 Next Media  | 
 5,55  | 
 
| 
 9  | 
 SMS Media Solutions  | 
 5,47  | 
 
| 
 10  | 
 Сибиус  | 
 5,30  | 
 
 
Источник: iKS-Consulting, 2004 
По мере роста популярности новых услуг продолжает расти доли мобильного интернета и контентных сервисов. Усилия федеральных операторов по распространению GPRS в регионах, и, в особенности, построение федеральной GPRS-сети компанией «ВымпелКом» (чьи доходы от мобильного интернета в 2003 году выросли более чем в 5 раз) привели к существенному росту доходов от услуг беспроводного доступа в интернет в 2004 году. В целом доля этой группы услуг в общих доходах от дополнительных сервисов выросла с 3% (2003 г.) до 6%. По состоянию на конец августа 2004 г. в России насчитывалось более 800 тысяч активных пользователей GPRS. За 8 месяцев 2004 года количество GPRS-пользователей выросло более чем в два раза. 
Очевидно, что сотовые операторы и в дальнейшем будут вынуждены развивать направление дополнительных услуг, с тем чтобы избежать ситуации ведения бизнеса на грани себестоимости. Последний феномен не теряет своей актуальности на рынке, где абоненты с каждым годом становятся все более экономными, а конкуренция усиливается.  
  
Виталий Солонин / CNews Analytics 
	 | 
		
  |