|
|
Обзор
ИКТ в ТЭК 2012Обзор подготовлен
Решив с помощью ИКТ самые актуальные локальные задачи, предприятия ТЭК задумываются о том, как сделать управление компаниями по-настоящему удобным и эффективным.
5 лет назад в стране наблюдался период бурного роста экономики, компании активно увеличивали базу клиентов. На предприятиях ТЭК были востребованы интегрированные бизнес-платформы типа ERP, включая CRM-модули. Внедрялись решения, связанные с ремонтом и обслуживанием оборудования, а также управлением проектами. Автоматизировалась сфера принятия управленческих решений, в частности, контроллинг – ведение и планирование производственных затрат, а также расходов на работы и услуги, предоставляемые компанией.
Задачи, стоявшие перед ИТ-командой тогда, были очевидны. Владимир Гусев, директор филиала № 17 "Центр информационных технологий" МОЭК рассказывает, что в тот период компании требовалось построить единую сеть передачи данных для связи всех объектов; обеспечить наличие вычислительной техники - как серверных мощностей, так и автоматизированных рабочих мест пользователей. Кроме того, необходимо было внедрить основные модули SAP, автоматизирующие бухгалтерский учет, учет затрат, управление материалами и управление ремонтами оборудования.
Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу группы компаний MAYKOR, добавляет, что много внимания уделялось системам электронного документооборота. Особняком стояла проблема интеграции множества разрозненных систем, активно реализовывались проекты внедрения централизованной базы нормативно-справочной информации, интеграционные шины.
Также внедрялись учетные системы. Кирилл Алифанов, начальник управления ИТ "Э.ОН Россия" говорит, что подобные программы были необходимы бизнесу для принятия взвешенных стратегических решений. Помимо этого, актуальны были процессы унификации информационных систем и решений с целью сокращения производственных издержек, что является важной задачей для бизнеса во все времена.
Итак, на сегодняшний день системы связи и передачи данных, бухгалтерского учета и бюджетирования в основном уже внедрены. Первый этап автоматизации, когда внедрялись ERP-системы, практически пройден. Сейчас компаниями топливно-энергетической отрасли уже накоплен большой объем данных, и назрела необходимость в аналитических решениях, позволяющих извлекать из этих данных полезную для бизнеса информацию. Например, находить новые возможности для экономии и рационального управления активами и бизнес-процессами.
Российские предприятия уже не внедряют бизнес-приложения только лишь для автоматизации административно-хозяйственной деятельности. Отечественный менеджмент вышел на следующий уровень потребления и активно использует отчетность и бизнес-аналитику – BI-приложения.
Сейчас предприятия ТЭК - крупные производственные холдинги - все более важным видят повышение эффективности за счет снижения затрат, оптимизации бизнес-процессов. "У предприятий, уже решивших вопрос с базовыми информационными системами, во главу угла становится решения в области бизнес-аналитики и BI. То есть систем, которые позволяют повысить качество планирования, а также решают задачи инвестиционного блока в части анализа состояния основных объектов, - рассказывает Кирилл Алифанов. - Однако помимо экономики и финансов, основных потребителей ИТ-сервисов, нельзя забывать и про другого "кормильца" – производственный блок. Производственники все больше осознают необходимость и выгоды использования ИТ на свое благо. Как результат, производственным блоком все более востребована интеграция АСУТП и учетных систем".
Вероника Митрошкина, руководитель направления ТЭК компании SAS Россия/СНГ отмечает, что в компаниях ТЭК – и в нефтегазовых, и в энергетических – сегодня актуальны те решения для бизнес-аналитики, которые предназначены для управления рисками, для ремонтов "по состоянию" и для прогнозирования генерации потребления.
Помимо этого, продолжает она, одной из основных проблем российского ТЭК является износ основных активов, поскольку амортизация в отрасли доходит до 85%. В связи с этим востребованы средства углубленной аналитики, позволяющие прогнозировать отказы оборудования, находить и заблаговременно устранять их причины. Использование такого рода решений дает возможность перейти на ремонт оборудования по состоянию и за счет этого как оптимизировать расходы на техобслуживание, так и сократить время технических остановок.
Также растет интерес к инструментам прогнозирования, позволяющим с помощью статистики и математических моделей на лету строить сложные прогнозы, изменяя набор влияющих факторов. "С их помощью, помимо уже упомянутой оптимизации процессов техобслуживания, решаются и другие важные задачи, - объясняет она. - Так, для нефтегазовых компаний актуально прогнозирование добычи и подбор соответствующих состоянию каждой скважины геолого-технических мероприятий. Для энергетических – прогнозирование потребления энергии, оптимизация ее распределения и планирование объемов генерации".
Часть тенденций пятилетней давности сохранилась, при этом они выходят на новый уровень развития и углубляются. Владимир Дмитриев, директор по продажам T-Systems CIS, говорит: "Из новых веяний могу отметить централизацию программных систем. Если раньше очень часто мы наблюдали разношерстный ИТ-зоопарк: каждое подразделение реализовывало свой проект - то сейчас доминирует принцип центрального ИТ- планирования, включая создания центров компетенции для мониторинга и оперативного обновления установленного ПО".
С этим согласен и Владимир Гусев: "В настоящее время для МОЭК так же, как и пять лет назад, актуальна проблема создания единого информационного пространства компании – системы, позволяющей всем пользователям работать с одними и теми же данными и получать результаты труда своих коллег в режиме онлайн. Такая технология исключает двойной ввод информации и дублирование ее в различных автоматизированных системах и предоставляет руководителям возможность видеть актуальную информацию о предприятии на текущую дату".
Раньше в МОЭК стояла задача построения "фундамента" – одной учётной системы для всех подразделений компании, которая уже тогда насчитывала около 20 тыс. работников. "Сейчас мы имеем более мощную основу, - продолжает Владимир Гусев, – корпоративную информационную систему на базе программного обеспечения SAP. Сегодня мы последовательно развиваем ее, заменяя устаревшие автоматизированные системы на новые модули SAP либо современные решения, интегрированные с КИС. Сейчас КИС на базе SAP работает во всех подразделениях компании. В настоящее время мы занимаемся расширением её функциональности в соответствии с потребностями бизнеса. Актуальные задачи на текущий момент – создание системы бизнес-аналитики, системы бюджетирования, системы управления производственными активами".
Часть проблем, которые были актуальны 5-7 лет назад, не полностью решены и сегодня. Кирилл Алифанов замечает, что в основном они связаны с экономико-географическими условиями и масштабами нашей страны. "В рамках повышения контролируемости деятельности своих филиалов многие компании ТЭК по-прежнему сталкиваются с проблемами связи. Несмотря на то, что охват провайдеров каналов связи существенно расширился, стоимость услуг все так же высока. Это, естественно, влияет на внедрение и расширение функциональности информационных систем как ERP-класса, так и других, позволяющих работать филиалам и центральному офису в единой связке".
Среди причин, по которым в энергетике все чаще требуется централизованно и оперативно контролировать процессы на объектах, например, на ТЭЦ, Вячеслав Максимов, руководитель направления промышленных решений компании "Крок", выделяет следующие: "Во многом ситуация связана с уходом высококвалифицированного персонала пенсионного возраста, который заменяют автоматизированные системы. Так, в большинстве генерирующих компаний сотрудники, способные рассчитать технико-экономические показатели работы станций, ценятся на вес золота. И именно внедрение центров сбора технологической информации, систем расчета ТЭП, а также моделирования и оптимизации режимов работы станций позволяют восполнить навыки, автоматизировав их".
Владимир Дмитриев не скрывает, что пока "дойная корова" многих внедренцев – внедрение ERP-решений, которые стали чем-то обязательным для средних и крупных предприятий. Причем среди них продолжается отраслевая специализация. Например, в машиностроении активно запрашивают интеграцию ERP с системами нижнего уровня – PDM/PLM. Так, T-Systems CIS завершила подобный проект на предприятии "Ижорские заводы".
С каждым годом решаемые задачи усложняются. Если пять и более лет назад реализовывались достаточно стандартные проекты по созданию систем коммерческого учета или телемеханики с развертыванием базовой ИТ-инфраструктуры, то сейчас требуются интегрированные прикладные решения с большим функционалом.
Вячеслав Максимов рассказывает: "Те же системы технологического управления для электросетевых компаний включают в себя и диспетчерское управление, и восстановление энергоснабжения после сбоев, и учет оборудования и воздушных линий на базе ГИС, и интеграцию с call-центрами, и технологические порталы. Причем все это должно быть интегрировано между собой и представлять единое информационное пространство. В связи с этим уже начинает развиваться распределенная генерация, а SmartGrid превращается из маркетингового слогана в действительно актуальную систему".
Кирилл Алифанов отмечает, что не обошла стороной предприятия ТЭК и "эпидемия" аутсорсинга. Этот способ повышения эффективности больше всего востребован и заметен в географически распределенных компаниях. "Это потому, что предприятия осознали плюсы вывода непрофильной деятельности из структуры бизнеса, - говорит Владимир Дмитриев. Годом ранее были единичные запросы на аутсорсинг поддержки и модернизации бизнес-приложений, а в 2012 г., например, компании T-Systems пришлось увеличить штат сотрудников этого направления и открыть новый офис в Воронеже".
Кроме того, за последние годы компании ТЭК реализовали множество инфраструктурных проектов, поэтому вопросы технической поддержки и эксплуатации имеющейся инфраструктуры в совокупности с курсом на сокращение операционных расходов, встали особенно остро. Ирина Семенова комментирует: "В нефтегазовом сегменте, топливном ритейле передача обслуживания инфраструктуры внешним подрядчикам более развита, в то время как в электроэнергетике процесс набирает обороты. Предприятиями становятся все более востребованы услуги по принципу "все включено". То есть обслуживание всей инфраструктуры, и инженерно-технической, и ИТ от единого поставщика. Особенно если заказчик имеет территориально распределенную сетевую структуру, например, АЗС".
Предприятия ТЭК, кроме всего прочего, являются стратегически важными объектами, как в рамках экономики, так и в рамках инфраструктуры всей страны. Поэтому, считает Кирилл Алифанов, в связи с непростой геополитической ситуацией в мире, в ближайшее время резко возрастет спрос на услуги и системы в области информационной безопасности. Также особое внимание будет уделено проектам по защите технологических сетей и промышленных систем, управляющих автоматизированными производственными процессами предприятий ТЭК.
Вероника Митрошкина добавляет, что в последние 3 года набирает силу интерес и к управлению рисками. Уже есть понимание, что возможностей неспециализированных приложений для этого не хватает, поэтому стали востребованы отраслевые решения. Причем в том, что касается анализа рисков и риск-менеджмента, энергетическое сообщество задает тон и подает пример всему нефинансовому сектору. Так, в 2009 г. вышли инициированные энергетиками стандарты ISO по управлению рисками в нефинансовых компаниях.
По-прежнему весьма актуальны решения для управления данными и качеством данных. На предприятиях ТЭК внедрено большое количество разноплановых решений, покрывающих отдельные задачи, но не всегда связанных между собой. Поэтому необходимы инструменты, позволяющие собрать эти разрозненные данные и получить единую картину происходящих в компании процессов. "Особенно остро эта задача стоит для энергетических компаний, - говорит Вероника Митрошкина, - поскольку рынок электроэнергии продолжает формироваться, а источников информации – внутренних и внешних – здесь порядка сотни. Это и данные по генерации, и по потреблению, и по техническому обслуживанию, и по персоналу, и по тарифам".
Причем источники часто меняются, одни показатели становятся более важными, другие – менее, третьи появляются вновь, и правила сбора данных тоже меняются. "Поэтому требуются гибкие системы, - продолжает Митрошкина, - позволяющие оперативно проводить такого рода перенастройки, подключать новые источники данных. Решения для управления данными и их качеством дают возможность агрегировать данные различных форматов, производить их очистку и обогащение, то есть в итоге – обеспечивают точность и достоверность результатов анализа и получаемых отчетов".
Вячеслав Максимов считает, что на сегодняшний день переход в облака на предприятиях ТЭК еще только начался. Однако учитывая тот факт, что большинство этих компаний обладает достаточно надежными сетями связи и постепенно переходит к централизации основных информационных систем, активное использование виртуальных ресурсов - лишь вопрос времени.
Инфраструктурные проекты сильно зависят от регионов, наличия каналов связи. Ирина Семенова добавляет, что все-таки в нашей стране очень неравномерно обеспечен доступ к телекоммуникационным сервисам, поэтому такие нововведения, как облачные вычисления, пока больше рассматриваются с точки зрения стратегии на ближайшее будущее. "Интерес к облачным технологиям высокий, но сейчас проекты имеют скорее пилотный характер, и массовых объемов мы пока не видим. Компании, в целом, присматриваются. Тем временем, ряд крупных предприятий самостоятельно строят себе облачные ЦОДы, что впоследствии ускорит передачу на аутсорсинг обслуживания конечного оборудования, которое, в свою очередь, станет "тоньше" и "легче".
Среди причин, которые сдерживают проникновение облачных технологий в ТЭК, Вероника Митрошкина выделяет безопасность . "В России даже те компании, которые стремятся к аутсорсингу, не уверены до конца в безопасности и достаточной защите информации, хранящейся в "облаке". Вызывает вопросы доступность и отказоустойчивость систем. Например, что делать, если деятельность провайдера услуги по какой-либо причине будет приостановлена? Для компаний отрасли, где одним из главных требований является обеспечение непрерывности технологических процессов, такие риски просто недопустимы".
Кроме того, "облако" является выходом для небольших компаний, которые не могут достаточно инвестировать в ИТ. "Но в ТЭКе, добавляет Митрошкина, объем инвестиций в ИТ неизмеримо меньше, чем объем инвестиций, например, в оборудование, поэтому для компаний надежнее и проще актуализировать собственную ИТ-инфраструктуру для решения своих производственных задач в соответствии со своими бизнес-процессами".
При этом пусть "облака" используются не так широко, как бы хотелось, резюмирует Владимир Дмитриев, но не иметь подобных решений в своем портфеле крупный системный интегратор уже не может себе позволить. Наибольшим спросом пользуется хостинг программных приложений, т.е. облачная модель по типу IaaS.
Наталья Суслова
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP