|
|
Обзор
ИКТ в ТЭК 2012Обзор подготовлен
Каково главное различие между ИТ-аутсорсингом, например, в угольной промышленности и в энергетике? Ответ на этот вопрос поможет определить, что именно нужно предлагать конкретным заказчикам из разных отраслей ТЭК.
Компании, работающие в ТЭК, отличаются от остальных тем, что у них больше денег. Такой вывод хочется сделать, глядя, например, на масштаб проектов, которые может себе позволить реализовать провайдер ИКТ-услуг "Газпром космические системы", получающий всестороннюю поддержку от своего главного акционера.
В начале декабря этой компанией был произведен очередной запуск спутника. Помимо обслуживания ведомственной сети компаний группы Газпром, "Газпром космические системы" продает, преимущественно крупным сервис-провайдерам, около 70% своей орбитальной емкости, выступая в качестве высокотехнологичного ИКТ-аутсорсера.
8 декабря ракета-носитель "Протон" с космическим аппаратом "Ямал-402" стартовала с космодрома Байконур
“ТЭК – треть объема промышленного производства России и доходов консолидированного бюджета, половина доходов федерального бюджета, две третьих экспорта, почти половина валютных поступлений,” – подчеркивает Владимир Ворожихин, генеральный директор организации " Агентство практического энергосбережения ЦФО".
Отечественной ТЭК в целом действительно является весьма процветающей, особенно по российским меркам, системообразующией отраслью, а также важной частью мировой экономики. И возможностей у него, соответственно, гораздо больше, причем не только в плане ИТ-аутсорсинга.
В то же время обращает на себя внимание и достаточно высокая степень разнообразия форм и видов аутсорсинга внутри ТЭК, включающего в себя помимо нефтяной, газовой и угольной промышленности также и энергетику. В этом секторе наряду с Томской распределительной компанией, отошедшей с 1 марта 2012 г. на 7 лет в управление к Electricite Reseau Distribution France (ERDF), можно найти и совсем другие примеры - стагнирующие компании с весьма “непрозрачной” экономикой, эксплуатирующие экономически неэффективные энергообъекты времен плана ГОЭЛРО и достаточно остро нуждающиеся в любых видах субсидий, инвестиций и любого прочего дополнительного финансирования.
Многие аналитики не могли оставить без внимания тот факт, что “ТЭК у нас бывает очень разный” и не попытаться как-то это обстоятельство выразить. В том числе, графически:
Предположительная структура рынка российского аутсорсинга
Источник: анализ рабочей группы McKINSEY, 2012
Аутсорсеры, взаимодействующие с внутренними ИТ подразделениями компаний из ТЭК, тоже не смогли этого обстоятельства не заметить. Что вполне понятно, особенно в тех случаях, когда общение с заказчиком так или иначе затрагивает тему высокотехнологичного аутсорсинга.
“Отмечу, что уровень развития внутренних ИКТ-подразделений может сильно различаться в виду различной роли и истории развития функций ИТ в разных компаниях, - так обозначил тему Алексей Кучин, руководитель по развитию практики Oracle ГК "КОРУС Консалтинг". - При этом вне зависимости от степени развития этих функций мы с удовлетворением смотрим на опыт сотрудничества с компаниями из ТЭК, т.к. наш опыт помогает им совершенствовать свой бизнес на разных этапах эволюции функций ИТ – от этапа выстраивания базовых бизнес-процессов до их "тонкой настройки"” – подчеркивает он. “Предприятия ТЭК – это масштабные, технологически неоднородные и сложные бизнес-единицы”, - отмечает Дмитрий Шилов, и.о. руководителя дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос".
Наряду с вышеизложенным, весьма технологичные и масштабные, совместные c западными компаниями ИКТ-проекты, вроде работы LUKOIL Overseas Holding Ltd по созданию единого информационного пространства для месторождения "Западная Курна-2" в Ираке, окончательно убеждают в том, что в ТЭК с высокими технологиями все обстоит сегодня достаточно хорошо. Пускай, правда, и не везде.
Соответственно, в сфере аутсорсинга для ТЭК должен, по идее, постепенно расти спрос на стандартизацию, а также быть востребованным высококвалифицированный, и, следовательно, высокооплачиваемый персонал. Последнее обстоятельство, кстати, вполне закономерно ведет к тому, что компании из ТЭК стабильно держат пальму первенства на рынке труда, являясь сегодня для очень многих россиян весьма привлекательным местом для трудоустройства.
Провайдеры аутсорсинга, в свою очередь, не менее зорко, чем соискатели вакансий, наблюдают за компаниями-заказчиками из ТЭК, пытаясь предложить те услуги, которые, предположительно, должны быть сегодня интересны.
“Для компаний из ТЭК характерно то, что они активно развиваются в плане внедрения различных ИС. Несмотря на то, что они находятся в сложных рыночных условиях, у них много потребностей в автоматизации внутренних бизнес-процессов. Осмеливаюсь предположить, что в этой отрасли будут развиваться стандарты EDI, как это случилось несколько лет назад в розничной торговле. – поделился идеей Владимир Скородумов, директор направления отраслевых решений ГК "КОРУС Консалтинг".
“Сейчас в ТЭК приходится обмениваться со множеством контрагентов огромным количеством данных (номенклатуры, сметы, акты и пр.). При этом, несмотря на то, что документы часто зеркальные, они создаются и обрабатываются вручную. Этот процесс автоматизируется в тех компаниях, где существует много дочерних обществ или счетное число подрядчиков, но в большинстве случаев преобладает "ручной труд",” – заметил он.
Каждый провайдер, работающий с ТЭК, постепенно накапливает свой собственный опыт взаимодействия, пытается его обобщить, делает выводы.
“Предприятиям ТЭК свойственны типизация и стандартизация ИТ, внедрение шаблонных решений для головной организации с последующим тиражированием на дочерние компании. Эта особенность сказывается и на проектах по предоставлению аутсорсинговых услуг, - считает Дмитрий Шилов, и.о. руководителя дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос". – Наш опыт показывает, что запрашиваемые сервисы и понимание процессов их оказания у компаний этой отрасли все чаще становится унифицированным. При этом, в сравнении с другими отраслями, ИТ-аутсорсинг в ТЭК не имеет особых отличий — каталог аутсорсинговых услуг типизирован и равнозначен запросам компаний, например, металлургического или машиностроительного секторов”.
“Как показывает наша практика, в собственных ИТ-службах компаний из отрасли ТЭК традиционно работают высококвалифицированные специалисты, что обусловлено сложностью, масштабностью и уникальностью реализуемых проектов в данной сфере, – особо подчеркивает Николай Афанасьев, руководитель направления ИТ-аутсорсинга компании "Аутсорсинг 24". - Уровень квалификации данных специалистов можно сравнить с ИТ-сотрудниками телекоммуникационной и финансовой отраслей, где присутствие в штате сильных профессионалов продиктовано узкой спецификой деятельности компаний. Столь высокий уровень компетенций заказчика требует большой ответственности и квалификации от партнеров-аутсорсеров, штат которых просто обязан состоять из профессионалов высшей категории, поскольку им необходимо не только оказывать услуги на должном уровне, но и сохранять репутацию компании”.
Несмотря на отмеченную нами разнородность отрасли, а также самые разные, порою противоречащие друг другу данные о степени действительной востребованности и популярности различных моделей и способов аутсорсинга в ТЭК, вполне убедительные примеры таких проектов можно найти в нем буквально повсюду. Например, в такой высокоотвественной сфере как энергетика, честь работать в которой выпадает отнюдь не каждому. Ведь цена ошибки там – “конец света” для тех, кого никак нельзя отключать.
Исторически, одним из первопроходцев аутсорсинга там стала компания IT Energy. “Электроэнергетика - это стратегическая составляющая народного хозяйства, – расставляет акценты Сергей Аулов, заместитель руководителя департамента информационных сервисов IT Energy. - Многие предприятия энергетического комплекса по сути являются производствами непрерывного цикла. Больницы, школы, военные объекты – все они нуждаются в бесперебойном предоставлении тепла и света. С учётом перечисленных выше особенностей, организация основных технологических и обслуживающих процессов в энергетике существенно отличается от остальных сфер народного хозяйства с точки зрения надежности, отказоустойчивости и безопасности.”
Высокая ответственность налагает свои требования и накладывает особый, неизгладимый отпечаток на все, что сегодня как-то соприкасается со сферой энергетики. И на аутсорсинг в том числе, даже если аутсорсер всего-то предлагает поменять картридж у принтера.
“Наличие в инфраструктуре энергопредприятий специализированных технологических сегментов, содержащих системы управления основными производственными процессами, также накладывает свои особенности на принципы построения ИТ-поддержки, - поясняет г-н Аулов. - С элементами технологического сегмента инфраструктуры нужно быть очень острожным. Далеко не всегда внешний подрядчик имеет глубокие знания в области управления технологическими процессами на энергопредприятии и любые сбои в поддержке именно этой составляющей могут привести к критическим ситуациям. Необходимо очень тщательно подходить и к выбору аутсорсера – это должна быть компания обладающая опытом оказания подобных услуг, желательно, именно в области электроэнергетики. В любом случае требования заключаемого SLA должны отражать специфические особенности энергопредприятий – высокий уровень надежности, минимальное время реакции, сохранность и безопасность данных”.
“Среди наиболее часто передаваемых аутсорсинг-провайдеру видов деятельности можно выделить поддержку рабочих мест пользователей и обслуживание парка копировально-множительной техники, - поделился наблюдениями Дмитрий Шилов. – Редко – централизованную поддержку ИТ-систем, т.е. полную передачу большей части процессов, ресурсов и активов заказчика, задействованных в эксплуатации ИТ-систем”.
“Ярким примером передачи на аутсорсинг функции сопровождения ИТ-инфраструктуры выступает компания "МРСК Сибири". Для этого заказчика мы "аутсорсим" все ИТ-процессы: от поддержки аппаратно-программных комплексов до сопровождения внедрения бизнес-приложений,” – приводит он пример.
“ТЭК - это предприятия, связанные с производством и распределением энергии в её различных видах и формах, - широко обобщает заместитель генерального директора группы Optima Игорь Гурков. - Основная специфика работы ИТ-аутсорсера с такими компаниями заключается в необходимости следования жестким отраслевым правилам и нормативам, высоким требованиям к обеспечению надежности функционирования и отказоустойчивости оборудования, оперативности устранения последствий аварий и нештатных ситуаций, регулировании сроков восстановления работоспособности системы на уровне государственных актов, критичности последствий аварий и ошибок работы оборудования, расследованию на уровне вневедомственных и правительственных комиссий, ограничению стоимости услуг тарифами”.
Лишь внимательное отношение к особой специфике заказчика и построение взаимоотношений на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества способны сегодня открыть дорогу в ТЭК понимающим все это аутсорсерам.
“Компании ТЭК вынуждены работать в трудных условиях защищенного тарифа и политики давления и контроля со стороны государства. Они обязаны демонстрировать постоянный рост эффективности работы и сокращения затрат на обслуживание ИТ при постоянно повышающемся уровне информатизации и автоматизации и внедрения все более сложных инструментов и систем. При этих, казалось бы взаимоисключающих условиях, мы и оказываемся особенно полезны нашим заказчикам. Мы помогаем выбрать оптимальный уровень сервиса и режим обслуживания оборудования, разработать долгосрочные программы мероприятий, направленных на сокращение стоимости владения как отдельными элементами, так и всей ИТ-инфраструктурой в целом,” – рассказывает г-н Гурков.
“В 2012 г. мы реализовали проекты по аутсорсингу обслуживания АРМ и поддержки пользователей в компании "МОЭК", аутсорсингу IT-инфраструктуры в компании "Мосэнергосбыт", размещение серверного оборудования и перенос бизнес-приложений Сибирской генерирующей компании в наш ЦОД , - перечисляет Дмитрий Денщиков, менеджер сервисных проектов компании "Ай-Теко". - Многое зависит от начального этапа сотрудничества: во-первых, на старте важно как можно более четко регламентировать задачи, выполняемые аутсорсером, и формализовать ожидания клиента, во-вторых - сразу нужно выстраивать отношения сотрудничества, больше общаться. Это взаимосвязанные процессы. По моему опыту, такой подход позволяет максимально эффективно решать возникающие вопросы, четко определить разделение ответственности”.
Антон Степанов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP