|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
Процесс битвы за заказчиков ERP-решений можно рассматривать сразу в двух аспектах: со стороны вендоров, а также со стороны интеграторов и консультантов. Если в составе и предложении поставщиков особых перемен в 2006-2007 гг. не наблюдалось, то многие российские интеграторы реализовали свое стремление охватить как можно больше заказчиков за счет расширения портфеля предложений и консолидации.
Появление новых зарубежных вендоров на российском рынке (например, таких, как компания Infor — третий крупнейший мировой поставщик ERP после SAP и Oracle) пока не принесло реальных плодов, что неудивительно — в силу незначительного времени присутствия компании в России. Участники рынка полагают, что основной предпосылкой для выхода вендора сюда напрямую послужил рост в России таких отраслей промышленности (например, авиа- и автомобилестроение), для которых Infor предлагает успешно зарекомендовавшие себя на мировых рынках решения. К тому же западных разработчиков по-прежнему привлекают темпы роста российского рынка ERP-систем.
В то же время, отечественные игроки не разделяют радужных прогнозов о перспективах Infor в нашей стране. По мнению президента «Галактики» Николая Красилова, продукты этой компании уже продвигают некоторые российские системные интеграторы, причем пока не слишком удачно. «Отсутствие значимого количества успешных проектов, реализованных именно на российских предприятиях, при наличии этих проектов у конкурирующих компаний — плохая стартовая площадка», — считает он.
За последний год в России расстановка сил западных поставщиков ERP-систем (в денежном выражении) существенно не изменилась. «Лидер рынка — SAP — последовательно развивает функциональность своего флагманского продукта. Традиционно «догоняющая» Oracle пытается решить задачу адекватного предложения клиентам лучших решений — продолжает покупки разных компаний. Как следствие, в продуктовом портфеле и возможной архитектуре решений от Oracle с трудом разбираются даже представители вендора, - отмечает Андрей Кузьмин, директор департамента бизнес-архитектуры корпоративных информационных систем компании ISG. - За третье место идет борьба между Microsoft и другими компаниями. При этом разные рейтинги отдают это место разным поставщикам, что говорит об общей непрозрачности рынка».
«Лидеры рынка ERP известны всем, они с тем или иным успехом продолжают свое победное шествие, — соглашается заместитель генерального директора «Инлайн Груп Центр» Валерий Пивоваров. — Отдельные поглощения/слияния, на мой взгляд, не сказались на общей расстановке сил». По его мнению, предпочтения заказчиков сегодня лежат, скорее, в области квалифицированного внедрения и поддержки решений вендора. Каждый новый клиент «очерчивает размер поляны» конкретного вендора. Но это позиционная борьба, которая мало что меняет.
По-прежнему продолжается противостояние российских и зарубежных игроков, перевес которых определяется исключительно вопросами потребностей заказчиков и цены, которую они готовы заплатить за их удовлетворение. Отечественные разработчики выводят на рынок новые решения. Например, компания «Инталев» объявила о том, что работает над созданием собственного решения класса ERP — для среднего бизнеса. Решение будет реализовано на платформе «1С:Предприятие», но стратегические планы «Инталев» связаны с использованием ПО Oracle, как более мощной платформы для своих будущих разработок и вывода их в сегмент крупного бизнеса и на международный рынок.
В то же время Владимир Ястрежембский, руководитель направления SAP компании «Verysell Проекты», отмечает отрыв тройки лидеров — SAP, Oracle и «1С» от остальных ERP-игроков. По его мнению, сегодня почти не слышно о новых крупных проектах «Галактики», «Паруса», а Microsoft Businnes Solutions сдает позиции под натиском SAP и Oracle сверху и «1С» — снизу. Правда эта точка зрения не всем экспертам кажется бесспорной (в особенности — тем, кто продолжает не «признавать» «1С» и других отечественных разработчиков в качестве ERP-вендоров).
«Что касается традиционного противостояния отечественных и мировых разработчиков, то в каждом конкретном случае выбор клиента в пользу отечественной разработки делается, на мой взгляд, только из соображений цены — это более дешевые решения, - убежден г-н Пивоваров. — Но разработки отечественных компаний - это пока только шаг к ERP, как в технологическом плане, так и в плане функциональности». Он отмечает, что не видит у отечественных разработчиков того стержня, на который может опираться все партнерское сообщество, способное удовлетворить требованиям взыскательного заказчика. У мировых вендоров есть поддержка ERP-проектов со своей стороны, со стороны партнеров, и клиент может на нее рассчитывать — от начала проекта и в долгосрочной перспективе. По мнению г-на Пивоварова, внедрение ERP — это комплексная услуга, сложные, долгоиграющие проекты, которые постоянно развиваются: «выбирая то или иное решение, клиент выбирает, если угодно, стиль жизни».
«На российском рынке ERP наблюдается тенденция к выбору известных мировых вендоров, — соглашается Екатерина Воропаева, вице-президент GMCS. — Рынок стал более зрелым, при выборе решения и консультанта заказчик все чаще задает вопрос: «Что будет с производителем и консультантом через 5-8 лет?». Укрупнение рынка — слияние, усиление и расширение бизнеса текущих игроков в интеграции — это их ответная реакция на выбор клиентов. По ее мнению, перемены также касаются наращивания продуктовой и отраслевой экспертизы в компаниях-интеграторах: практически все компании перестают быть монопродуктовыми и расширяют линейку за счет конкурирующих продуктов и связанных бизнес-приложений.
Аналитики из IDC говорят о высокой динамике российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП). По их оценкам, объем рынка ИСУП достиг в 2006 году показателя в $365,12 млн, что почти в полтора раза превышает результаты годом ранее (21%). В эту сумму включена стоимость лицензий (в ценах для конечных пользователей) и поддержки.
Данный сектор продемонстрировал в 2006 году рост на 54,7%, почти вдвое превысив аналогичный показатель предыдущего года. По мнению Елены Семеновской, руководителя исследований IDC Russia, рост рынка был обусловлен как появлением новых пользователей в ряде отраслей, так и динамичным развитием среднего и малого бизнеса. Кроме того, рост доходов вендоров, продолжавших расширять партнерские сети, обеспечил заметное увеличение объема непрямых продаж. При этом аналитики уверены, что суммарная доля основных российских поставщиков по итогам года увеличилась, в основном, благодаря росту показателей «1С», который, в свою очередь, был обеспечен активным продвижением версии 8.0.
В числе других важных факторов роста эксперты отмечают продолжающееся развитие экономики, стимулировавшее инвестиции в ИТ, а также усиление конкуренции, что приводит к необходимости совершенствования методов управления бизнесом и способствует спросу на ИСУП. Кроме того, крупные российские компании в 2006 году активно выходили и на IPO, и на международные рынки, что влекло за собой требование к повышению уровня прозрачности бизнеса и эффективности управления. В IDC прогнозируют, что в ближайшие пять лет российский рынок ИСУП будет ежегодно расти в среднем на 30%.
Структура российского рынка поставщиков ИСУП, 2006 г.
Источник: IDC, 2007
В IDC отмечают, что лидер рынка ИСУП 2006 года — компания SAP — нарастила за этот период свою рыночную долю с 39,7% до 45%. В то время как следующая за ней компания Oracle, напротив, сократила долю на 3,7%, заняв, таким образом, 18% рынка. В пятерку лидеров вошли также «1С», Microsoft Dynamics и «Галактика». В итоге на долю первой пятерки пришлось 89,7% российского рынка ИСУП, а суммарная доля отечественных игроков в этой группе выросла с 15,8% в 2005 году до 18% в 2006 году. В целом, в IDC полагают, что в ближайшее время «драматических» перемен в расстановке сил на рынке ИСУП не предвидится.
Последние годы на российском ИТ-рынке не утихали споры вокруг грядущей консолидации игроков. И вот из прогнозов она понемногу превращается в реалии. Говоря об изменениях в расстановке сил интеграторов и консультантов, Владимир Ястрежембский отмечает, что в основном, они связаны с произошедшими в 2006-2007 году объединениями крупных игроков рынка (например, IBS-«Борлас», Tops BI — «Систематика»), «Лидеры консолидируются, приобретая практики ERP, - комментирует он. - Укрепил свои позиции за счет широты предложения и перешел к непосредственной конкуренции с лидерами ERP-консалтинга относительно новый игрок на данном рынке — «Компьюлинк». Из интеграторов он выделяет также OXS и IBS: OXS - за счет специализации на выгодном энергетическом рынке, IBS - за счет занятых рыночных позиций и последних приобретений.
5 крупнейших M&A на российском рынке ERP, 2005-2007 гг.
Компании, вступившие в альянс | Группа компаний, в составе которой работают объединившиеся игроки | Дата объединения (месяц, год) | Декларируемая цель консолидации (официальная версия) |
«Альфа-Интегратор» | Оптима | 10.07 | Предложение более полной линейки ERP-продуктов: SAP, Oracle, Microsoft, BAAN, Mincom |
Оптима | |||
Борлас | IBS | 04.07 | Объединение ERP-практик «Борлас» (Oracle E-Business Suite) и SAP (IBS) |
IBS | |||
Tops BI | Систематика | 04.07 | Приобретение практики консалтинга и внедрения бизнес-приложений на основе решений SAP, Oracle и Microsoft |
Систематика | |||
Sterling Group | Verysell | 05.06 | Приобретение бренда и практики SAP Sterling Group |
Verysell-6 (в составе ГК Verysell) | |||
GMCS | Компьюлинк | 03.05 | Приобретение ERP-практики, дополнительных возможностей, связанных с территориальным и отраслевым расширением деятельности |
Компьюлинк |
Источник: CNews Analytics, 2007
Как рассказали CNews в «Компьюлинке», эта компания также планирует покупку трех заметных нишевых игроков российского рынка ИТ, которые дополнят существующие предложения группы. Готов проект присоединения крупного, значимого игрока на ИТ-рынке и у Verysell. Помимо этого, она планирует консолидироваться и с небольшими компаниями. На приобретение новых компетенций и развитие регионального бизнеса Verysell направит около $25 млн.
Эксперты усматривают в каждом очередном объединении две тенденции: консолидацию с целью наращивания активов, а также объединение практик, на которых специализируются компании. Например, у объединения Tops BI с «Систематикой» есть ряд вполне конкретных практических целей. Та экспертиза и практика создания отраслевых решений на базе бизнес-приложений Microsoft, которой на сегодняшний день обладает «АНД Проджект» (также входящая в «Систематику»), объединяется с многолетним опытом Tops BI в области консалтинга и внедрения решений на базе продуктов SAP и Oracle.
Так что докатившийся до России тренд слияний/поглощений ИТ-компаний будет, вероятно, сохраняться на рынке в ближайшие 2-3 года. Впрочем, по мнению Андрея Кузьмина, реальную расстановку сил подтверждает только один аспект — это количество успешных проектов того или иного вендора или проектов, реализованных конкретным консультантом. «Среди факторов, влияющих на успех поставщика, я бы выделил способность продукта удовлетворять требованиям клиента в разумные сроки и за разумный бюджет, наличие достаточного количества профессиональных консультантов, знающих возможности продукта, пути и способы его оптимальной настройки под нужды заказчика. И третий важный фактор — стоимость проекта, — отмечает г-н Кузьмин. Одним из основных факторов успешности консультантов на рынке ERP-систем является грамотная HR-политика, позволяющая компании держать оптимальное количество универсальных специалистов, умеющих за счет совмещения ролей реализовывать проекты любого размера». По его мнению, при таком подходе упрощается планирование ресурсов и сокращаются затраты компании.
Элеонора Ершова / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP