|
|
Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен Лидеры Рунета спешат перестроиться под Веб 2.0Постепенная — трансформация порталов в духе Веб 2.0 происходит не только в мире, но и в — России. Тройка Рунет-лидеров — Mail.Ru, — «Рамблер» и «Яндекс» — кое в чем даже опережают своих зарубежных коллег. Технологические и — социальные тенденции, под воздействием которых происходит трансформация — современных веб-порталов, принято объединять под общим маркетинговым термином — «Веб 2.0». Среди экспертов нет единого мнения относительно базовых принципов — Веб 2.0, но можно выделить два самых главных. Во-первых, генерация контента — собственно пользователями (публикация текстов, фотографий, видеороликов, — закладок и т.д.) с системой фильтрации контента сообществом. Во-вторых, — создание социальных связей внутри сообщества (система «френдов», статус, — репутация, карма — вот некоторые из применяемых понятий). Mail.Ru популяризирует Веб 2.0 Как известно, — главным элементом портала Mail.Ru всегда была бесплатная — веб-почта, с момента запуска в октябре 1998 г. Это был первый в Рунете массовый — бесплатный почтовый сервис — таким он и остается до сих пор. Благодаря «армии» — почтовых пользователей (25 млн активных аккаунтов) остальные сервисы портала — также получают огромную аудиторию посетителей. В наши дни портал — Mail.Ru немного изменил стратегию и сейчас — официально фокусируется на главных принципах Веб 2.0: общении и генерации — контента пользователями (UGC). — Запуская новые сервисы, портал старается привлечь к ним многомиллионную — пассивную аудиторию, изначально ориентированную только на электронную почту. — Кроме повышения ARPU с — одного пользователя, Mail.Ru таким образом — популяризирует идеи Веб 2.0 среди российских обывателей. «Мы стараемся собрать — все самое лучшее из мирового опыта и адаптировать это к российским условиям», — — говорит Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.Ru. За последние два — года портал Mail.Ru открыл целый ряд сервисов Веб — 2.0. Сервис «Блоги@Mail.Ru» был запущен в ноябре — 2005 г. За первый год работы на «Блогах» было создано почти 800 тыс. дневников, — 20 тыс. сообществ, пользователи которых сделали 3,5 млн. записей и оставили — 14,5 млн. комментариев (по данным Mail.Ru). — Через год после запуска у проекта расширилась функциональность: помимо — текстовых записей и фотографий (через «Фото@Mail.ru»), — пользователи получили возможность публиковать видеоролики и голосовые записи — (через «Видео@Mail.ru»). «Фото@Mail.Ru» — социальный сервис для — публикации и обсуждения фотографий, открыт в феврале 2005 г. К октябрю — аудитория выросла до 100 тыс., а количество фотографий — до 6 млн. Интересно, что в — рамках социальных сервисов Блоги@Mail.Ru и Фото@Mail.Ru компания даже — зарабатывает на пользователях, которым предлагается поднять свой контент в — рейтинге, перечислив 1 доллар через SMS. Такая бизнес-модель не используется в аналогичных западных — службах, то есть в этом отношении российские бизнесмены явно опередили своих — коллег. Теперь же они присматриваются к опыту азиатских стран, где владельцы — социальных сетей продают пользователям оригинальный контент (аватары, другие — виртуальные артефакты, которые рисуют сотни штатных художников). Возможно, — нечто подобное будет скоро реализовано на Mail.Ru. «Ответы@Mail.Ru» открылись в августе 2006 г., — когда в Рунете уже существовало несколько подобных проектов, а на западе успех Yahoo Answers стал уже очевиден. За — короткое время сервис «Ответы@Mail.Ru» привлек стотысячную — аудиторию, став по-настоящему полезным. Российским программистам удалось — сделать очень удачную разработку: даже обычные информационные разделы на — портале (новости, афиша, путешествия) переделываются в духе Веб 2.0, то есть к — ним «прикручивается» блоговый движок, который позволяет пользователям не только — читать, но и комментировать новости и события. На странице новостей можно — голосовать за них, на странице путешествий есть интерактивная функция поиска — попутчика. «Видео@Mail.Ru» был запущен в начале октября — 2006 г., в середине декабря ежедневная аудитория выросла до 150 тыс., а — ежемесячная — до 2,1 млн человек. Этот сервис, созданный по образцу YouTube, обеспечивается — удобную и быструю публикацаию на сайте видеороликов в любом формате. Все — вышеперечисленные социальные сервисы являются полными или частичными аналогами — известных зарубежных сервисов Веб 2.0, таких как MySpace, YouTube, Yahoo Answers и т.д. Единственным — элементом Веб 2.0, который пока Mail.Ru не может решиться внедрить — — это полный переход на новый Ajax-интерфейс, — как это сделал, например, портал Yahoo чуть ранее в этом году. По словам руководства Mail.Ru, они пока бояться делать это потому — что, по их мнению, у большого количества пользователей в России эта технология — не поддерживается. Однако внедрение Ajax все равно происходит. Например, — уже введен в эксплуатацию принципиально новый интерфейс для веб-почты — Pro.Mail.ru. Как и в почтовом сервисе Mail.Yahoo.com, пользователь может — полностью перейти на новый вариант интерфейса или остаться со старым. Кроме — того, на портале с помощью технологии Ajax переделываются различные мелкие функции, например, окошко — быстрого ответа в веб-почте или окошко для пакетной загрузки фотографий в — фотосервисе. «Рамблер» лидирует по инновациям, отстает по развитию В отличие от Mail.Ru, портал «Рамблер» не располагает — столь обширной базы пользователей. Это негативно сказывается на попытках — внедрить передовые сервисы Веб 2.0, для популярности которых обязательно — необходимо формирование вокруг них сообщества. Этот факт особенно печален в — связи с тем, что именно «Рамблер» является главным инноватором в области Веб — 2.0 в Рунете, но выгоду от предложенных им инноваций чаще извлекают конкуренты, — которые идут следом. Например, — «Рамблер» запустил социальный сервис публикации фотографий на год раньше, чем Mail.Ru, но сейчас фотохостинг Mail.Ru в шесть-семь раз больше, чем у — «Рамблера». «Рамблер» первым запустил и видеохостинг. Но всего за один месяц — существования количество пользователей у сервиса «Видео@Mail.Ru» в три раза превысило показатель Rambler Vision (правда, Rambler Vision можно с большой — натяжкой назвать сервисом Веб 2.0, потому что там главное место принадлежит — лицензируемому профессиональному контенту, а не UGC). Точно так же и блоггерская — площадка «Рамблер Планета», открывшаяся в декабре 2005 г., не смогла привлечь — значительную аудиторию пользователей, а вот создатели проекта «Блоги@Mail.Ru» — блестяще сумели сделать это за короткий срок. Тем не менее, в — активе «Рамблера» имеется стандартный набор коммуникативных сервисов, многие из — которых объединены вокруг проекта «Рамблер Планета». Кроме вышеупомянутых — фотографий и видео, это еще «Знакомства» и «Группы». Возможно, в будущем эти — сервисы будут усовершенствованы в формате Веб 2.0. «Рамблер» — постоянно расширяет набор социальных сервисов за счет приобретений других — компаний. В июле 2006 г. была достигнута договоренность о покупке проекта — «Дамочка.ру» (сайт знакомств и онлайновых игр) вдобавок к уже имеющемуся — похожему сообществу «Мама.ру». В марте 2005 г. была приобретена система — контекстной рекламы «Бегун», которая стремиться стать главной финансовой — артерией для российской блогосферы. «Яндекс» в поисках аудитории Узкоспециализированный — поисковый портал «Яндекс» одновременно является самым посещаемым сайтом Рунета. — Он испытывает традиционные сложности с внедрением сервисов Веб 2.0 по понятной — причине. Как и на сайт Google, — пользователи заходят сюда с одной целью — найти информацию (а вовсе не — опубликовать контент и не пообщаться, что в первую очередь нужно для Веба 2.0). — Аналогичные сложности испытывает и Google — в западном интернете. Поисковым — порталам, как Google и — «Яндекс», практически невозможно запустить полноценный социальный сервис, — потому что для него сложно найти аудиторию. Единственная достойная попытка — «Яндекса» в этом направлении называлась «Яндекс.Закладки» (аналог известного — зарубежного социального сервиса Del.usio.us), купленная на стороне, но эта разработка к настоящему времени заморожена. Возможно, — социальным проектом можно назвать «Кубок Яндекса по поиску в интернете» (это — поистине уникальный продукт, у которого нет западных аналогов). В этой игре — участвуют десятки тысяч пользователей, которые общаются на форумах «Яндекса». — По формальным признакам это вполне соответствует приложению Веб 2.0. Разработчики — «Яндекса» ограничиваются, в основном, внедрением вспомогательных сервисов для — поиска. Главная инновация «Яндекса» в этом направлении за последние годы — — интеграция в блогосферу. «Яндекс» запустил целый ряд удобных и эффективных — инструментов для обслуживания блогосферы. Это RSS-аггрегатор «Яндекс.Лента» и — отдельная поисковая система по блогам и форумам (blogs.yandex.ru). — «Яндекс» планомерно развивает также «Поиск по новостям», частично интегрируя — его с поиском по блогам. Хотя настоящих социальных сервисов на «Яндексе» нет, — но компания внедряет все современные технологии, которые ассоциируются с Вебом — 2.0, в том числе использует Ajax — и RSS-фиды, внедряет — современный дизайн и персонализированные сервисы. Анатолий Ализар |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP