|
|
Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен Пример решения: Создание корпоративного портала РАО «ЕЭС России»В феврале 2006 года в промышленную эксплуатацию запущен корпоративный портал РАО «ЕЭС России». Портал, построенный компаний КРОК, объединил основные информационные ресурсы РАО «ЕЭС России» и стал крупнейшим российским интеграционным порталом, реализованным на основе технологий IBM. Стоимость проекта составила 1,6 млн. долларов. Основная сложность и уникальность этого проекта заключалась в интеграции большого количества разнородных информационных систем О корпоративных порталах Корпоративные (внутренние) информационные порталы, в зависимости от решаемых задач, делятся на порталы совместной работы (collaboration portals) и интеграционные. Основная задача порталов совместной работы — поддержка коллективной работы распределенной команды, в том числе в процессе создания документов. Более сложные порталы — интеграционные, связывающие бизнес-приложения заказчика. Задачи создания интеграционных порталов возникают в организациях, где есть несколько унаследованных ИТ-систем, от которых нет смысла или желания отказываться, заменив их каким-то одним продуктом. Эти системы нужно интегрировать, связывая данные и обеспечивая унифицированный доступ пользователей к ним. Примером такого проекта служит портал РАО «ЕЭС России». О РАО «ЕЭС России» ОАО РАО «ЕЭС России» — крупнейший российский электроэнергетический холдинг. Более 51% капитала компании находится в собственности государства. Энергокомпании РАО «ЕЭС России» вырабатывают более 70% российской электроэнергии и треть тепла. Холдингу принадлежат практически все магистральные линии электропередачи. В холдинге работает более 500 тысяч человек. Дочерние предприятия холдинга делятся по функциональному признаку — производящие, системные и сбытовые. Задача центрального аппарата — контроль над деятельностью «дочек» и определение политики развития холдинга, в том числе ИТ-политики. Цели и задачи проекта Попытки структурирования информационных потоков предпринимались неоднократно всеми службами энергетического холдинга, но были разрозненными и приносили в основном локальный эффект. В середине 2004 года Департамент информационных технологий РАО «ЕЭС России» поставил задачу повысить эффективность работы сотрудников РАО с внутренними информационными системами. К этому времени количество разнородных систем, имеющих разные программные архитектуры и уникальные механизмы поиска, достигло 40. «Холдингом накоплено очень много информации, некоторые базы данных ведутся в дочерних обществах с 1991 года. На поиск нужных сведений среди слабо структурированной информации сотрудник порой мог тратить дни», — рассказывает руководитель департамента информационных технологий РАО «ЕЭС России» Леонид Спицын. Поскольку объединить все действующие информационные системы в одну было технически невозможно, руководство ИТ-департамента РАО приняло решение о необходимости создания корпоративного портала, для предоставления 10 тысячам сотрудникам корпоративного центра и дочерних акционерных обществ удобного и простого доступа к этим системам. В результате открытого конкурса, проведенного в декабре 2004 года, исполнителем проекта была выбрана компания КРОК. Подготовка к проекту До запуска проекта сотрудники ИТ-департамента РАО провели инвентаризацию информационных систем, оценку их состояния и целесообразности интеграции в портал. «Мы проанализировали все информационные ресурсы с точки зрения не систем, а данных, которые в них хранятся, — рассказывает Леонид Спицын. — Провели классификацию этих данных: каждая атомарная информация, хранящаяся в разных системах, была соответствующим образом описана и внесена в каталог информационных ресурсов». Проект обещал стать комплексным и по числу вовлеченных в него сторон. Во-первых, он затрагивал интересы практически всех департаментов РАО ЕЭС. Во-вторых, в нем участвовал «ГВЦ Энергетики» как разработчик большинства информационных систем, которые предстояло интегрировать в портале. В дальнейшем ГВЦ должен был принять готовый портал на сопровождение. В проектный комитет, состоявший из 12 человек, вошли представители всех заинтересованных организаций. Они регулярно собирались, обсуждали ход проекта и контролировали всю оперативную деятельность. Кроме того, департамент ИТ счел нужным привлечь внешнего проектного менеджера. Решение В апреле 2005 года специалисты КРОК начали работу с исследования проблемы и выбора программной платформы портала. Наиболее подходящим базовым решением был признан программный пакет IBM WebSphere Portal. Дополнительные функции Single Sign-on (единый вход во все интегрированные системы) на основе смарт-карт реализует программный пакет IBM Tivoli Access Manager for e-Bussiness. С его помощью были объединены многочисленные комбинации паролей и идентификационных данных пользователей. Специалисты КРОК и IBM провели расчет требуемой производительности серверной платформы для одновременной работы с порталом 2000 пользователей. Нагрузочное тестирование нескольких конфигураций, проведенное в Центре компетенции КРОК, позволило выбрать оптимальное по производительности и стоимости аппаратное обеспечение. Портал объединил 26 приложений: внешних и внутренних информационно-справочных систем, системы нормативно-справочной информации, системы анализа производственной деятельности, системы мониторинга реформирования отрасли, системы управления закупками, системы мониторинга СМИ, автоматизированной системы тех. поддержки и других. Интерфейс интегрированных систем реализован в виде модулей (портлет), выполнен общий для всех систем простой механизм поиска информации. Сотрудники КРОК разработали также набор программных модулей для автоматизации анализа использования портала. После перевода портала РАО «ЕЭС России» в промышленную эксплуатацию, управление порталом перешло к специалистам «ГВЦ Энергетики», которые выполняют администрирование доступа пользователей и обновление ресурсов. Результат и перспективы Корпоративный портал ОАО РАО «ЕЭС России» объединил основные информационные ресурсы холдинга и стал крупнейшим интеграционным порталом в России, реализованным на основе технологий IBM. Как и планировалось, в феврале 2006 года портал был запущен в промышленную эксплуатацию. Леонид Спицын называет три основных фактора успеха проекта: «Во-первых, четкая постановка задачи: вначале имелась концепция портала как единой точки доступа и создания централизованного каталога информационных ресурсов, и эти цели в ходе проекта не менялись. Второй фактор успеха — правильный выбор платформы. Третий — создание профессиональной проектной команды с привлечением независимого менеджера проекта». Следующим этапом развития портала стал перевод его в интернет-режим и обеспечение доступа сотрудников дочерних предприятий, увеличение количества пользователей до десятков тысяч человек. Предварительно был решен ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью. Подключение всех региональных предприятий состоялось в сентябре 2006 года, после внедрения системы однократной регистрации на основе смарт-карт. Обучение сотрудников использованию порталом началось с января 2006 года и ведется до сих пор. Для индивидуального обучения на самом портале размещены обучающие ролики и справочные материалы. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP