|
|
Обзор подготовлен
На вопросы CNews ответил Андрей Шалимов, коммерческий директор компании «Оптима-интеграция» (ГК «Оптима»).
CNews: Как вы оцениваете состояние и ближайшие перспективы российского рынка «интеллектуального строительства», а также положение и перспективы вашей компании на нем?
Андрей Шалимов: Тенденции, процессы, сценарии работы, типизация проектов, стадийность, присущие рынку «интеллектуального строительства», отражают закономерности и нормативные требования строительной индустрии, опираются на мировую практику и доступные технологии, и созвучны тенденциям, определяющим развитие ИТ-рынка в целом.
Стадию, которую сейчас проходит российский рынок «интеллектуального строительства» и все его участники, можно назвать эволюцией, организационной и технологической; оптимизацией всех этапов производственного цикла, в начале которого стоят нужды и средства заказчика, технологические и организационные возможности исполнителя, а в конце – полностью укомплектованное здание или комплекс зданий, соответствующий требованиям заказчика.
Хотя само понятие «рынок интеллектуального строительства» применимо, на мой взгляд, с оговорками, и является в большей степени «красивой оберткой» для одного из направлений приложения усилий, относительно недавно пришедшего в недвижимость, – интеграции систем в рамках проектов по автоматизации зданий и сооружений. Отмечу, что объективная необходимость масштабной «интеллектуализации» объекта в ряде случаев отсутствует: многие из реализуемых проектов обычны с точки зрения используемых технологий автоматизации и масштабов, но идеальны с точки зрения интеграции в бизнес заказчика, влияния на течение основных бизнес-процессов, создания предпосылок дальнейшего роста.
С точки зрения экономических перспектив и динамики развития рынка нашу результативность по развитию направления отражают следующие цифры: рост объема совокупной выручки «Оптима-интеграция» от реализации проектов «интеллектуального строительства» в 2007 году составил 25,86%, а в 2006 году 38.53%. О рынке в целом мы не скажем ничего нового, но согласны с мнением экспертов, оценивающих его потенциал в 1,2-1,8 млрд. долл. и отмечающих, что это далеко не предел. Реальный же объем российского рынка, судя по характеру и количеству реализуемых в стране проектов, составляет на сегодняшний день около 500 млн долл. (с оговоркой, что речь идет о внедрении систем именно «интеллектуального здания» в их классическом понимании). Причем, интеграция инженерных систем, то есть «интеллектуализация» здания, увеличивает стоимость проекта автоматизации в среднем на 10-30% в зависимости от требований заказчика.
Разрыв в показателях реальных и потенциальных обоснован факторами, лежащими во множестве плоскостей, включая психологию, финансы, экономико-политический фон в стране, небольшое число исполнителей, способных проектировать и реализовывать продуманные проекты. Перечислять можно долго, но именно в этом разрыве лежат перспективы развития и точки роста рынка интеллектуального строительства. Вопрос во времени, в течение которого идеология «интеллектуального строительства» перейдет в существенный рост количества реализуемых проектов, а число доводов «за» интеграцию внедряемых систем при строительстве и реконструкции зданий, в противовес «лоскутной автоматизации», будет только возрастать.
За инвестированием в интеллектуальные проекты будущее. Такие проекты – это возможность придания объектам недвижимости дополнительных конкурентных преимуществ, таких как возможность существенной экономии ресурсов, обеспечения высокого уровня безопасности, оперативного доступа к информации, а, в конечном счете, повышения качества жизни.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, являются ключевыми, для российского заказчика, при принятии решения о запуске проекта?
Андрей Шалимов: Исходя из нашей практики, могу сказать, что рост бизнеса и реальные проекты появляются там, где в условиях здравого смысла сходятся потребности заказчика, включая необходимость обеспечить соответствие законодательным и нормативным актам, и предложения (возможности) исполнителя, включая удачное экономическое обоснование вероятного проекта. В этой связи интересна тенденция к повышению компетентности специалистов, задействованных в проектах, как на стороне заказчика, так и на стороне исполнителя, что обеспечивает функционирование принципов разумной достаточности и соответствия исходным целям при проработке и реализации проектов. С учетом того, что «интеллектуальное строительство», в противовес классической автоматизации, изначально носит комплексный и дорогостоящий характер, и «интеллектуализация» здания заметно увеличивает стоимость проекта автоматизации, готовность заказчика к реализации проекта, даже при наличии средств и предварительного интереса к «интеллектуальным» решениям, отнюдь не очевидна.
С одной стороны, для российского заказчика имеет значение функционал здания (разнится в зависимости от отраслевой принадлежности клиента), возможность повышения капитализации компании-владельца, повышение класса здания, эффективное обеспечение безопасности, возможность своевременной и адекватной реакции на внештатные ситуации и, в первую очередь, комфорт. С другой стороны, в процессе предпроектных изысканий такие понятия как «экономия», «функционал», «эффективное обеспечение безопасности», «комфорт» и т.д. должны принимать вполне понятные формы и логичные обоснования.
Например, в случае, когда объектом автоматизации становится высотное здание или любой другой объект повышенного риска и инженерной сложности, предлагаемое решение должно не только максимально отражать решение задачи обеспечения безопасности людей и самих зданий, но и соответствовать, как и само здание, существующей нормативной базе, включая документы, относящиеся непосредственно к высотному строительству. В частности, на территории Москвы сегодня действуют «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в г. Москве МГСН 4.19-2005», утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. №1058-ПП, которые будут действовать до принятия соответствующих технических регламентов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом г. Москвы от 3 октября 2001 г. №64 «О градостроительных нормативах и правилах г. Москвы». Нормативы безопасности, как матрешки, накрывают набор низкоуровневых подсистем.
Оценка экономической целесообразности внедрения систем «интеллектуального здания» в российских условиях может базироваться на качественных оценках, в силу отсутствия достоверной публичной эксплуатационной статистики по всему спектру систем, на основании которой потенциальный заказчик может производить более или менее достоверные расчеты в части совокупной стоимости владения зданием. Вместе с тем, такие преимущества, как снижение общего количества оборудования за счет повышения унификации и многофункциональности компонентов, экономия на фонде заработной платы, будут видны уже на этапе проектирования. Но основные дивиденды, а именно, возможность оценки объема затрат на эксплуатацию здания, экономия электроэнергии и ресурсов, накопление необходимого для принятия решений объема эксплуатационной статистики, – будут заметны только через несколько лет после завершения проекта.
Вместе с тем, работники эксплуатационных служб понимают, что затраты на эксплуатацию «интеллектуального здания» ниже, чем обычного, что обусловлено самим фактом включения в проект соответствующих систем, позволяющих снизить энерго- и ресурсопотребление, оперативно реагировать на внештатные ситуации и т.д. Кроме того, системы «интеллектуального здания» – удобный инструмент для снижения количества работников, не имеющих отношения к профилю деятельности компании-владельца недвижимости, и возможность вынести большую часть эксплуатационной нагрузки на аутсорсинг. Важны также репутация и опыт работы исполнителя с конкретным заказчиком, фактически – уверенность заказчика в том, что реальные результаты работы по проекту будут соответствовать тем целям, которые были обозначены на этапе проектирования. Исполнитель должен обладать пакетом необходимых разрешительных документов. Основным критерием выбора исполнителя для реализации проекта, как правило, является принцип избыточности, то есть финансовые возможности и опыт реализации проектов у исполнителя, в идеале, должны быть выше, чем необходимо, что увеличивает вероятность благоприятного завершения проекта.
CNews: Какова специфика работы по проектам в данном секторе? Какие типовые конфигурации оборудования и решений сегодня наиболее востребованы заказчиком?
Андрей Шалимов: Проекты автоматизации зданий, сооружений и объектов специального назначения, включая высокозащищенные, на которых мы также работаем, носят комплексный характер. Все участники процесса – организации, ответственные за возведение объекта, внедрение автоматизированных комплексов, систем связи и информационно-вычислительной инфраструктуры, эксплуатационные службы (инсорсинговые или аутсорсинговые) – должны быть вовлечены в процесс работы над объектом на как можно более ранних этапах. Исключение составляют случаи, когда речь идет о модернизации существующих инженерных систем, систем безопасности или ИТ-инфраструктуры без существенной перестройки здания – в этом случае интегратор вполне справляется самостоятельно, привлекая на отдельные виды работ субподрядчиков.
Участники проекта, вовлеченные в процесс строительства и последующего оснащения здания, ориентированы и по-настоящему компетентны лишь в своей области и преследуют различные цели. Задача строительного подрядчика – возвести и сдать объект. Задача интегратора – оснастить объект всем комплексом систем, необходимых бизнесу, а главное, соответствующих требованиям бизнеса. Задача эксплуатационной службы – поддержка бесперебойности и безаварийности работы инфраструктуры здания. Изначальная вовлеченность в процесс внешних подрядчиков и внутренних служб, покрывающих весь спектр задач, позволяет не только повысить качество конечного продукта, но и обеспечить существенную экономию не только на этапе оснащения здания, но и при последующей эксплуатации. Например, на практике мы часто сталкиваемся с необходимостью модернизации инфраструктуры на объектах, сданных в эксплуатацию совсем недавно, что продиктовано, как правило, несоответствием систем, внедренных ранее, задачам существующим, но не заложенным в проект организацией или организациями, которые работали на объектах ранее.
На всех этапах имеет значение детальность и качество проработки проекта. В частности, по линии систем «интеллектуального здания» важна тщательная проработка набора сценариев межсистемного взаимодействия, которые не в последнюю очередь обеспечивают гибкость, масштабируемость и, в конечном счете, соответствие объекта автоматизации исходным пожеланиям заказчика. Например, на многих объектах, из обследованных нами и уже оснащенных системами «интеллектуального здания», общесистемная реакция следует лишь на события, имеющие отношение к обеспечению безопасности людей, но в ряде случаев не самого здания. Международные практики управления проектами, как и в других областях нашей деятельности, могут быть использованы лишь в доработанном виде – существенно отличается оценка рисков, приоритезация задач, планирование ресурсов.
С точки зрения технологий, оборудования, решений и методик работы по проектам на рынке интеллектуального строительства идут процессы, присущие ИТ-рынку в целом. Производители и разработчики решений, а также интеграторы стремятся к унификации. Хотя единые международные стандарты на оборудование инженерных подсистем, интерфейсы, протоколы передачи данных, управляющие модули и другие элементы построения управления и диспетчеризации зданий еще окончательно не сформировались, уже выделились явные лидеры, построенные на принципах открытости и совместимости. Использование унифицированных решений существенно снижает внедренческие риски и стоимость реализации проекта.
Архитектура комплексов автоматики функционирующих в настоящее время объектов принадлежит к двум основным типам: традиционная архитектура (иерархическая, многослойная) и открытая (единый протокол, единая СКС, принцип взаимодействия – «все со всеми»). Значительная часть проектов реконструкции зданий предполагает в настоящее время, в первую очередь, приведение архитектуры ко второму типу, с последующей реализацией нового функционала. Выбор решений диктуется уровнем сложности объекта, количеством внедряемых систем и оконечных устройств. Сложность и организация, регламент работы диспетчерского центра здания проистекают из сложности самого объекта, а также того комплекса задач по контролю его состояния, которые необходимо решать.
Системы и комплексы систем, внедряемые в рамках проектов по автоматизации зданий и сооружений, относятся к четырем основным типам: системы жизнеобеспечения, инфраструктурные системы и системы безопасности, системы технического и коммерческого учета потребляемых ресурсов, интегрированные системы управления (то есть системы интеллектуального здания).
Притом, что концепция «интеллектуального здания» открывает большие возможности для планирования функционала и компоновки набора конкретных подсистем, предлагаемых заказчику, сложился набор типовых решений, который привязан к требованиям нормативной базы, обусловлен отраслевой принадлежностью, особенностями бизнес-процессов заказчика. Например, если для гостиничного комплекса на первый план выходит его жизнеобеспечение, то для офисного центра приоритетно наличие качественной связи и систем комплексной безопасности.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию данного направления на ближайшую перспективу?
Андрей Шалимов: В развитии направления «автоматизации зданий и сооружений» ГК «Оптима» мы будем следовать стратегии отраслевой специализации, принятой несколько лет назад, в соответствии с которой мы стараемся предложить каждой отрасли, по каждому направлению деятельности уникальное решение, пусть и не всегда тиражируемое, но полностью удовлетворяющее запросам и специфике бизнеса заказчика.
Наши надежды, по направлению автоматизации недвижимости, во многом связаны с проектами, стартующими в регионах. Именно там наши позиции в настоящее время наиболее сильны. Например, совсем недавно, в начале августа 2008 года, стартовал очередной проект по автоматизации здания заказчика. В зону ответственности ГК «Оптима» в целом, и компании «Оптима-интеграция» в частности, входит весь комплекс работ по автоматизации здания, включая интеграцию систем (то есть внедрение комплекса систем «интеллектуального здания»). Объектом приложения усилий стал Гостинично-деловой центр «Север» (г. Новый Уренгой) – 10-этажное здание, включающее в себя гостиницу бизнес-класса с полным набором гостиничных услуг, оздоровительный центр, бары, рестораны, офисные помещения, представляющие широчайшие возможности связи и информатизации (телефонизация, локальные сети, Интернет и другие сети передачи данных). Предусмотрена также надежная система безопасности и охраны. Общая площадь здания (полезная) – 10 330 кв.м. Гостинично-деловой центр «Север» – это второй деловой центр класса А на Ямале, способствующий повышению эффективности работы, привлечению заинтересованных деловых кругов и инвестиций в сибирскую экономику.
Стоит отметить, что мы участвуем не только в проектах по оснащению строящихся или недавно сданных объектов, но плотно работаем в проектах по реконструкции зданий, находящихся в эксплуатации продолжительное время.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP