|
|
Обзор подготовлен
В этом году в России, как чуть ранее в мире, стала популярной концепция SaaS (Soft as a Service, "софт как сервис"). Рынок ПО, поставляемого как услуга, в России пока очень мал. В таком консервативном секторе отечественного рынка, как ИБ, SaaS-проекты пробивают свой путь еще медленнее и сложнее.
Чтобы серьезно говорить о рынке, необходимо вспомнить, что здесь должны быть продавец и покупатель, которые в конечном итоге определяют стоимость товара и заключают сделку. В случае с SaaS еще многое неясно: нет четкого определения и стандартов предоставления услуг, отсутствует механизм контроля качества и, что самое главное, заказчик лишь задумывается о преимуществах SaaS, но четко выраженного спроса в этой нише пока не наблюдается.
В упрощенном виде SaaS - это бизнес-модель распространения веб-приложений через интернет, и некоторые пытаются подвести под это определение любой платный веб-сервис. Однако термин SaaS применим только к программному обеспечению для бизнеса и позиционируется как сервис по требованию, призванный упростить приобретение ПО и заменить затраты на покупку простой арендой. При этом автоматизация бизнес-процессов с помощью SaaS-продуктов пока преимущественно сводится к двум основным направлениям: управлению продажами (CRM) и организации совместной работы в компании (CCC).
Провайдеров в сфере SaaS в нашей стране пока немного – около 30 компаний, что более чем в 30 раз меньше аналогичного показателя для США. С учетом масштабов страны это весьма мало, но даже такое количество свидетельствует о том, что при благоприятных условиях и консолидированном подходе игроков есть шанс развить существующий потенциал в несколько сотен раз, и это далеко не предел: потребность в качественных и экономичных решениях лишь возрастает. С целью еще большей популяризации концепции в апреле прошлого года была создана российская ассоциация индустрии SaaS. Масштаб ее довольно скромен: в составе пока четыре компании ("Мой Склад", "Мегаплан", "Апрентис", "Медиачеис"), но, когда они выступают единым фронтом, у них больше шансов обратить на себя внимание.
Так, по словам генерального директора компании "Мегаплан" Михаила Смолянова, в конце 2008 и 2009 гг. появилось много новых российских SaaS-проектов. В начале прошлого года прошла первая конференция "SaaS в России", она показала, что рынок начал формироваться, к нему стали проявлять интерес журналисты, про SaaS заговорили. "Рост рынка мы почувствовали и на себе, когда число наших клиентов, по предварительным итогам этого года, утроилось", - отмечает эксперт.
Ситуация на рынке начинает меняться - подтверждает мнение коллеги Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании "Логнекс". "Еще недавно SaaS воспринимали, в основном, энтузиасты - ИТ-специалисты, которых увлекала новая технология. Теперь же большинство новых клиентов - это пользователи, увидевшие для себя совершенно конкретные преимущества SaaS, которые можно измерить в финансовых терминах. В то же время российский рынок SaaS пока не прошел самого первого этапа развития. Большая часть потенциальных клиентов не воспринимает интернет-сервисы как средство автоматизации бизнеса, - комментирует он. - Число продуктов SaaS отечественной разработки пока невелико, а самим продуктам еще предстоит пройти долгий путь до функциональной зрелости. Продукты западных вендоров либо не адаптированы для отечественных пользователей, либо из-за ценовой политики недоступны для малого бизнеса - самой заинтересованной в SaaS аудитории".
Практика показала, что типичные заказчики SaaS - это компании со штатом до нескольких десятков сотрудников. Данная модель работы с ПО позволяет им объединить в одной системе своих сотрудников, офисы и склады независимо от их географического расположения. Эта стандартная для SaaS возможность не имеет аналогов среди традиционного (не-SaaS) программного обеспечения в аналогичной ценовой категории. Что касается крупных корпоративных заказчиков, то они предпочитают присматриваться и оценивать некоторые аспекты SaaS применительно к своему бизнесу, не инициируя пока проектов.
Согласно исследованиям Gartner, в мировом масштабе наиболее востребованы решения SaaS для организации совместной работы и взаимодействия сотрудников. По мнению экспертов, в России прослеживается та же тенденция: наиболее популярны сервисы для управления задачами, сотрудниками, построения корпоративных порталов и всего того, что называют Enterprise 2.0.
Успешнее всего распространяются простые продукты, которые не требуют сложной настройки и внедрения. Они лучше всего подходят для продвижения через идеальный канал продаж SaaS: веб-сайт. Довольно быстро распространяются системы CRM. Связано это с тем, что эти бизнес-процессы достаточно хорошо унифицированы и не требуют сложной настройки при внедрении. И, наконец, очень популярна аренда систем управления сайтом (CMS) и интернет-магазинов. Ценность этих сервисов заключается в том, что вендоры могут предложить своим пользователям дополнительные "оффлайновые" услуги приема платежей и доставки товаров.
Сравнительный пример расчета стоимости подписки на SaaS-сервис "МойСклад" на три года, тыс. руб., 2009
Excel | 1С | МойСклад | |
Лицензия | 19,02 | 21,6 | |
Обновления, поддержка | 34,08 | 28,8 | |
Сервер, ОС | 25 | ||
Администрирование | 36 | ||
Затраты | 19,02 | 116,68 | 28,8 |
Источник: "Логнекс", 2009
Основной клиент при такой группе сервисов - представитель СМБ. C одной стороны, он самый заинтересованный потребитель, так как нацелен на сокращение своих затрат, но в то же время и самый взыскательный – выбирает поставщика и решение очень тщательно.
Затраты в пересчете на одного пользователя по годам, тыс. руб., 2009
Excel | 1С | МойСклад | |
1-й год | align="center"6,34 | 21,853 | 3,2 |
2-й год | 0 | 8,52 | 3,2 |
3-й год | 0 | 8,52 | 3,2 |
Источник: "Логнекс", 2009
Что касается перспектив SaaS на рынке корпоративных продаж, то здесь следует понимать его специфику. Ведь наиболее платежеспособные заказчики направляют свои усилия на захват доли рынка и повышение капитализации. Как следствие, почти все они рассматривают ИТ как капитальные вложения, а в контексте этого покупка "железа" и лицензий оценивается как долгосрочная инвестиция — в противоположность услугам SaaS, ежемесячная оплата которых относится к текущим затратам и не повышает капиталоемкость активов. Но аргументы в пользу SaaS все же есть: использование информационных систем как сервиса по подписке минимизирует потери от неправильного выбора системы или неудачного внедрения, поскольку не требует больших первоначальных вложений. Правда, многие поставщики масштабных корпоративных систем готовы предложить схемы лизинга, рассрочки до момента внедрения или даже возврата денег в случае неуспеха.
В перспективе расходы на SaaS окажутся выше периодических платежей за техническую поддержку решений, так как первый сервис фактически подразумевает второй. В случае приобретения лицензий заказчик несет некоторые дополнительные расходы на администрирование и размещение системы, а вместе с расходами на техподдержку это формирует значительную совокупную стоимость владения системой.
В такой консервативной сфере отечественного рынка ИТ, как ИБ, первые SaaS-проекты пробивают свой путь гораздо медленнее и сложнее. "Есть ли покупатель?" - пожалуй, основной вопрос, который задают себе российские первопроходцы модели.
Для поставщиков услуг и решений в области ИБ основной потребитель – крупный корпоративный заказчик, значительно продвинувшийся за последние несколько лет в своем понимании ИБ-процессов: они должны становиться эффективными, оставаясь управляемыми и максимально защищенными от вмешательства третьих лиц. Даже, казалось бы, такие сервисы, как обеспечение веб- и email-безопасности, защита от спама, могут оказаться очень критичны, если бизнес компании связан с обработкой конфиденциальных данных и возникает риск утечки коммерческой информации в третьи руки.
Наибольший шанс на популяризацию сегодня имеют пакеты типизированных услуг, содержащие аренду антивирусов для сегмента малых/домашних офисов (SOHO). Первой компанией, анонсирующей их запуск на российских просторах еще в 2007 году, стал "Доктор Веб". Эксплуатация сервиса началась в ноябре 2007 г. провайдером "Корбина Телеком", а уже через несколько месяцев количество подписчиков на антивирус достигло 65 тыс. абонентов. В дальнейшем пакеты и условия предоставления ПО подписчикам расширились, но столь массового шествия по интернет-просторам у антивирусов, безусловно, могло бы и не быть при отсутствии провайдеров.
Это мощный канал продвижения продукта для домашних пользователей, способный предоставить сервис прямо на рабочий стол вкупе с другими востребованными услугами. Причем в данном случае выигрывают все участники процесса: во-первых, сам провайдер, который увеличивает лояльность своего абонента и очищает трафик; во-вторых, разработчик антивируса, для которого продвижение SaaS-продукта является сильным маркетинговым ходом, серьезно увеличивающим охват целевой аудитории; а в-третьих, пользователь, который в некоторых случаях не просто экономит на приобретении лицензии, но и получает защиту от вирусов бесплатно. Для компании "Доктор Веб", которая успела уже выйти в лидеры по предоставлению в аренду антивируса, данное направление стало ведущим. По ожиданиям компании, рост продаж Dr.Web AV-Desk в 2009 году составит около 70%.
Другие игроки антивирусного рынка значительно проигрывают своему конкуренту, так как их переход на модель SaaS и, соответственно, сотрудничество с провайдерами совпало с начавшим набирать обороты финансовым кризисом. В интересах провайдеров сейчас лишь удержать клиентов и не повышать стоимость предоставления своих услуг, чтобы не вызвать оттока клиентов дополнительными расходами. Тем не менее активность по предоставлению антивирусов в аренду со стороны вендоров продолжается. Например, провайдером Utel введен автоматизированный сервис подписки на Kaspersky Subscription Services, а московский провайдер LifeLink реализовал подписку на NOD32.
Что касается западных разработчиков, то они делают ставку на представителей малого и среднего бизнеса. В таких компаниях, как правило, отсутствуют ИТ-отделы, нет собственных системных администраторов, которые могли бы обеспечить необходимый уровень поддержки основных компонентов ИТ-системы. Аренда ПО позволяет снять решение этих задач и избежать проблем с бухгалтерией, не принимая на баланс дополнительные программные средства и вычислительные мощности. Сторонниками такого подхода можно считать Trend Micro, которая оказывает услуги аренды антивирусов преимущественно на рынке корпоративных заказчиков, а также McAfee и Panda Security. Так, в феврале этого года компания McAfee сообщила о создании нового бизнес-подразделения в своей структуре, которое займется исключительно SaaS-решениями, распространяемыми по подписке и только через интернет. Новый бизнес должен включать антивирусы, системы обеспечения веб- и email-безопасности, системы удаленного управления программным и аппаратным обеспечением.
Panda Security, в свою очередь, выпустила новую версию 5.03 решения Panda Managed Office Protection (PMOP), предоставляющего сервисы безопасности в форме услуги. Новая версия продукта устанавливается через интернет и предоставляет возможность передачи управления безопасностью партнерам благодаря быстрому доступу к PMOP через интернет в любое время суток.
Безусловно, спрос на такие услуги, пусть пока и самые простейшие, какие только могут быть в сфере ИБ, хоть и не ярко выражен, но существует. Иначе работу в этом направлении западные вендоры просто не вели бы. Вопрос лишь в том, чтобы сам механизм предоставления решений заказчику становился не только удобным, но и более дешевым в сравнении с традиционным приобретением лицензий на ПО.
Как видим, возможности у SaaS в России, если эту модель популяризовать, весьма неплохи. Вопрос лишь в том, что для ее массового внедрения в бизнес-практику требуется решение целого спектра проблем, большая часть из которых не всегда очевидна. Самая главная из них связана с тем, что бизнес опасается доверять свои данные вендорам и хранить их в интернете. Возможность утечки данных удерживает многих потенциальных клиентов от перехода на SaaS.
"Я постоянно повторяю, что для большинства компаний малого бизнеса SaaS обеспечивает более высокую защищенность их данных - просто потому, что вендоры SaaS инвестируют в обеспечение безопасности значительно больше средств, чем это делают некрупные компании, - говорит Аскар Рахимбердиев ("Логнекс"). - Донести эти соображения до клиентов - одна из основных задач отечественного SaaS-сообщества. Кроме того, отказ от миграции на SaaS часто объясняется отсутствием надежного доступа в интернет. В этой ситуации вендорам SaaS имеет смысл сделать акцент на автоматизации некритичных процессов, где недоступность сервиса в течение нескольких часов не приведет к катастрофическим последствиям".
Проблемы с безопасностью практически исключают использование концепции SaaS для критически важных систем, в которых обрабатывается строго конфиденциальная информация. С другой стороны, ответственность за утечку информации со стороны разработчика обычно регламентируется в соответствующих договорах, а вероятность такой утечки часто ниже, чем в случае использования внутренних систем. В том числе этому способствует разграничение прав доступа к программно-аппаратному комплексу, на котором развернута система. При развертывании SaaS в коммерческих дата-центрах уровень защиты в области информационной безопасности лишь возрастает.
Аскар Рахимбердиев убежден, что попытки создать универсальный продукт, обладающий всеми возможными настройками, приводят к тому, что теряется одно из главных преимуществ SaaS - быстрое и дешевое внедрение. Вместо этого вендорам имеет смысл продавать не только продукт, но и стандартные сценарии его использования, то есть выступать в роли бизнес-консультантов. Он выделяет несколько факторов, ограничивающих использование модели SaaS. Во-первых, концепция SaaS оказывается неэффективной для систем "под заказчика", а также узкоспециализированных решений. Во-вторых, ПО по требованию означает привязку заказчика к единственному разработчику, что может привести к полной зависимости от его шагов и положения на рынке. Следствием этого является основной недостаток модели SaaS для разработчика — требования к уровню репутации и высокая стоимость входа на рынок. Чтобы предоставить хорошую цену, разработчику требуется "эффект масштаба", а значит — уже накопленный список проектов.
Безусловно, решение этих проблем позволило бы значительно ускорить распространение SaaS на российском ИТ-рынке. Способствовать этому может лишь более активная работа вендоров и их желание найти как можно больше точек соприкосновения с потенциальными заказчиками. Ведь репутация – основной фактор принятия решения в пользу SaaS.
Елена Гущина
CNews: Как вы оцениваете с точки зрения безопасности и экономической эффективности возможность использования заказчиками ПО как услуги?
Владимир Гайкович: Предоставление ПО как услуги — одна из новых и многообещающих тенденций ИТ-рынка. Подобный подход позволяет компаниям экономить значительные средства на создании собственной ИТ-инфраструктуры, существенно повысить собственную мобильность.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP