|
|
Обзор
ИТ в ритейле 2012Как превратить информационные технологии в полноправного партнера бизнеса? Об этом в интервью CNews рассказал Андрей Орлов, директор по управлению бизнес-процессами и ИТ-стратегии Управляющей компании «ПС Групп» (розничная сеть «Рив Гош»).
CNews: Как вы видите роль информационных технологий в ритейле?
Андрей Орлов: Традиционно ИТ воспринимаются многими бизнес-заказчиками как обслуживающее подразделение, которое помогает бизнесу делать свою работу. Со временем такое потребительское отношение к ИТ становится очень серьезным сдерживающим фактором роста и развития. И тогда возникает концепция ИТ как партнера бизнеса. Но при этом между ними еще сохраняется некоторая дистанция – партнер все равно находится по другую сторону от некой воображаемой линии. Высшая степень эволюции – это глубокое взаимопроникновение ИТ и бизнеса, когда технологии становятся драйвером определенных изменений.
В нашей компании решение многих задач передано в ведение ИТ, то есть мы часто являемся не только реализаторами каких-то идей, но и бизнес-аналитиками, которые пытаются проанализировать идеи не только с технической точки зрения. Таким образом, мы находимся на подходе ко второму этапу, когда бизнес достаточно четко осознает, что потребительское отношение – оно неэффективно.
CNews: Какова доля ИТ-бюджета (в % от оборота) вашего торгового предприятия? Какова его структура? Как она менялась в 2010, 2011 и 2012 г.?
Андрей Орлов: Как и во многих розничных компаниях, доля нашего ИТ-бюджета - величина непостоянная. Обычно в рознице она составляет от 0,6% до 1,5% от оборота компании, и мы укладываемся в этот диапазон. Я не могу сказать, что она существенно менялась на протяжении последних 3 лет.
Естественно, имеется тенденция к увеличению ИТ-бюджета вместе с ростом компании. Чаще всего он растет пропорционально с отставанием, но бывают случаи, когда нам необходимы единовременные крупные вложения, например, для замены ERP-системы. И тогда ИТ-бюджет может увеличиться очень существенно.
Что касается структуры ИТ-бюджета, то основные затраты лежат в области поддержки существующей сети и ее расширения. В области поддержки – это и обслуживание имеющегося оборудования, и его замена, и аренда интернет-каналов, и многое другое. Вторая часть бюджета – проектная. Она чисто инвестиционная и рассчитана на глубокие изменения и на уровне ИТ-инфраструктуры, и на уровне бизнес-процессов всей компании. Эффект от этих изменений может проявиться через несколько лет.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, изменились потребности торговых сетей в ИТ-решениях за последние годы?
Андрей Орлов: Если говорить про развитие розницы вообще, то, безусловно, 4-6 лет назад эта отрасль и ее потребности были совсем другими. Сегодня бизнес заинтересован в глубоком понимании того, что происходит на самом низовом уровне.
Отчетливо прослеживается интерес не просто к торговле как таковой, а к адресной торговле. На первое место все больше и больше выходит клиент, и это можно наблюдать во всех секторах розницы. Наверное, лучше всего здесь продвинулись сегменты бытовой техники и электроники, но и сегмент парфюмерии и косметики старается не отставать.
CNews: Какие ИТ-решения становятся востребованными в этой связи?
Андрей Орлов: Во-первых, это системы аналитики и управления взаимоотношениями с клиентами.
Во-вторых, растущий бизнес начинает отказываться от монолитной модели построения своих бизнес-процессов в информационных системах в пользу гетерогенной, основанной на множестве решений, применяемых в той или иной области бизнеса. Таким образом, возникает задача интеграции этих решений. Это задача не новая, и крупные западные компании определили ее как этап перехода на иной уровень зрелости. Собственно, так и появилось понятие «Сервис-ориентированная архитектура».
CNews: Почему необходимо решать задачи интеграции? Есть ли в Рив Гош какие-то сквозные бизнес-процессы? Какие системы было необходимо интегрировать?
Андрей Орлов: Я уже частично ответил на этот вопрос. Где-то на рубеже 2008 и 2009 годов число информационных систем в нашей компании стало таким, что задачи передачи данных из одной в другую существовавшими на тот момент методами уже решались неэффективно. Более того, возникли очень серьезные вопросы к корректности передачи данных на самом фундаментальном уровне - не происходит ли здесь каких-то изменений, не теряется ли информация. Таким образом, мы пришли к выводу, что использовавшиеся на тот момент технологии интеграции стали неэффективными и сдерживали развитие компании.
Стандартным системным решением подобных проблем является использование так называемых сервисных шин предприятия - Enterprise Service Bus. Тем самым исключается беспорядочное взаимодействие уже имеющихся решений, появляются стандартизированные интерфейсы, осуществляется мониторинг процессов взаимодействия, упрощается согласование данных, которыми обмениваются системы.
В 2009 г. мы начали искать подходящее решение, в 2010 г. приобрели соответствующую систему и начали ее активно использовать.
Стоит отметить, что до 2010 г. у нас уже использовался аналог подобной системы, написанный нашими разработчиками. Он есть и сейчас, потому что в компании подобного масштаба очень тяжело и часто очень рискованно единомоментно отключать одну систему и включать сразу же другую. Поэтому ничего нет удивительного в том, что эти системы длительное время работают параллельно.
CNews: Как осуществлялся выбор интеграционной платформы Ensemble? Как начинался интеграционный проект?
Андрей Орлов: Одна из наших систем – система электронного документооборота «Летограф» успешно работала на технологиях InterSystems. И это сыграло важную роль при выборе нового решения. Мы запросили у InterSystems информацию об интеграционной платформе Ensemble и приняли решение, что будем использовать Ensemble и как корпоративную сервисную шину.
Конечно, выбор был не просто умозрительный. Чтобы оценить возможности интеграционной шины Ensemble, нашими специалистами совместно с представителями InterSystems был реализован пилотный проект. Он имел достаточно ограниченную функциональность, но при этом был показателен. Это проект по интеграции работавшей в то время кассовой системы и центральной системы оперативного учета. Была поставлена задача, сформулировано техническое задание, реализована тестовая модель, которая хорошо справилась с заданием.
Параллельно мы решили очень интересную и полезную задачу мониторинга наших приложений. InterSystems Ensemble собирает с основных эксплуатируемых систем набор показателей (доступность, время выполнения тестового запроса, по которому можно судить о загруженности системы, время подключения Ensemble к системе). Значения показателей отображаются на индикаторной панели Ensemble. Также на индикаторную панель выведены важные данные о количестве магазинов, синхронизации с системами, работоспособности серверов баз данных.
Вадим Федоров,
Директор по работе с партнерами InterSystems Russia:
«Интеграционная платформа InterSystems Ensemble позволяет обеспечить надежное и управляемое взаимодействие существующих систем, автоматизировать интеграционные бизнес-процессы, разработать новые композитные приложения, использующие данные и бизнес-логику интегрированных приложений.
Важно отметить, что в отличие от аналогичных технологий, которые часто состоят из разрозненного набора компонентов для интеграции и разработки, InterSystems Ensemble объединяет в рамках одного продукта сервер интеграции, сервер приложений, высокопроизводительную объектную базу данных и интегрированную среду разработки и управления.
Это существенно упрощает освоение платформы, интеграцию приложений, дальнейшее развитие и сопровождение интеграционного решения».
При выполнении пилотного проекта мы использовали адаптер интеграционной платформы InterSystems Ensemble к системам 1С, без которого было бы крайне сложно реализовать наш проект. Абсолютное большинство наших учетных систем, как, наверное, у большинства компаний на территории Российской Федерации, базируется на 1С- платформе. И если бы вместе с InterSystems Ensemble не поставлялся адаптер к 1С, решать задачи интеграции было бы намного труднее.
В результате пилотного проекта мы приняли решение, что InterSystems Ensemble является подходящей для нас интеграционной платформой.
CNews: Какие решения работают сейчас на интеграционной платформе?
Андрей Орлов: Я уже тоже говорил, мы приняли решение не переводить весь наш интеграционный функционал на шину сразу, а начинать с помощью Ensemble решать новые задачи интеграции.
В 2010 г. мы занимались перестройкой нашего web-сайта, подключали новые сервисы. И эта задача была сразу же поставлена перед Ensemble. Первым шагом посетителей сайта, как правило, является проверка их накоплений, что требует обращения к серверу данных. И такая возможность им была предоставлена.
Кроме того, в компании постоянно проводятся мероприятия по продвижению торговых марок, брендов, и под эти задачи создаются специальные промо-сайты. У этих мероприятий очень разные условия, и каждый раз осуществлять выгрузку данных или программировать специфическую логику, конечно же, неправильно. Под такие мероприятия тоже были созданы web-сервисы, которые позволяли людям принимать участие в программах, а нам убеждаться, что в этих программах принимают участие именно те люди, на которых они направлены.
Следующей большой задачей, которая была решена на интеграционной платформе, стала задача интеграции интернет-магазина с целым набором систем. Наш интернет-магазин был запущен чуть больше года назад. Это был очень интересный проект. Интересный, в первую очередь, потому, что он был новым для компании. Мы не могли инвестировать в это направление большие деньги, но должны были минимальными средствами обеспечить максимальную функциональность. В этой ситуации интеграционная платформа Ensemble показала себя очень хорошо. Мы определили интерфейсы взаимодействия с интернет-магазином, расписали все бизнес-процессы, и это позволило в короткие сроки запустить полный клиентский функционал.
После этого стало понятно, что интеграционная платформа Ensemble выполняет задачи, которые мы на нее возлагаем. И тут появился самый амбициозный проект – партнерская программа с одним из поставщиков. Сложность этого проекта заключалась в том, что мы хотели, чтобы интеграционная платформа обслуживала запросы со всех касс нашей сети в режиме реального времени и при определенных условиях транслировала запрос в процессинговый центр компании-партнера. При масштабах нашей компании это задача нетривиальная.
Ее решение потребовало реализации длинного, многоэтапного проекта, который был связан и с доработкой кассовой части, и с доработкой центральной системы. Но основная нагрузка пришлась на интеграционную шину. Реализация проекта завершилась в ноябре 2011 г., и сейчас система успешно функционирует. Речь идет о партнерской программе с Givenchy, о которой можно прочитать на нашем сайте.
Хочу заметить, что до этого момента мы никогда не давали на шину настоящей нагрузки. А теперь она измеряется десятками обращений в секунду, а это уже настоящий полномасштабный, полнофункциональный процессинг. И шина с ним прекрасно справляется.
Вадим Федоров, Директор по работе с партнерами InterSystems Russia:
«Крупные розничные сети динамично развиваются, они территориально распределены. Так как конкуренция в рознице очень высока, необходимо постоянно развивать бизнес: запускаются новые маркетинговые акции, программы лояльности, развивается online-торговля, внедряются современные технологии взаимодействия с поставщиками и логистическими операторами, появляются информационные системы.
Внедрение решений класса Enterprise Service Bus на интеграционной платформе InterSystems Ensemble позволяет ИТ создать надежную, управляемую, адаптивную инфраструктуру, позволяющую быстро и с минимальными затратами поддержать развитие бизнеса и повысить управляемость розничной сети».
Но мало приобрести платформу. Нужно научиться эффективно с ней работать. В рамках контракта было проведено недельное обучение 6 наших ключевых разработчиков, которое в значительной степени сформировало тот фундамент знаний, который позволил в дальнейшем работать с платформой.
Хочу отметить, что сейчас всю работу с платформой мы проводим собственными силами, а именно, силами двух разработчиков, которые параллельно заняты и в других проектах. Естественно, как это часто бывает, на первом этапе реализация задач давалась нам непросто. Но теперь, после проекта с Givenchy, мы уверены в платформе.
CNews: Какие новые проекты вы собираетесь делать на InterSystems Ensemble в ближайшем будущем?
Андрей Орлов: У нас запланированы и даже частично реализованы проекты по интеграции с логистической компанией, которая оказывает нам аутсорсинговые и складские услуги. Следующий наш шаг – это собственная, полнофункциональная CRM-система и ее интеграция с помощью корпоративной сервисной шины.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP