|
|
В результате кризиса рынок системных интеграторов, занимающихся автоматизацией торговли, сократился как по количеству и масштабам проектов, так и в денежном выражении, откатившись, по предварительным оценкам, до уровня 2005 года. Компании сосредоточили основные усилия не на внедрении новых проектов, а на технической поддержке уже имеющихся решений. В большинстве сетей изменившиеся правила игры привели к ужесточению требований к ИТ-инфраструктуре.
Уровень автоматизации, достигнутый торговыми предприятиями на момент начала кризиса, сказывается на том, как они переживают это непростое время. Например, ритейлерам, успевшим автоматизировать процедуру управления складом и ассортиментом, удалось встретить кризис с товарными запасами, оптимизированными как по показателю объема, так и по показателю ликвидности. Имеющиеся аналитические системы позволили в дальнейшем закупать более дешевый товар, увеличить его оборачиваемость, эффективно управлять поставщиками, что стало особенно важно в условиях подорожавших кредитов.
Автоматизированный контроль цен конкурентов помог торговым предприятиям быстро сориентироваться в меняющейся обстановке и избежать потерь покупателей. А внедрение программ лояльности клиентов на базе имеющихся информационных ресурсов, организация сбора данных для проведения маркетинговых акций при помощи установленных ранее систем позволило выстоять в борьбе за покупателя. Кроме того, высокий уровень информатизации бизнес-процессов дал возможность провести оптимизацию штатной структуры и тем самым значительно сократить затраты.
Кризис привел к тому, что на российском рынке ритейла стали появляться крупные иностранные игроки – например, иностранные инвесторы проявили интерес к сетям "Седьмой континент" и "Лента". Кроме того, некоторые розничные компании сменили владельцев – их акции перешли к кредиторам ("Банана-мама" - к Альфа-банку, "Мосмарт" - к АФК "Система" и т.п.), произошла серия сделок по слиянию и поглощению. Некоторые федеральные сети сократили или вообще заморозили планы развития, в особенности в регионах.
В сложных экономических условиях торговые предприятия вынуждены были выработать новые приоритеты развития. Важнейшими среди них стали повышение уровня обслуживания клиентов (43%), сокращение затрат (41%), повышение производительности труда (39%), постоянное наличие товара (35%), лучшие цены (31%).
Интересы розничной торговли на ближайшие 18 месяцев
Источник: RIS/Gartner, 2009
Таким образом, стратегия выживания в кризисный и посткризисный период, по мнению ритейлеров, сводится к мерам по оптимизации ассортимента, снижению операционных затрат и изменению системы мотивации персонала. Кроме того, компаниям, приобретавшим в этот период конкурентов с целью расширения сети, необходимо провести интеграцию новых магазинов в существующую структуру.
До кризиса рентабельность федеральных розничных сетей в России оценивалась в 7-9%, а региональных операторов – до 20%. Теперь эти показатели сократились, как минимум, в 2 раза. Одновременно произошло снижение финансирования ИТ-проектов, и, по мнению экспертов, роста инвестиций в ИТ не придется ждать еще минимум 1-2 года. "В ближайший год те сети, которые вошли в кризис подготовленными и успешно пережили кризис, будут обеспечивать стабилизацию того спроса, которые есть на ИТ-рынке, и, возможно, генерировать очень умеренный рост. Бума ждать не приходится, - считает Александр Сиркин, директор сегмента "Розница, ТНП и финансы" Департамента корпоративных систем управления компании IBS. - Что касается 2012 года – мы считаем, что возникнет эффект отложенного спроса и ожидаем сильный рост после 2011 года. Оборудование устаревает за 1-2 года, и сильное сокращение затрат на оборудование сейчас должно обернуться сильным ростом через год-два. Такая же ситуация и в области ИТ-услуг: все компании сильно урезали среднесрочные и долгосрочные инвестиционные программы. Когда отрасль вернется в ситуацию роста, отложенные инвестиционные проекты придется реанимировать. Скорее всего, 2012 год – это тот срок, когда эти проекты начнут реализовываться".
В таких условиях средства вкладываются только в те направления развития, которые являются для компании приоритетными. Что касается информационных технологий, то здесь бизнес стремится получать максимальную отдачу от тех инвестиций, которые были сделаны ранее. В результате проекты развития или модернизации имеющейся инфраструктуры, как правило, откладываются до лучших времен, а выделяемые средства направляются на поддержку в работоспособном состоянии уже имеющихся ресурсов. Кроме того, усиливается внимание к вопросу оптимизации деятельности ИТ-подразделений - внедряются элементы технологии ITIL, расширяется функционал ServiceDesk. Одновременно ИТ-подразделениям приходится пересматривать структуру всех затрат предприятия и предлагать пути снижения постоянных расходов, например, путем перехода на IP-телефонию, использования свободного ПО, тщательного пересмотра всех бизнес-процессов, перевода части сотрудников на удаленную работу и т.п.
В большинстве российских торговых сетей изменившиеся правила игры привели к ужесточению требований к инфраструктуре предприятия. Усиление контроля качества услуг, создание более эффективных инструментов управления и необходимость минимизации операционных затрат, времени выполнения технологических операций и внесения изменений в обеспечение бизнес-процессов потребовали от ИТ-систем предоставления максимально большого объема информации за минимальное время, наличия изощренного инструментария для анализа.
В связи с этим эксперты отмечают увеличение спроса на специализированные решения - в частности, на системы планирования ассортимента. "Розничные сети должны будут более аккуратно и пристально следить за управлением и планированием ассортимента. Ассортиментный план очень сильно поменялся в ходе кризиса, и будет меняться дальше, а эффективного инструментария для управления этим процессом большинство розничных сетей не имело. Теперь, когда его необходимость стала очевидной, такие решения будут более востребованы" - считает Александр Сиркин.
Кроме того, торговые предприятия всерьез заинтересовались технологиями, позволяющими эффективно управлять затратами и снижать текущие издержки. "Это и системы управления товарными потоками, и более качественное и надежное оборудование, позволяющее меньше тратить на обслуживание, и программные решения как на уровне сети, так и на уровне отдельного магазина", - отмечает Инна Волынец, коммерческий директор "Сервис Плюс". По мнению Данилы Насонова, заместителя руководителя отдела торговых систем компании "Штрих-М", экономические сложности привели к увеличению спроса на "различные схемы лояльности (дисконтные программы), и, как следствие, процессинговые системы".
По мнению интеграторов, в ближайшие 2-3 года все новые решения, внедряемые на рынке ритейла, будут ориентированы на сокращение издержек бизнеса. Одним из таких решений считается RFID. Правда, в настоящее время эта технология по карману все еще не каждому торговому предприятию – стоимость радиочастотной метки на 2 порядка превышает стоимость метки штрих-кода. Однако, по мнению экспертов, с увеличением числа внедрений стоимость меток должна снизиться. Кроме того, экономия, которую получают в результате использования RFID предприятия, в частности, в процессе инвентаризации или организации процесса логистики, должна сыграть решающую роль при принятии заказчиком решения о внедрении этой технологии.
Большие надежды интеграторы связывают и с беспроводными решениями (GPRS, Wi-Fi). При открытии супермаркета значительные средства тратятся на прокладку сетевой инфраструктуры и телефонии. В случае смены помещения новое здание приходится оборудовать заново. Технологии Wi-Fi позволяют за меньшие деньги получить мобильное решение, которое можно перенести на новое место. Тем не менее, на сегодняшний день беспроводные решения практически не используются в розничных предприятиях из-за отсутствия недорогих телефонных решений на их базе.
Востребованными в ближайшие годы станут технологии, ориентированные на повышение скорости обслуживания посетителей. Среди них сканеры штрих-кода, совмещенные с весами, терминалы для безналичного расчета и пр. "Помимо традиционно пользующихся спросом продуктов, таких как весы, кассы, периферия, растет популярность решений для управления товарными потоками, учета и контроля на уровне магазина на основе терминалов сбора данных и соответствующего ПО, - отмечает Инна Волынец. - Также в следующем год мы прогнозируем рост спроса на программные системы среднего уровня для управления торговыми сетями, включая функции управленческого учета, товародвижения, ценообразования, аналитику и др."
"Наиболее перспективные технологии автоматизации ритейла - торговый эквайринг и различные схемы лояльности", - говорит Данила Насонов. А Сергей Крыль, директор департамента систем безопасности и слаботочных систем компании "СМ Трэйд", добавляет к этому списку "использование локальных вычислительных сетей для интеграции систем безопасности в систему управления торгового предприятия, перевод систем видеонаблюдения и охранной сигнализации на IP-технологии".
Наталья Рудычева/CNews Analytics
CNews: Какие тенденции информатизации российских торговых сетей вы можете отметить в числе ключевых в 2008-2009 г.?
Сергей Адмиральский: Основная забота российских торговых сетей за прошедший год (по крайней мере в fashion-сегменте) - борьба за ликвидность, снижение затрат через достижение операционного совершенства, в том числе и путем автоматизации процессов.
Меньшим стал "размах" проектов, более точным - выбор целей, еще внимательнее компании относятся к динамичному ценообразованию (для сетей этот процесс отлично автоматизируется) и управлению лояльностью. Происходит оптимизация товарного запаса, более качественно ведется управление ассортиментом. Все чаще сети вынужденно идут на уменьшение глубины ассортимента, стараясь при этом не допустить сужения ценового предложения - эта задача также хорошо решается с помощью средств автоматизации.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP