|
|
Несмотря на кризис, интернет-торговля по-прежнему остается одним из самых привлекательных направлений для инвестирования. Игроки и аналитики этого рынка предполагают, что он достаточно легко перенес финансовые сложности и в 2009 году продолжил свое развитие. На ближайшие годы прогнозируется его рост на 10-20%, а в случае благоприятной экономической ситуации - и до 40%.
Российские предприятия сектора интернет-торговли считаются одними из основных лидеров форсированного развития. До начала мирового кризиса этот рынок рос на 30-40% в год. Высокие темпы роста рынка были обусловлены рядом благоприятных предпосылок, среди которых систематический рост базы интернет-пользователей (более 40 млн по итогам 2008 года); рост обеспеченности и покупательной способности населения в докризисный период; увеличение трудовой нагрузки с соответствующим снижением доступного для шопинга времени.
По данным исследования "Интегрум", объем рынка электронной торговли в сегменте B2C в 2008 году составил 2,42 млрд долл. Согласно предварительному прогнозу, в 2009 году этот рынок вырастет на 14% до значения 2,76 млрд долл.
Прогнозная емкость интернет-рынка сегмента B2C в России, млрд долл.
Источник: "Интегрум", 2009
Наиболее востребованными товарами, приобретаемыми в интернет-магазинах, были, по данным "Интегрум", книги, бытовая техника и периферия для персонального компьютера. Обороты ведущих предприятий отрасли достигли значений, измеряющихся десятками миллионов долларов.
К примеру, оборот магазина Ozon.ru в первом полугодии 2008 года достиг 45 млн долл., что означает рост на 78% по сравнению со вторым полугодием 2007 года. Всего за полгода интернет-магазином было реализовано около 560 тыс. заказов на 2,4 млн товаров. 36% оборота компании составляют книги, 30% - фото- и электротехника с мобильными телефонами, 14% - кино, 5% - букинистика и раритеты, 3% - музыка, 12% - прочие товары.
Виды предпочитаемых продуктов, которые приобретают в интернет-магазинах потребители, %
Источник: "Интегрум", 2009
В 2008 году в базе покупателей Ozon.ru было зарегистрировано более 2,5 млн человек. Ежемесячный прирост числа пользователей составлял около 44 тыс новых регистраций. В среднем за месяц на сайт заходило 2,7 млн посетителей, просматривающих около 30 млн страниц.
Следует отметить, что характерная для Российской Федерации проблема неравномерного развития инфраструктуры, а также распределения спроса и предложения, нашла свое отражение и в данном секторе. По-прежнему более половины заказов приходится на Москву (57,1%) и Санкт-Петербург (9,3%). Низкий спрос на услуги интернет-магазинов со стороны регионов обусловлен достаточно низким уровнем проникновения интернет-технологий, а также средств, играющих вспомогательную роль в обеспечении платежеспособного спроса со стороны населения.
По истечении второй половины 2008 года в связи с реализацией ряда государственных инициатив в части внедрения информационных технологий в регионах РФ наметилась тенденция ускорения интернетизации по данным направлениям. Однако в данный момент рассчитывать на ускоренное развитие рынка интернет-розницы в регионах не приходится – ввиду негативного влияния макроэкономических факторов.
"Развитие интернет-торговли в регионах тормозит низкое проникновение интернета и недоверие к электронным платежам. Низкий уровень доходов населения тоже играет свою роль: для регионального пользователя покупка, например, телевизора – более серьезная трата, чем для москвича, и он предпочитает увидеть его "живьем" прежде, чем приобрести. Недаром самый распространенный товар, который покупают в регионах через интернет-магазин, – это книги. Но даже если региональный пользователь хочет делать покупки через интернет, то ему "мешает" небольшое количество местных интернет-магазинов, - комментирует ситуацию Алексей Авдей, руководитель сервиса "Яндекс.Маркет". - Однако постепенно ситуация улучшается. Интернет становится доступней: по нашим данным, за 11 месяцев 2009 года стоимость условного Мб/сек в ряде крупных городов России снизилась примерно на 27%. Активно развивается интернет-реклама, на этот рынок приходят оффлайновые магазины - они начинают с объявлений, но вскоре, оценив преимущества интернета, выводят в сеть весь свой бизнес. Параллельно с развитием местных интернет-магазинов, все больше крупных торговых сетей (например, "Эльдорадо" и Ozon.ru) открывают свои региональные онлайновые представительства с услугой самовывоза, что делает покупку менее "виртуальной".
"Для того, чтобы рынок интернет-торговли вышел за пределы двух столиц, необходимо, прежде всего, наличие широкополосного доступа в интернет на территории регионов, - согласен с ним Феликс Мучник, генеральный директор компании Softkey. - Пока в России еще недостаточно развита структура логистики – она не позволяет обеспечить минимальные сроки доставки, прозрачность процедур и формирования тарифов. Поэтому так необходимо развитие этого направления рынка на местном уровне. И, конечно, нужны покупательское доверие и привычка к покупкам в сети".
"Условий всего два - повышение уровня жизни населения и быстрый интернет, - добавляет Павел Коротов, генеральный директор Oborot.ru. - Впрочем, есть еще и третье условие - от начала пользования интернетом до более-менее постоянных покупок проходит определенное время, обычно 2-3 года".
Оценивая перспективы рынка, следует учитывать высокую устойчивость сетевых торговых площадок к кризисным явлениям, которая гарантирована такими специфическими параметрами, как: отсутствие собственных магазинов, оптимизация административных издержек и т.п.
Особенности интернет-магазинов и их следствия
Источник: "Интегрум", 2009
Доминирование наличных в качестве основного платежного средства говорит о достаточно слабом развитии рынка B2C в интернет-сегменте. Такое положение характерно для первого этапа его становления, во время которого приоритетные позиции занимает процесс поиска, выбора и резервирования товара, а вопросы доставки и оплаты остаются второстепенными.
Предпочтительные способы оплаты заказов из интернет-магазинов, %
Источник: "Интегрум", 2009
По прогнозам аналитиков "Интегрум", несмотря на кризис, рынок интернет-торговли остается перспективным, в том числе и для предпринимателей, исследующих возможности альтернативного инвестирования.
На сегодняшний день, несмотря на то, что окончательные итоги 2009 г. еще не подведены, появилась возможность оценки ситуации, сложившейся в этот период, постфактум. Например, специалисты "Яндекс.Маркет" отмечают, что в начале 2009 года рост количества новых магазинов, с которыми сотрудничает ресурс, замедлился, но в уже марте-апреле он возобновился. В результате в 2009 году количество российских магазинов-партнеров Маркета выросло, по сравнению с 2008 годом, на 40%. На данный момент на "Яндекс.Маркете" размещаются порядка 4000 российских магазинов. Около 18% из них – региональные (в прошлом году эта цифра составляла 13%).
Эти данные позволяют предположить, что рынок электронной торговли достаточно легко перенес финансовые сложности и в 2009 году продолжил свое развитие. С такой точкой зрения согласен Павел Коротов, который оценивает рост интернет-торговли на 20-25%. В то же время, по мнению Феликса Мучника, объем этого рынка по итогам 2009 года остался на прежнем уровне, в то время как в оффлайн-розница показала падение.
"В последующие 2 года при отсутствии катаклизмов рост рынка составит от 10 до 20%", - считает Феликс Мучник. Более оптимистичен в своих прогнозах Павел Коротов: "Темпы роста увеличатся, возможно, до 40%. Однако всё будет зависеть от общей экономической ситуации в стране и мире, от роста потребления или его отсутствия".
Наталья Рудычева/CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP