|
|
Конец 2008 и 2009 год оказались для российского рынка розничной торговли непростыми ввиду сильного влияния мирового финансового кризиса. Темпы роста оборота в целом по отрасли замедлились и снизились до показателей 2004-2005 годов. Владельцы торговых предприятий заметно урезали свои затраты на информатизацию. Ранее нацеленные на экспансию, наращивание объемов, теперь розничные сети переориентируются на эффективность.
По итогам 2008 года оборот розничной торговли, по данным Росстата, в целом увеличился на 3046 млрд руб. и достиг 13915 млрд руб., в том числе в сфере продовольственных товаров вырос на 1452 млрд руб. до 6343 млрд руб., а в сфере непродовольственной розницы увеличился на 1594 млрд руб. до 7572 млрд руб. Товарные запасы в организациях розничной торговли на конец года достигли 428,6 млрд руб.
Динамика оборота розничной торговли (млрд руб.)
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
Однако темпы роста оборота в целом по отрасли замедлились и опустились до показателей 2004 - 2005 годов (113%). Наиболее существенное падение наблюдалось в продовольственной рознице (на 4% - до 109%), затронуло оно и сферу непродовольственных товаров (на 2% - до 117%). Тем не менее, кризисные месяцы 2008 года не нанесли существенного урона российскому рынку ритейла.
Темпы роста розничной торговли, в % к предыдущему году
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
Более серьезные неприятности ожидали российскую розничную торговлю в 2009 году. Уже в первом квартале опомнившиеся после предновогоднего ажиотажа граждане, не получив причитающихся годовых бонусов, включились в режим экономии. В результате оборот торговых сетей упал на 675,9 млрд руб.
Оборот розничной торговли в 2008-2009 гг. (млрд руб.)
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
В последующие два квартала темпы роста оборота только снижались. Во втором квартале они составили 94,4%, а в третьем – 90,6% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Абсолютные показатели при этом достигли 3494,2 млрд руб. и 3661,5 млрд руб. во втором и третьем кварталах соответственно.
Динамика оборота розничной торговли, в % к соответствующему периоду прошлого года
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
В целом за январь - сентябрь 2009 года темпы роста оборота розничной торговли составили 94,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Вместе со снижением темпов роста рынка ритейла в целом, владельцы торговых предприятий сократили затраты на развитие информационных технологий в этом секторе. Согласно представленному в октябре 2009 года отчету IDC Russia Vertical Markets 2009 - 2013 Forecast, расходы на ИТ в России по итогам 2009 года сократятся на 45,7% в долларовом выражении. Учет расходов включает в себя оборудование, программное обеспечение и услуги на период c 2009 по 2013 год. Среди секторов, наиболее пострадавших от кризиса, IDC указывает предприятия сферы розничной и оптовой торговли.
"Сегодня в структуре расходов на ИТ наблюдается переход к взвешенным, продуманным инвестициям, направленным на оптимизацию ИТ-инфраструктуры организаций и эффективное управление ее функционированием. В ИТ-бюджетах подверглись значительным сокращениям такие статьи, как закупка новых серверов или внедрение масштабных систем автоматизации управления предприятием, ограничены средства, выделяемые на запланированную модернизацию систем, – основная часть ИТ-бюджета направляется на поддержание текущей деятельности", - комментирует ситуацию ведущий консультант IDC по исследованиям потребительских рынков Виктор Пратусевич.
Результаты опроса, проведенного CNews Analytics в сентябре 2009 года, показали, что практически все компании розничного сектора сократили свои ИТ-бюджеты. Однако масштабы этого сокращения различны и варьируются от 10% до более чем 50%. "Для разных сетей ситуация с ИТ-бюджетами выглядит очень по-разному. Она зависит от того, в каком состоянии сеть вошла в кризис, - комментирует ситуацию Александр Сиркин, директор сегмента "Розница, ТНП и финансы" департамента корпоративных систем управления компании IBS. - Я знаю крупные сети, в том числе национального масштаба, которые вошли в кризис хорошо подготовленными, не имели больших долгов, работали достаточно эффективно, смогли быстро адаптироваться к новой ситуации, и в результате они прошли кризис с относительно небольшим снижением финансовых показателей. Сейчас они вполне уверенно себя чувствуют и планируют достаточно большой ИТ-бюджет, часто на докризисном уровне или даже выше, запускают масштабные программы модернизации".
"Есть и другая категория сетей, которые столкнулись с сильным падением продаж и снижением объема бизнеса, - продолжает Александр Сиркин. - Это связано либо с большими затратами на захват рынка, которые они делали без оглядки на потенциальные риски и эффективность, либо с непомерной долговой нагрузкой (обычно эти вещи связаны между собой). У таких сетей сокращение бюджетов могло достигать 40-50%". "Снижение инвестиций в ИТ-инфраструктуру у большинства игроков, за исключением нескольких крупных федеральных сетей, таких как X5 Retail Group, "Тандер" и некоторых других, составило более 50%", - считает Данила Насонов, заместитель руководителя отдела торговых систем компании "Штрих-М".
Что же послужило основной причиной такого существенного сокращения объема рынка ИТ в ритейле? "На снижение затрат повлияло и падение темпов открытия новых магазинов, и уменьшение затрат на ИТ-поддержку существующих торговых точек", - комментирует ситуацию директор департамента систем безопасности и слаботочных систем компании "СМ трэйд" Сергей Крыль. "Снижение темпов развития сетей, которое до кризиса было одним из основных драйверов роста рынка, оказало более существенное негативное влияние: многие, достаточно крупные сети, вообще практически отказались от открытия новых магазинов в 2009 году, - считает Инна Волынец, коммерческий директор компании "Сервис плюс". - Что касается поддержки работы, то здесь ситуация выглядела более стабильной, поскольку она поддерживалась как необходимостью проведения обязательных работ по обслуживанию кассового, весового и другого оборудования, так и постепенной плановой заменой устаревающего".
"Конечно, прежде всего, упали - зачастую до нуля - темпы расширения сетей. Даже те, кто вел бизнес взвешенно и просчитывал риски, остановили экспансию. Стратегия изменилась, поскольку покупательская активность снизилась, - соглашается с ним Александр Сиркин. - Что касается затрат на поддержку – они идут под сокращение в самую последнюю очередь. Серьезное снижение затрат на поддержку означает медленное (а в некоторых случаях – немедленное) самоубийство бизнеса. Розница – бизнес высокотехнологичный, бизнес, которым необходимо управлять в режиме "онлайн". Соответственно, поддержка должна вестись непрерывно, каждый день, иначе он остановится".
Вместе со снижением ИТ-затрат были заморожены многие проекты ИТ-развития и апгрейда торговых сетей, а главной статьей ИТ-расходов стала поддержка уже существующей ИТ-инфраструктуры и закупка расходных материалов. "Кризис оказал весьма существенное негативное влияние на рынок в целом. И дело даже не только в том, что сократился его объем (по нашим оценкам, примерно на треть), но и в том, что были заморожены достаточно крупные и интересные проекты, которые могли положительно сказаться на всей структуре и технологиях розничной торговли в стране, - говорит Инна Волынец. - В первую очередь, это проекты по интеграции внутри торговых сетей, по автоматизации сквозных бизнес-процессов. Вместе с тем, некоторым ритейлерам удалось выполнить в завершающимся году свои планы по развитию практически в полном объеме, и это дало определенную поддержку рынку".
Структуру ИТ-затрат торговых предприятий обычно представляют в следующих пропорциях: 45% — затраты на оборудование; 30% — затраты на ИТ-поддержку; 25% — затраты на программное обеспечение. Наиболее сильно кризис затронул рынок торгового оборудования – торговые сети не только заморозили проекты открытия новых магазинов, но и отказались от обновления имеющихся ресурсов. В этом сегменте уровень падения спроса со стороны заказчиков приближается к 70%. "В первую очередь розница отказалась от закупок оборудования и аутсорсинговых услуг", - отмечает Данила Насонов. "Замена парка оборудования прекратилась практически полностью, затраты на закупку оборудования во многих случаях упали до нуля", - говорит Александр Сиркин. "В связи с сокращением открытия новых магазинов закупки оборудования сократились на 50-70%", - соглашается с ними Сергей Крыль.
Затраты на ИТ-поддержку пострадали в меньшей степени. "Затраты на ИТ-поддержку существующих торговых точек сократились на 30-40%, - считает Сергей Крыль. - В связи с этим произошло перераспределение бюджетов на ИТ-поддержку между специализированными сторонними компаниями и собственными структурными подразделениями, которые взяли на себя данные задачи и сохранили ИТ-персонал". "Что касается услуг, то здесь снижение было серьезным, поскольку сократилось количество крупных, стратегических ИТ-проектов", - соглашается с ним Инна Волынец. Другого мнения придерживается Александр Сиркин: "Если компания использовала аутсорсинг поддержки, как правило, ее объем остался на докризисном уровне. Существенное сокращение затрат на поддержку является признаком того, что компания, скорее всего, планирует свернуть свою деятельность".
Что касается затрат на программное обеспечение, то здесь ситуация неоднозначна. "Был период порядка двух кварталов, когда некоторые компании отказались даже от обязательного обновления корпоративного ПО. Это относительно небольшие затраты и очень важная вещь, но компании во время первой фазы кризиса "закрутили гайки" по максимуму. Сейчас идет процесс "разморозки" этих затрат, и компании наверстывают упущенное", - комментирует Александр Сиркин. "Минимальный набор оборудования и ПО, необходимый, например, для открытия нового магазина, в общем, хорошо известен, и многие торговые сети имеют в качестве корпоративного стандарта такие наборы. Поэтому баланс здесь в целом соблюдался", - считает Инна Волынец.
Использование ERP- и CRM-систем, позволяющих управлять ассортиментом и формировать аналитику и повышать экономическую эффективность бизнеса, продолжает интересовать руководство торговых сетей. "Все понимают, что кризис закончится, и посткризисное будущее необходимо встретить "во всеоружии". В докризисное время все были в большей степени заняты экспансией, наращиванием объемов, и в меньшей степенью эффективностью операций, так что сейчас у всех задача упорядочивания и автоматизации, ранее откладывавшаяся, встала довольно остро", - говорит Александр Сиркин.
В то же время, заказчики зачастую стали отказываться от амбициозных планов внедрения дорогих решений и переориентировались на более доступные системы. "Везде, не только в ритейле, стали востребованы решения компактные, недорогие, целенаправленные и быстро внедряемые", - говорит Александр Сиркин. "Компании планировали внедрение достаточно амбициозного, дорогостоящего программного обеспечения, но в связи с кризисом обратили внимание на недорогой, качественный отечественный софт, который по многим параметрам не уступает западным аналогам и даже превосходит их", - считает Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "1С-Рарус".
Наталья Рудычева/CNews Analytics
CNews: Какие тенденции информатизации российских торговых сетей вы можете отметить в числе ключевых в 2008-2009 г.?
Андрей Маликин: Я бы выделил несколько тенденций в качестве основных. Одна из них – это "уход" торговли в интернет. Все больше торговых сетей стараются создавать или приобретать полноценные и интересные торговые площадки в интернете. Наряду с уже существующим бэк-офисом с налаженной логистикой и управлением ассортиментом, онлайн-магазины могут дать торговым сетям существенное снижение затрат без потери оборота. Недавний подобный пример – покупка группой "Х5 Ритейл", специализирующейся на продовольственных товарах, интернет-магазинов "Болеро" и 003.ru.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP