|
|
Очень часто выбор способа нанесения информации (маркировки) на продукцию ложится на плечи ИТ-отдела. Но знания в области построения ИТ-инфраструктуры мало применимы для решения этой задачи. С чего начать и как подойти к маркировке?
Назначение маркировки, вероятно, никому объяснять не надо, но очень часто у лиц, имеющих цель нанести некую служебную или потребительскую информацию на изделие (товар, продукт и т.п.), возникает вопрос "Как это сделать?". Ответов на этот вопрос множество.
Для начала попробуем разобраться в терминах. Самоклеящаяся этикетка (будем ее называть просто этикетка) состоит из поверхностного слоя, на который наносится необходимая информация, и клеевого слоя, особый состав которого обеспечивает сначала легкое отрывание от подложки, а затем крепкое сцепление с объектом маркировки. Подложка – частично прозрачная основа, на которой располагаются этикетки прежде, чем будут наклеены на объект.
Бирки – это объект для маркировки продукции, не имеющий клеящегося слоя. Обычно бирки - это просто картонки, металлические или полимерные пластины, которые прикручивают болтами, привязывают веревками или цепляют за объект.
Этикетки выпускаются в виде прямоугольника с закругленными углами
Сравним этикетки и бирки. Бирки обычно применяются для нанесения на большие объекты (станки, машины), на группу объектов, опять же, большого размера (подвеска труб, сетки арбузов), на животных. Там, где неудобно что-то клеить, надо вешать бирку.
Прежде чем выбрать между этикеткой и биркой, нужно ответить на вопрос: можно ли приклеить этикетку, чтобы при этом информация, нанесенная на нее, могла в нужный момент легко быть прочитанной? А также чтобы ни один рядом стоящий объект ее не закрывал, она выдержала все возможные вредные факторы (перепады температур и влажности, химические, механические, радиационные воздействия и пр.), к тому же, чтобы она не отклеилась, не иссохла, не уничтожилась. Если нет, тогда поможет бирка. В противном случае, а таких 95%, нужна этикетка.
Далее, необходимо определиться с тремя характеристиками: размерами и материалом, а главное, способом нанесения информации.
Этикетки изготавливаются из большой бобины самоклеящейся бумаги, которую сначала разрезали на более мелкие бобины. В каждой такой "катушке" с помощью специального ножа вырублены этикетки нужного размера, при этом подложка осталась нетронутой, а удален был только лишний слой поверхностного материала (облой). На полученный ролик заготовок в специальной, чаще всего флексографической машине, последовательно, слой за слоем наносится краска. Потом на этикетку наносится лак. Готовые "катушки" с этикетками доставляются на завод, где с помощью аппликатора каждая такая этикетка наносится на движущуюся по конвейеру бутылку.
Однако часто оказывается, что изготавливать этикетки в типографиях нецелесообразно. К примеру, содержимое этикетки уникально и отличается от всех других, или тиражи печати слишком малы. В таких случаях используется термотрансферная или термопечать.
Самый наглядный пример термопечати – кассовый чек или весовая этикетка
Очень важно различать эти два близких, но все же имеющих свои особенности, способа печати. Термопечать (термоперенос) – способ печати, при котором изображение наносится путем нагрева необходимых областей на термочувствительном материале. Чаще всего материал этот - бумага, термобумага. Самый наглядный пример термопечати – кассовый чек или весовая этикетка. Термотрансферная печать подразумевает наличие специальной красящей ленты - риббона, - которая, нагреваясь, плавится и переносится на носитель.
Среди достоинств термопечати – отсутствие дополнительных расходных материалов, а, следовательно, низкая себестоимость напечатанной этикетки. Главные минусы – малое время хранения информации, и отсутствие какой бы то ни было защиты от химических, температурных и других факторов. Плюсы термотрансферной печати – возможность использовать различные материалы вплоть до текстиля и пластика и, при определенных условиях, обеспечение срока жизни этикетки, соизмеримого с временем жизни самого маркируемого объекта. Минус – нужен риббон.
Непосредственно печать происходит в специальном принтере (в том числе, в его OEM-исполнении, встроенном в весы или фискальный регистратор). Более подробно на принтерах остановимся чуть ниже, а сейчас вернемся к характеристикам, важным при выборе этикеток. Напомним, что, как уже говорилось, для выбора этикетки принципиальным является способ печати, а также размеры и материал.
Размер должен быть достаточен для того, чтобы все, что нужно написать на этикетке, помещалось, и чтобы сама она при этом, естественно, была не больше объекта, на который будет нанесена. К тому же, нельзя забывать, что чем больше этикетка, тем она дороже. Самый простой вариант грамотно скомпоновать содержимое этикетки – нарисовать ее в специализированной программе для дизайна этикеток. Почему нельзя создать дизайн в текстовом редакторе? Потому что можно ошибиться с разрешением. Обычные офисные принтеры – это минимум 600dpi, тогда как 90% этикеточных – 200dpi. Это значит, что один и тот же текст после печати на термопринтере будет занимать большее пространство на этикетке, чем отпечатанный на обычном принтере.
Важно обратить внимание на то, что этикетка должна легко читаться как человеком, так и сканером штрихкода. Поэтому базовые знания эргономики применительно к графической информации здесь пригодятся.
Скомпоновав в программе весь текст, можно представить, каким должен быть размер этикетки. Теперь важно учесть особенности устройства принтера. Максимальная ширина этикетки, которую можно распечатать на данном принтере, определяется головкой. Как правило, принтеры имеют ширину головки (читай, максимальный размер печатаемой области) до 57-58 мм и 104-106 мм. Есть и более широкие головки, но они делаются на заказ, и цена на них соответствующая.
Этикетки выпускаются в виде прямоугольника с закругленными (особенности производства заготовки) углами. Как правило, размеры этикетки указываются в миллиметрах - к примеру, 58×40 или 100×150, где первое число – это ширина (для простоты понимания часто говорят: "ширина рулона" или "ширина пореза рулона") - та часть этикетки, которая будет вставляться в щель под головкой, а второе – ее длина.
Остался третий параметр, который необходимо принять во внимание при заказе этикеток – материал. Здесь важно предположить, с какими внешними воздействиями предстоит ей сталкиваться, и можно ли ими пренебречь? К примеру, если хлеб имеет срок реализации до 36 часов, то зачем клеить на него "долговечную" этикетку? Тут достаточно простой термопечати.
Большинство этикеток изготавливается из бумаги, но есть и полипропиленовые, полиэстеровые и даже текстильные. В зависимости от свойств материала определяются и свойства этикетки. Как правило, бумажные этикетки идеальны для решения задач маркировки, когда не требуются особые защитные свойства. Полиэстеровые, напротив, просто незаменимы при маркировке моторокомпрессоров холодильников, где температура объекта поднимается до 110°С, или в химической промышленности, где бочки с каучуком перед отправкой обрабатывают моющим растровом.
Существуют два основных типа клеевых слоев для этикеток: каучуковый и акриловый. Каждый из этих типов имеет свои сильные и слабые стороны. Адгезия (прилипание) зависит от типа поверхности, ее формы, внешних факторов. В каждом конкретном случае необходимо рассматривать различные варианты.
Есть задачи, где важно учитывать влияние среды - температуру наклеивания, хранения продукции, влажность, химические воздействия, стойкость к истиранию и т.п.
Печатают этикетки на термотрансферном принтере. Часто его называют просто термопринтер, хотя этот вариант названия не совсем точен. Термотрансферный принтер умеет печатать как на термобумаге, так и на простой бумажной (полимерной, текстильной) этикетке с помощью красящей ленты, а термопринтер – только на термоэтикетке.
В термотрансферный принтер загружается рулон (иногда, что чаще всего касается бирок, свернутая "гармошкой" кипа), пропускается через щели и втулки и выправляется наружу. Далее схожим образом устанавливается красящая лента над этикетками, сверху все это прижимается головкой. Принтер "заряжен". В процессе печати моторчики протягивают этикетки и риббон под головкой, а последняя, нагреваясь, переносит красящий слой с термотрансферной ленты на этикетку.
Среди производителей принтеров для этикеток лидируют Zebra и Datamax
При работе принтер постоянно контролирует состояние расходных материалов с помощью датчиков. Когда этикетка или риббон заканчиваются, печать моментально останавливается и продолжается после перезарядки.
Фирм-производителей принтеров множество, но бесспорных лидеров тут два - американские Zebra и Datamax. Перед выбором термотрансферного принтера вообще, а не конкретной модели прежде всего необходимо ответить на два вопроса: какое количество этикеток планируется печатать в сутки/неделю/месяц, и из какого материала они будут изготовлены.
Производители делят принтеры на несколько видов: настольные принтеры, принтеры среднего класса, принтеры промышленного класса, а также мобильные принтеры. Главным образом разница заключается в расчетной суточной нагрузке, а также в способности поддерживать различные опции, о которых чуть ниже.
Открывая таблицы с характеристиками принтеров, в большинстве случаев нужно учитывать следующее: ширина головки, а также ее разрешение, максимальная скорость печати, производительность (количество этикеток в сутки). Если используется термопечать, то поддержка использования риббона не нужна.
С точки зрения производительности, если планируется печатать до 1000 этикеток в сутки, то нужен настольный принтер, если больше, то, как минимум, среднего класса. Если же на порядки больше, то тут нужен промышленный класс.
Головка – самая дорогая часть принтера, и со временем она изнашивается. В зависимости от нагрузок при печати, срок ее работы может ограничиться 3-5 месяцами, а может растянуться на 3-4 года. После чего у нее перестают пропечатываться отдельные пиксели. Когда качество печати становится неудовлетворительным - пришло время менять головку.
Печатающая головка – самая дорогая часть принтера
Определившись с минимальными размерами этикетки, можно планировать то, какой ширины должна быть головка. Для начала можно примерить ширину или длину этикетки к уже указанным параметрам 57-58 мм или 104-106 мм. Расположить этикетки в рулоне друг за другом можно как узкой, так и широкой стороной (книжная или альбомная ориентация). С точки зрения печати это не важно, а для желающих купить принтер - принципиально. От этого будет зависеть его цена. К примеру, если этикетка 70х50 мм, то возникает выбор: купить принтер с головкой до 104-106 мм или, просто развернув этикетку "альбомным" способом, остановиться на более дешевом варианте – 57-58 мм.
Для подавляющего большинства задач хватает разрешения головки в 200 dpi. Задумываться о более плотной печати нужно лишь в тех случаях, когда становится понятно, что результат работы в программе для дизайна этикеток прочитать в отпечатанном виде будет тяжело. Но важно помнить, что чаще всего изменить разрешение головки без замены многих деталей самого принтера будет проблематично. Если есть сомнения 200 dpi или 300 dpi, то лучше 300 dpi.
Теперь информации для выбора модели принтера достаточно.
Нельзя не сказать про опции, важные для нормальной работы принтера. Смотчик этикеток, как видно из названия, позволяет сматывать на отдельную втулку уже отпечатанный материал. Обрезчик - специальный нож, отсекающий каждую бирку (чаще всего эта функция применяется именно для бирок) и аккуратно сваливающий ее в лоток. Различные типы датчиков: "на просвет", определяющий край этикетки по наличию просвета между текущей и следующей за ней, а также "черной полосы" (применим для "термокартонных" билетов – таких, как в кинотеатре или на стадионе), определяющий конец этикетки по черной полосе. Объем памяти и интерфейс – важные параметры для таких задач, где содержимое каждой этикетки генерируется на компьютере и передается на принтер.
Задача головки – быстро нагреть пиксель в нужном месте и так же его остудить. Это как раз и гарантирует высокое качество печати. Ведь если головка не будет выполнять свои задачи: нагреваться и остывать быстро, то печать будет размыта. Причем, чем выше скорость печати, тем сильнее размытость. Однако скорость работы головки необходимое, но не достаточное условие "превосходной картинки" на этикетке. Узкое место здесь – риббоны.
Термотрансферная печать подразумевает наличие специальной красящей ленты - риббона
Термотрансферная лента при печати движется параллельно этикеткам, разматываясь из рулона с той же скоростью, что и они, а значит, расход будет одинаков. Теперь легко сосчитать, какое количество риббонов необходимо для печати определенного количества этикеток. Надо лишь учесть, что этикетки следуют друг за другом с некоторым зазором. Он составляет 2-3 мм.
При выборе красящей ленты первостепенным является ее сочетание с материалом этикетки. Бывает три типа риббонов, отличающихся по своему химическому составу: восковые (wax), восково-смоляные (wax/resin) и смоляные (resin). Первые предназначены для печати на простой бумажной этикетке, от которой не требуется выдерживать экстремальные нагрузки, как то температура, влажность и пр. Вторые позволяют обеспечить максимальную защиту нанесенной информации в режимах, когда условия эксплуатации объекта маркировки таковы, что сама бумажная этикетка (материал, из которого она сделана, или клей) является слабым местом, а не данные, нанесенные на нее. Смоляные риббоны предназначены для печати на полимерных или текстильных этикетках. При этом качество печати настолько высоко, что ни протирание объекта маркировки спиртом или бензином, ни многократные термические и механические воздействия не повредят данные на этикетке.
Также при выборе риббона необходимо учитывать его намотку, т.е. с какой стороны в рулоне располагается красящий слой снаружи (out) или изнутри (in). По аналогии с копиркой, если расположить его неверно относительно листа, то информация будет перенесена не на этикетку, а на головку, что чрезвычайно сокращает срок ее службы.
Андрей Смирнов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP