|
|
На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway.
CNews: О необходимости внедрения ИКТ в российском здравоохранении говорится уже не первый год, однако до настоящего времени этот процесс не получил широкого распространения. С чем, по вашему мнению, это связано?
Ренат Юсупов: Нам, жителям Москвы, кажется, что здравоохранение в России находится на приемлемом уровне. Но я периодически посещаю уездную больницу в Тверской области, и то, что вижу там, находится примерно на уровне земского врача начала ХХ в. Это деревянные или состарившиеся кирпичные здания, оборудование которых оставляет желать лучшего. Очевидно, что уровень здравоохранения в России крайне неоднородный.
Последняя перепись населения показала, что 70% населения живет в больших городах. Думаю, что 70% лечебных заведений непросто, но возможно модернизировать в рамках объявленной государственной программы. С оставшимися 30%, полагаю, будет большая проблема - никакое оснащение дополнительным оборудованием, никакие томографы, ни информатизация, ни современные инструментальные методы исследования не помогут. Базовая инфраструктура – сами здания, расстояния и дороги, ограниченный коечный фонд, доступность экстренных медицинских услуг – все это, скорее всего, не позволит осуществить модернизацию в полном объёме. Тем не менее, государственная программа будет каким-то образом диверсифицирована, и информатизация медицины будет идти вслед за капитальными затратами.
С учетом того, что основная часть населения России живет в городах, информатизацию здравоохранения реализовать более чем реально. Этому способствует и то, что у профильного для ИТ министерства - Минсвязи, тоже есть свои программы развития, и одна из основных – организация широкополосного доступа в интернет. . Таким образом, в ближайшей перспективе пользователям Интернет станут доступны медицинские сервисы в электронном виде. Но в деревнях и селах вряд ли в ближайшее время появятся широкополосные каналы связи…
Вообще, это хорошо, когда реализуются согласованные действия различных министерств, появляется возможность синергетическог эффекта. Например, Минсвязи строит инфраструктуру, а Министерство здравоохранения эту инфраструктуру использует. И все это происходит в рамках национального проекта. Если министерства решают какие-то локальные задачи, то они, конечно, не согласовывают их с другими ведомствами. Если же это делается в рамках национальных проектов модернизации здравоохранения, образования и других, то министерства вынуждены координировать свои действия, и результат может быть позитивным. Так обычно и получается, потому что бюджеты не умножаются, а разделяются по отраслям по принципу, «кесарю-касарево, а пекарю-пекарево».
С точки зрения здравоохранения, я считаю, что 70% населения, живущего в городах, серьезно выиграют от информатизации. Что получат остальные, те, которые живут в деревнях? Конечно, онлайновые сервисы, которые будут доступны городским жителям, для них появятся не сразу. Существуют технологические ограничения - ведь не провод же тянуть до каждого дома в деревне. Даже газ пока не везде протянули, недоступны еще стандартные коммунальные сервисы. А интернет и ИТ пока еще не стали коммунальными сервисами, хотя имеют потенциал стать таковыми. Надеюсь, в ближайшие 10–20 лет, когда это произойдет, они, конечно, будут доступны и в деревнях.
Но, тем не менее, уже в ближайшее время для сельских жителей стоит ожидать некоторых улучшений, связанных с тем, что в рамках «электронного правительства» создаются центры общественного доступа к государственным услугам. Тогда станет доступна электронная запись на прием к врачу, и которая позволит как минимум лишний раз не ездить в медучреждение и не тратить время в утомительных очередях.
CNews: Как вы оцениваете готовность российского здравоохранения к переходу на современные методы работы и взаимодействия с гражданами?
Ренат Юсупов: Это сложный вопрос. Очевидно, что масштабные пиар- и маркетинговые кампании, посвященные модернизации, которые проводятся руководством страны через СМИ, дают свои плоды. Уже всё население страны как минимум владеет терминологией, а от терминологии до мировоззрения, в принципе, шаг небольшой.
Я считаю, что, с точки зрения проникновения в общество новых методов и технологий работы государства и населения с лечебными учреждениями, все делается разумно. Первый этап информатизации здравоохранения, т.е. создание электронной регистратуры, электронной истории болезни и автоматизированной системы учета оказанных медицинских услуг, вполне реально завершить в течение 1-2 лет. Критический вопрос – выбор технологий, но и здесь эксперты уже нащупали консенсус, и концепция информатизации здравоохранения в целом выглядит работоспособной. Поэтому, вне зависимости от степени готовности того или иного ЛПУ, эти работы будут сделаны - пиар-кампания «давит сверху кирпичом».
CNews: Какие основные задачи здравоохранения могут быть успешно решены с использованием ИКТ?
Ренат Юсупов: Основная и одна из наиболее серьезных задач – прекратить использовать поликлиники как форум-чат для пенсионеров, а сделать их действительно медицинскими учреждениями, которые оказывают медицинские услуги. Если посмотреть на количество медицинских услуг, оказанных поликлиниками людям пенсионного и предпенсионного возраста, то их окажется намного больше, чем оказывается наиболее активному трудоспособному населению. Это плохо, потому что свидетельствует о том, что люди предпочитают не пользоваться медициной по ряду причин: сложно записаться, потери времени в очередях, невысокое качество услуг и т. д.
Необходимо упорядочить и упростить доступ всему населению к качественным медицинским услугам. Правильно и вовремя оказанные медицинские услуги позволят отдалить момент выхода граждан на пенсию, для государства это огромный плюс. Вот, собственно, на что направлена программа модернизации здравоохранения.
Простая возможность записи через интернет упростит процедуру посещения поликлиники. Это действительно удобно: записался через интернет, пришел к назначенному времени и получил услугу. Все от этого только выиграют. Упорядочится деятельность врачей, не надо будет отстаивать очереди, тратить нервы и пр. И тогда количество людей, которые будут пользоваться медицинскими услугами, будет увеличиваться за счёт оптимизации потоков и более качественного планирования времени. Доступность медицинских услуг решит задачу профилактики и диагностики заболеваний на ранней стадии.
Вторая задача – упорядочение использования оборудования. У нас в стране более девяти тысяч поликлиник, и в каждую из них невозможно поставить томограф стоимостью десятки миллионов рублей. Поэтому эффективное использование диагностического оборудования – это нормальная функция, которая может быть реализована с помощью информатизации. Врачи-терапевты или специалисты, у которых нет томографа, должны иметь возможность во время приёма пациента записывать его на необходимые исследования, а также получать снимки и результаты проведённых исследований и на их основании ставить диагнозы, назначать курсы лечения. А если дополнить передачу изображений дистанционными консультациями, то это может кардинально повлиять на качество оказания медицинских услуг.
В-третьих, если сделать доступной электронную историю болезни и к ней прикреплять цифровые результаты исследований, то, возможно, не понадобится и дистанционная консультация – врач сможет увидеть полный набор информации о пациенте с момента его первого посещения медучреждения, причем не только в текстовом, но и в виде изображений построенных на результатах инструментальной диагностики. По наличии такого объёма информации можно будет точно ставить диагнозы и отследить болезни, о которых человек, может быть, даже и не подозревал.
CNews: Насколько имеющаяся ИТ-инфраструктура ЛПУ, особенно в регионах, соответствует потребностям отрасли?
Ренат Юсупов: Если заниматься информатизацией здравоохранения, то нужно начинать как сверху, так и снизу, т. е. идти с двух сторон. Конечно же необходимо запускать ЦОДы, протягивать каналы, строить системы доступа к облачным медицинским приложениям и одновременно создавать локальную инфраструктуру, тянуть сети, а затем обучать пользователей. Это сложный процесс, подобный тому, который происходил в сфере образования во время волны информатизации в первом десятилетии ХХ века, который не принёс ожидаемого результата. Однако, у отрасли здравоохранения существуют и свои плюсы, которые дают надежду на результативность проекта: в образовании не существует простого механизма информатизации основного процесса обучения, надо заходить с периферийных процессов, постепенно подходя к информатизации наиболее сложной части – передаче знаний от учителя к ученику. А в медицине процесс лечения достаточно хорошо укладывается в простые логические схемы и регламенты - запись на прием, оказание услуги, учёт израсходованных ресурсов, финансовые транзакции и т. д.
Несколько слов об информационной безопасности. Скорее всего, имеющиеся в ЛПУ информационные системы и оборудование в большинстве своем не отвечают требованиям безопасности - ведь медицинские данные относятся к классу К1, т. е. по закону имеют один из высших приоритетов по защите персональных данных. Поэтому к ним должны применяться максимальные для персональных данных меры защиты. Медучреждения, когда закупали оборудование и МИС, о защите персональных данных просто не задумывались. Они только сейчас начинают заниматься интеграцией с унифицированными системами нормативно-справочной информации и едиными службами каталогов, чтобы обеспечить единое информационное пространство и единую службу авторизации. Однако, для соответствия медучреждений закону «О персональных данных» практически повсеместно надо внедрять не однофакторные, а двухфакторные системы аутентификации и авторизации, а также современные архитектурные решения, например, терминальные режимы работы, повышающие безопасность.
Вообще, вся отрасль, которая создавала медицинские информационные системы, – чистая махновщина с точки зрения ИТ и безопасности. С точки зрения медицины там, наверное, все более чем нормально - обширные справочники, системы учета лекарственного обеспечения, автоматизации аптек, амбулатории и т. д. Но с точки зрения общесистемных сервисов, которыми обеспечиваются интеграция МИС в общую информационную среду, все достаточно плохо. И тут, я полагаю, надо крепко задуматься нашим руководителям и решать проблемы информационной безопасности на технологическом уровне инфраструктуры - ниже МИСов, которые еще не скоро будут соответствовать современным требованиям к безопасности.
CNews: Какие решения по модернизации инфраструктуры ЛПУ представляются вам наиболее эффективными как с экономической, так и с технологической точки зрения?
Ренат Юсупов: Мы в самом начале сказали, что ИТ стремится стать коммунальной услугой. В принципе, это тот же самый облачный подход. Облака могут быть многоуровневыми, разрозненными, гетерогенными, могут выстраиваться причудливые связи из облаков – из них можно построить все, что угодно. А клиенту необходимо предоставить способ доступа к этим облакам: мобильный, стационарный, какой угодно – клиентом может быть ноутбук, планшет или даже телевизор. Почему бы через телевизор с итерактивными функциями не записываться к врачу, зачем для этого компьютер?
Под облаками каждый понимает что-то свое, но они должны работать так, как работает информационная инфраструктура – стать единой программной средой, запущенной на всю страну. Очевидно, возможно, что там будет не однозвенная клиент-серверная архитектура – когда есть приложение и пользователь, а двухзвенная, трехзвенная, оффлайновая и онлайновая одновременно, построенная по сервисной, арендной или SaaS модели в зависимости от нормативной базы и уже реализованного функционала в конкретном регионе. Архитектура будет строиться в зависимости от концепции региона, от его возможностей и уровня развития.
Развитию облаков мешают вроде бы персональные данные. Эта кстати не исключительная российская специфика, специалисты по ИБ во всём мире относятся к облакам с примерно одинаковым опасением. Как защитить персданные на клиенте IPad? Да никак, хотя уже просачивается информация о разработках ГОСТированных межсетевых экранов для iOS. Поэтому облачная инфраструктура будет недоступна как с точки зрения самих ЦОДов, так и с точки зрения доступа клиентов до тех пор, пока все механизмы доступа, реализованные в клиентской, серверной и транспортной подсистемах не будут соответствовать законодательству и оптимизированы под необходимый уровень безопасности.
CNews: Сколько времени понадобится для того, чтобы решить эти задачи?
Ренат Юсупов: Думаю, что к 2020 г. вполне реально завершить все работы. За 2-3 года будет построена инфраструктура тех самых 70% ЛПУ, 30% будут достроены позже. Параллельно будут достраиваться инфраструктуры ЦОДов, создаваться облака. Минсвязи будет тянуть каналы связи до каждого города и населенного пункта. Думаю, на это уйдет еще лет 5-7. Так что к 2020 г. программа может заработать.
CNews: Какие решения может предложить российскому здравоохранению ваша компания?
Ренат Юсупов: Мы адекватно представляем, что творится в лечебных учреждениях. Поэтому когда мы начинали реализовывать свой внутренний исследовательский проект, то четко ставили себе задачи. Во-первых, медучреждение не обладает свободными помещениями, ориентированными на установку современной серверной инфраструктуры. Во-вторых, в большинстве случаев, там нет ИТ-специалистов. В-третьих, на модернизацию ЛПУ недостаточно средств, чтобы сразу скакнуть в XXII век. Поэтому решение должно быть масштабируемым, недорогим и, естественно, отвечать всем требованиям безопасности. Вся наша исследовательская деятельность, а потом и опытно-конструкторская разработка исходили строго из этих критериев.
Мы создали универсальный комплекс, в котором есть все необходимые подсистемы: достаточно мощная серверная ферма, хранилище данных, коммуникационная инфраструктура, инфраструктура мониторинга управления, подсистема безопасности, инфраструктура, позволяющая всем этим дистанционно управлять, упаковали это в вандалозащищенный ящик и погасили издаваемый комплексом шум пассивными и активными методами. Кроме того, комплекс реализован в таком форм-факторе, что его можно банально задвигать под стол или использовать как тумбочку. При этом мы учли, имеющиеся у большинства ЛПУ ограничения по количеству и качеству электропитания и по кондиционированию.
В итоге, вся программно-аппаратная инфраструктура крупного ЛПУ на 150–300 мест умещается в практически бесшумный железный ящик глубиной около метра, шириной сантиметров 70 и высотой сантиметров 80. Его можно ставить в любом помещении – он не требует специальных условий эксплуатации. Кроме того, пуско-наладку комплекса можно обеспечить прямо на нашем заводе, и это очень важно в случае отсутствия ИТ специалистов высокого класса в медучреждениях. На месте, непосредственно в ЛПУ, ящик просто включается в розетку, подключается к интернету, а затем наши системные администраторы его дистанционно настраивают. Комплекс обладает высокой ремонтопригодностью, так как в случае неисправности происходит замена не устройства целиком, а модуля. При этом вся коммутация заранее сделана внутри еще на заводе, и весь ремонт на месте заключается лишь в извлечении неисправного модуля и установке работоспособного . Такое решение позволяет достаточно легко и безболезненно информатизировать ЛПУ. Останется только сделать в медучреждении локальную сеть, но это уже несложно.
CNews: Каким образом будет обеспечена безопасность данных?
Ренат Юсупов: Для того чтобы обеспечить безопасность, мы рекомендуем использовать терминальный режим работы клиентских рабочих мест. Понятно, что у него есть свои ограничения, например, работа с изображениями. Но современные технологии уже позволяют 2D, и 3D изображения передавать без задержек в терминальной сессии, что было недоступно еще год назад. Сейчас на подобные станции можно даже устанавливать Viewer для PACS-систем и спокойно рассматривать изображения даже в терминальной сессии. Таким образом, ограничения по использованию терминалов в силу их низкой производительности исчезают.
Также в нашей терминальной станции обеспечивается максимальная безопасность за счет использования механизма двухфакторной авторизации, за счёт интеграции в неё модуля доверенной загрузки. Пользователь системы должен будет «прокатать» свою карточку, а потом, дополнительно ввести пароль. Такую систему просто так не взломаешь.
Мы уже массово производим такой терминал. Чтобы обеспечить соответствие функциональным требованиям медучреждений, для создания терминальной станции мы разработали свою собственную материнскую плату, прямо в нее интегрировали замок доверенной загрузки, причем это даже не аппаратное устройство, а модуль BIOSа, который мы, кстати, тоже доработали, а заодно еще и русифицировали.
Сама плата – очень небольшая 12х15 см, однако, она из себя представляет компьютер на плате, поскольку туда мы интегрировали все необходимые компоненты. Из внешних устройств её надо укомплектовать лишь маленьким внешним блоком питания на 36 Вт, а реальное потребление составляет менее 20 Вт. Кстати, при использовании нашего клиента закон об энергоэффективности выполняется более чем на 100%, по сравнению с обычным ПК. Одна из возможных моделей использования терминла --- выбросить морально устаревший компьютер, а терминальную станцию прикрепить к ЖК монитору : мы сделали для этого специальные VESA крепления. Это позволяет частично использовать имеющееся оборудование. Срок службы терминальной станции достаточно большой за счёт архитектуры терминального решения и её конструктивной реализации без подвижных компонент.
Как это решение согласуется с облачной платформой? Очень даже органично. Вся серверная инфраструктура обеспечивает стандартные сервисы, т. е. поддерживает терминальные сессии, сервисы по безопасности, локальные файловые сервисы, в том числе DICOM-хранилища, печать и пр.. Соответственно, объемы информации передаваемой в, -из облака становятся не такими большими, а сквозь эту инфраструктуру можно прозрачно работать с облаком. Если нет хороших каналов связи, то серверная ферма сама может выступать в роли облака низкого уровня и синхронизироваться с ЦОДом по расписанию, пересылая данные напрямую в базу данных.
Предлагаемое нами решение достаточно гибкое. Его мощность можно изменять, потому что оно состоит в максимальном варианте из шести серверов. В зависимости от масштабов медучреждения и наличия постоянного доступа в интернет к облачной инфраструктуре можно задействовать от двух до шести серверов-лезвий.
Мы считаем, что компетентно и творчески подошли к вопросу автоматизации здравоохранения и предложили решение, которое отвечает функциональным требованиям Заказчиков и текущему состоянию ИТ в отрасли. Наш комплекс с успехом был продемонстрирован на различных мероприятиях, в том числе на Тверском экономическом форуме в 2010 году как прототип информационной инфраструктуры ЛПУ.
CNews: Как вам удалось добиться такого низкого уровня шума при работе комплекса?
Ренат Юсупов: Внутри комплекса установлена пассивная система шумоподавления, весь ящик изнутри обшит звукопоглощающим материалом, а на выходе воздушного потока сделана активная система акустического шумоподавления - там установлены микрофоны и динамики. Микрофон снимает профиль звука, появляющегося ввыходном потоке воздуха, а динамик в противофазе выдает тот же самый профиль звука. Благодаря этому звуки гасят друг друга. Мы уже добились уровня шума меньше 50 децибел. Некоторые компьютеры шумят громче, чем наша огромная ферма - огромная с точки зрения вычислительной мощности, а не с точки зрения габаритов.
Еще мы устнановили внутри комплекса специальные резиновые втулки между внутренним и внешним кожухом, аналогичный подход применяется для снижения шума и вибрации на подводных лодках. Внутренний кожух подвешен на гибких подвесах, чтобы гасить виброшумы и не передавать их наружу. Такое конструктивное исполнение позволяет собирать комплекс на заводе и перевозить на место в готовом к эксплуатации виде без боязни повредить его при транспортировке.
В комплект поставки входит наша собственная версия Linux для терминального клиента, ИА также средства группового управления пулом клиентов. То есть практически все сделано для того, чтобы комплекс можно было воткнуть в сеть и начать работать. А обслуживать дистанционно.
CNews: Каковы ваши планы на будущее? Какие решения для здравоохранения ваша компания собирается предложить в ближайшее время?
Ренат Юсупов: Очевидно, наше решение будет модернизироваться. Скорее всего, мы будем улучшать функциональность терминальной версии Linux, потому что задача замены проприетарных программных продуктов зарубежного производства на российское ПО с открытым исходным кодом приобретает все больший смысл. Наша компания участвует в создании национальной программной платформы. Мы будем предлагать свои наработки и использовать чужие, пойдем по пути обеспечения совместимости, адаптации, доработок, которые позволят лучше стыковаться нашим продуктам с ПО разрабатываемым в рамках национальной программной платформы.
Конечно, мы защитили как серверную, так и клиентскую часть в соответствии с требованиями 152-ФЗ. Дело в том, что все предлагаемые нами решения по модернизации ИТ инфраструктуры медучреждений – это по большей части собственная разработка. Поэтому, мы, как компания работающая исключительно на внутрироссийский рынок, предлагаем очень сбалансированное решение с учётом национальной специфики, нормативной базы, внутрироссийских концептуальных подходов и сложившихся моделей использования ИТ, а также менталитета, накладывающего отпечаток на эксплуатацию информационной инфраструктуры. Вряд ли какой-либо зарубежный вендор будет исповедывать подобный подход. Скорее всего он будет навязывать «готовое» решение, убеждая пользователя в необходимости зачастую бесполезной функциональности.
Ещё один немаловажный момент – срок жизни устройства. Когда мы занимались проектированием серверного комплекса, то предполагали, что программа модернизации здравоохранения завершится к 2020 г., поэтому срок жизни устройств не должен закончиться на момент завершения поставки. Срок жизни оборудования в десять лет практически невозможно обеспечить, и никто из зарубежных поставщиков решений специально для российской программы модернизации здравоохранения этого делать не будет. У нас это получилось. Та платформа, которую мы используем, будет жить до 2018 г., и, соответственно, до 2020 г. она будет поддерживаться. Мы также можем разрабатывать под нее собственные устройства, и это нам развязывает руки.
CNews: Насколько оборудование и информационные системы, уже используемые в ЛПУ, совместимы с предлагаемым вами решением?
Ренат Юсупов: Инфраструктура ЛПУ должна быть инвариантна к МИСам. Я категорически против закрытых стандартов как в аппаратуре, так и в программном обеспечении. Максимальное использование промышленных стандартов и создание экосистемы разработчиков позволит создать устойчивое информационное пространство в медицинской отрасли в России.
Что касается нашего решения, то мы договориваемся с разработчиками медицинских информационных систем о взаимном тестировании и развитии продуктов. Установленных нами шести двухпроцессорных серверов хватает, чтобы обеспечить работу до 300 пользователей практически на любой МИС.
CNews: Спасибо.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP