|
|
На вопросы CNews ответил Александр Мамонов, генеральный директор БИОН.
CNews: В российском здравоохранении грядут большие перемены - государство всерьез озаботилось вопросом его модернизации. Какой, в этой связи, вам видится современная медицинская лаборатория?
Александр Мамонов: Сейчас вокруг российского здравоохранения кипят жаркие дебаты. Все идет к тому, что медицинские лечебные учреждения начнут считать свои затраты и задумаются об эффективности своей работы. Мне кажется, не за горами тот момент, когда руководители медицинских учреждений поймут, что гораздо выгоднее передать выполнение клинических анализов на аутсорсинг в крупный лабораторный центр, чем содержать маленькую лабораторию.
Лабораторный бизнес – это бизнес объема. С ростом количества исследований удельные издержки сокращаются. Именно поэтому можно уверенно говорить, что у централизованных лабораторий есть будущее. Как только местные руководители лечебных учреждений начнут считать деньги, они поймут, что лучше либо совсем отказаться от собственной лаборатории, либо договориться с соседями и совместными усилиями организовать крупный лабораторный комплекс, благодаря которому все смогут значительно сократить издержки. Чтобы дать возможность активно развиваться здравоохранению в целом и медицинским лабораториям в частности, необходимо убрать главный тормозящий момент. А он заключается в том, что до сих пор велика инерция ведения дел по старинке, когда финансирование идет только из бюджета и эти деньги расходуются очень неэффективно, сохраняются лишние ставки, многие виды работ выполняются вручную, хотя уже давно могут быть автоматизированы, игнорируются современные подходы к организации этой работы.
Сейчас очень мало инновационных решений в лабораторной медицине в России. Все, что мы видим нового, достигается за счет централизации лабораторных исследований, в том числе и в Москве. В столице есть примеры крупных централизованных лабораторий, когда существует такое государственное учреждение, которое на собственной крупной лабораторной базе выполняет клинические анализы для большинства поликлиник этого округа. В других регионах этого пока не наблюдается, но мне кажется, что со временем все станет на круги своя.
CNews: Как вы считаете, сколько времени понадобится России, чтобы измениться в этом направлении?
Александр Мамонов: Предположительно 3–5 лет. Конечно, за год ничего не изменится. Через 3-4 года, наверное, начнут появляться подобные учреждения. В регионах уже ходят разговоры о том, чтобы внедрить такие проекты, но пока там нет достаточного количества специалистов, способных это просчитать. Медицинский менеджмент, как профессиональная деятельность, в России практически не существует.
CNews: Какова роль государства в этом вопросе?
Александр Мамонов: Стоит сказать, что в конце декабря в налоговый кодекс были внесены поправки, обнуляющие налог на прибыль для большинства медицинских учреждений. Это огромная помощь со стороны государства. Я прогнозирую, что эти шаги в ближайшие годы вызовут в России бум развития частного здравоохранения, поскольку подобные льготы, безусловно, привлекут дополнительные инвестиции, в том числе и западные. На рынок придут серьезные игроки с серьезными деньгами и весомой репутацией. Это пойдет на пользу отрасли.
CNews: Как давно существует ваша лаборатория?
Александр Мамонов: Лаборатория БИОН была открыта чуть более года назад и ориентирована на оказание услуг на рынке B2B. Фактически, основными нашими клиентами являются медицинские диагностические центры, клиники, в большинстве своем частные, которые нуждаются в лабораторной диагностике. Другими словами, наш основной профиль – это централизация лабораторных исследований, когда забор материалов для клинических исследований происходит в лечебно-профилактических учреждениях, после чего они передаются для обработки в централизованную лабораторию, такую как наша. Мы не ставим своей задачей обслуживание непосредственно частных лиц, а работаем в основном для медицинских центров и клиник.
БИОН - это самостоятельный бизнес-проект, целью которого является создание рентабельной лаборатории, ведущей клинические исследования на самом современном уровне и способной получать прибыль. Он создавался, что называется, с нуля, поэтому мы сразу решили начать с внедрения современной информационной системы, способной обеспечить высокий уровень эффективности работы лаборатории и поддерживать ее развитие на перспективу.
CNews: Какие требования к информационной системе вы предъявляли?
Александр Мамонов: Проанализировав имеющиеся на российском рынке предложения в области внедрения лабораторных информационных систем, мы решили, что нам необходимо решение от западного разработчика. Почему?
Большинство российских разработчиков ЛИС автоматизируют исключительно лабораторную часть процесса. Но ведь в государственной системе здравоохранения лаборатория - это фактически всего лишь второстепенное подразделение ЛПУ. Никто в России до настоящего времени не рассматривал лабораторную медицину как самостоятельное медицинское направление. Насколько мне известно, до сих пор в структуре российского государственного здравоохранения нет ни одной самостоятельной лаборатории. Все они находятся на базе каких-либо лечебных учреждений. Централизованных учреждений очень мало, а в общей массе лаборатории имеют локальный, достаточно ограниченный масштаб.
Таким образом, большинство российских разработчиков ЛИС ориентируются на масштаб этой «массовой» российской лаборатории. Предлагаемые ими лабораторные информационные системы не подходят для случаев, когда масштаб исследований возрастает в разы или даже на порядки. Они неплохо показывают себя в небольших медлабораториях, но никогда не проверялись в крупных, действительно централизованных лабораториях. Никто не может четко сказать, справятся ли они с тем огромным потоком исследований, которым отличается централизованная лаборатория, как они будут обрабатывать большое количество информации, потеряют ли в быстродействии, не возникнут ли какие-либо иные проблемы.
На Западе все направлено на максимальное упрощение технологии анализа. То, что требует ручного труда, удалено из перечня услуг. В назначениях у них преобладают рутинные исследования, в хорошем смысле этого слова, а рутину легче автоматизировать. Таким образом, западные ЛИС направлены на оптимизацию лабораторных исследований, они позволяют подсчитать, сколько времени и средств потрачено на анализ биоматериала, оценить клиническую значимость исследования, а это очень важно в условиях независимой коммерческой лаборатории, которая должна приносить реальную прибыль своим создателям. Именно поэтому крупные централизованные российские лаборатории предпочитают работать с западными системами. На Западе есть огромные лаборатории, до которых нам еще расти и расти, и эти системы там работают.
CNews: Какие сложности возникали в процессе внедрения системы?
Александр Мамонов: Мы провели очень серьезный предварительный этап. Фактически это внедрение шло по всем классическим канонам: сначала компанией-исполнителем проекта InterSystems было проведено обследование, затем составлено техническое задание, по которому и работали. Отклонения от техзадания составляли менее 5% по всему объему работ. Тем не менее, возникли нюансы, которые были описаны в ТЗ, но в процессе работы потребовали от разработчика дополнительных настроек и доводок. Дело в том, что порядок, по которому проводится стандартная реализация некоторых пунктов технического задания, существовавший в системе и работающий за границей, не всегда устраивал нас – порой готовое решение приходилось подстраивать и дорабатывать.
Почему это произошло? Мне кажется, потому, что мы в России рассматриваем ЛИС, прежде всего, как возможность получать конкурентные преимущества перед другими лабораториями, в отличие от западных стран, где этот рынок уже стабилизировался, и никто ни с кем не борется. У нас нужно постоянно идти на шаг впереди конкурентов. Все это накладывается на то обстоятельство, что в России стандартов оказания медицинской помощи сейчас нет, поэтому лаборатории пытаются получить какое-то уникальное конкурентное преимущество, в том числе за счет ЛИС, предлагая клиентам дополнительные услуги или стремясь вывести основную деятельность на более высокий уровень.
Тем не менее, внедрение было проведено в очень короткие сроки. Первый контакт БИОН с InterSystems состоялся весной 2010 года. В июне 2010 года было принято решение о начале работы над проектом, в июле был подписан договор, а 2 сентября 2010 года лаборатория уже выполнила первые исследования.
Первоначально была поставлена задача - автоматизировать весь производственный процесс. Этот этап был завершен к ноябрю 2010 года. Затем началась автоматизация дополнительных сервисов, логистики и других направлений. На настоящий момент автоматизированы основные сервисные процессы, связанные с удаленной регистрацией и просмотром результатов внешними заказчиками, отправкой результатов по электронной почте, sms-уведомлениями клиентов, а также с некоторыми дополнительными возможностями, касающимися как процессов регистрации внутри лаборатории, так и внутренних процессов лаборатории. Кроме того, удалось оптимизировать работы по логистике образцов между самой лабораторией и медицинскими центрами.
Обучение специалистов БИОН проходило в несколько этапов. Первый касался базовых ИТ: СУБД Cache, администрирование баз данных и т.п., после чего неделю длилось обучение самой лабораторной системе.
CNews: Каковы ваши дальнейшие планы?
Александр Мамонов: В числе ближайших задач построение универсального интеграционного решения, которое позволило бы практически любому заказчику - медицинскому центру, в котором уже стоит МИС, - легко интегрироваться с ЛИС, внедренной в БИОН. Таким образом, лаборатория получит гибкий инструмент для взаимодействия со своими заказчиками. Ведь в реальности интеграция с МИС значительно сокращает время персонала самого медицинского учреждения ? сотрудникам не надо заполнять бланки заказов на исследования, потому что все данные будут выгружены из МИС. С другой стороны, лаборатория может передавать результаты исследований напрямую в МИС заказчика, и врачи сразу увидят в системе все необходимые данные.
Это будет еще одним дополнительным сервисом, который перекроет все остальные, поскольку его уровень гораздо выше – на данный момент ни одна лаборатория в России не может позволить себе подобный проект.
CNews: Спасибо.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP