|
|
Принятая концепция информатизации здравоохранения включает в себя не только мероприятия по подготовке федеральных информационных ресурсов и каналов связи, но и по модернизации медицинских учреждений. Какой должна быть инфраструктура современного ЛПУ? Как подготовить медучреждения к информатизации?
С одной стороны, информатизация здравоохранения предполагает использование единой ИС в повседневной деятельности медицинского персонала (от формирования заданий дежурной медсестре до планирования и фиксации результатов сложной операции), с другой — централизацию обработки и хранения информации на уровне федерального центра обработки данных.
Чтобы полноценно реализовать мероприятия, предусмотренные принятой недавно концепцией информатизации здравоохранения, необходимо двигаться в 3 направлениях, каждое из которых является ключевым.
Во-первых, это построение и обеспечение готовности ядра. К этой области относится создание программно-аппаратного комплекса. Ядро состоит из федеральной подсистемы, предоставляющей сервисы единых реестров (идентификация и ведение медицинских карт населения, страховые полисы и т.д.) и региональных информационных центров, обрабатывающих "тяжелую" информацию.
Медицинское учреждение будет обращаться за конкретным информационным сервисом, а физическое местоположение информации и приложений, генерирующих необходимые интерфейсы для учреждения, не будут играть для него никакой роли. Федеральный ЦОД, исходя из принципов облачных сервисов, будет организован как распределенная система виртуальных ресурсов и в зависимости от загрузки, конкретная информация или приложение может быть предоставлена разными устройствами.
Во-вторых, это готовность каналов связи. Речь идет об обеспечении производительной управляемой связи между площадками федерального ЦОДа и региональными центрами. Учитывая географическую протяженность нашей страны, организация стабильных и производительных каналов связи для всех медучреждений, обеспечивающих обмен информацией, является непростой задачей.
В-третьих, это обеспечение готовности медицинских учреждений. Представим, что центральная часть системы уже создана, есть комплекс информационных сервисов, предназначенный для основных процессов любого учреждения и доступный только в той географической точке, где находится ЛПУ. Что остается? Необходимо оснастить персонал устройствами для взаимодействия с единой медицинской системой (МИС), обеспечить взаимодействие сложного оборудования с этой системой и привести ИТ-инфраструктуру учреждения в состояние, способное поддержать работу этих устройств.
В каждом из направлений есть свои сложности и нерешенные вопросы. Для готовности ядра необходимо построить вычислительную инфраструктуру, обеспечивающую крайне высокую нагрузку и доступность облачной МИС, стандартизовать процессы оказания медицинских услуг, разработать соответствующее ПО. В области передачи данных – решить вопросы покрытия каналами связи всех удаленных уголков нашей страны. При этом каналы должны быть хорошо управляемыми и поддерживать существенный трафик между учреждениями и региональным центром.
Но если по первым двум направлениям уже организована централизованная работа, проблемы обсуждаются в профессиональном сообществе, вырабатываются решения, выделяются средства на их реализацию, то направление обеспечения готовности медицинских учреждений оказалось отодвинуто на задний план. Например, в концепции создания государственной информационной системы в сфере здравоохранения предусмотрены работы по выработке требований к МИС учреждений с точки зрения интеграции, но нет ни слова о требованиях к характеристикам ЛПУ для того, чтобы они могли использовать ЕГИС в своей деятельности.
Готовность медицинских учреждений, на текущий момент – самое слабое звено в реализации программы информатизации медицины. Причём решать задачи этого направления, требующего наибольшие объёмы материальных и временных ресурсов, нужно уже сейчас.
Первый и ключевой аргумент – без приведения инфраструктуры ЛПУ в требуемое состояние цели программы просто не будут достигнуты. Система будет создана, но ей не сможет воспользоваться большая часть медицинских учреждений. В настоящий момент подавляющее число ЛПУ не готово как организационно, так и технически к использованию в режиме реального времени единой информационной системы непосредственно в процессе оказания услуг.
Но ситуация с созданием инфраструктуры ЛПУ фактически пущена на самотёк. В регионах уже начато активное строительство и реконструкция помещений. Эти работы были спланированы и ведутся по устаревшим ГОСТам, СНиП-ам без учета требований программы информатизации, поскольку ещё нет стандартизованных требований к учреждению – участнику.
Направление обеспечения готовности конечных учреждений в сравнении с формированием "облачной" МИС и решением вопросов связи обладает самым значительным "мультипликатором". Количество медицинских и административных учреждений, входящих в область программы информатизации медицины, измеряется тысячами. Поэтому даже небольшой выигрыш в эффективности, достигнутый в рамках одного учреждения за счет какой-либо оптимизации решения, в случае дальнейшей стандартизации и тиражирования успеха высвобождает огромные средства.
Таким образом, часть работ по реализации программы информатизации медицины, направленная на обеспечение готовности учреждений, является на текущий момент наиболее значимой и приоритетной для достижения целей программы.
При подготовке учреждений к включению в общую информационную систему здравоохранения необходимо сосредоточиться на нескольких ключевых моментах.
В первую очередь, это готовность ИТ-инфраструктуры, которая включает в себя как устройства, с которыми работают конечные пользователи (специализированные рабочие места, мобильные устройства), так и инфраструктуру, обеспечивающую работу этих устройств и взаимодействие с внешними сервисами - активное сетевое оборудование, серверные мощности, программное обеспечение, организации доступа и защиты информации. Учитывая то, что информационные технологии будут задействованы в лечебных процессах, требования к непрерывности работы становятся крайне высокими.
Нельзя забывать и об обеспечении готовности помещений. Эта область задач включает в себя выполнение требований для обеспечения непрерывной работы ИТ-инфраструктуры. Учреждению нужно создать необходимые мощности электропитания и гарантировать его бесперебойность, выделить площади, обладающие требуемыми характеристиками (климат, пожарная безопасность, несущая способность перекрытий), создать сеть передачи данных, достаточную для обеспечения работы с системой. Реконструкция помещений – это существенные капитальные затраты, поэтому любая возможность экономии за счет оптимального инфраструктурного решения позволит достичь существенной экономии средств.
Большое значение имеет готовность процессов сопровождения ИТ-инфраструктуры. Использование ИС непосредственно в лечебном процессе означает, что если требуемый сервис системы недоступен в текущий момент времени, то процесс лечения пациента останавливается. Необходимость высокой степени доступности системы требует регулярного мониторинга и обслуживания объектов ИТ-инфраструктуры, предотвращения и устранения аварий, управления мощностями, обслуживания пользователей. Без зрелых, эффективных процессов сопровождения ИТ в рамках учреждения добиться высокой доступности сервисов облачной системы для медицинского и административного персонала невозможно. При этом необходимо помнить о кадровом дефиците квалифицированного персонала в стране, особенно в небольших муниципальных образованиях.
В основу мероприятий по обеспечению готовности учреждений к выполнению программы информатизации медицины должны лечь принципы унификации, модульности, способности к дистанционному обслуживанию. Учитывая большое количество ЛПУ, а также их географическую распределенность, такой подход позволит организовать централизованное производство инфраструктурных компонент, а значит снизить цену каждого изделия и стоимость работ по монтажу и пуско-наладке. Унификация и возможность дистанционного обслуживания позволит сформировать единую службу сопровождения ИТ-инфраструктуры учреждений и передать эти непрофильные работы на аутсорсинг, тем самым снизив операционные издержки.
Учитывая планы использования информационной системы в повседневных операциях медицинского персонала, основное клиентское решение будет мобильным (планшет), поэтому необходимо обеспечить устойчивую и защищенную беспроводную связь по всему помещению. Помимо этого, в учреждениях, в зависимости от их типа, будет предусмотрено несколько специализированных стационарных рабочих мест, для которых необходимо будет организовать высокоскоростные каналы передачи данных.
Серверное решение, отвечающее за управление локальной инфраструктурой и обеспечивающее взаимодействие клиентских устройств с центральной системой, не должно стать причиной появления дополнительных требований к зданию, либо эти требования должны быть сведены к минимуму. В противном случае государство будет вынуждено реконструировать или построить заново львиную долю учреждений. Отсутствие дополнительных требований к помещениям означает, что вы можете установить этот компонент решения в произвольном месте здания. Что, в свою очередь, приводит к появлению ограничений на характеристики серверной части инфраструктуры – она должна быть не слишком тяжелой, вандалоустойчивой, и при этом не влиять на состояние окружающей среды (тепло, шум, влажность).
Если описанные выше мероприятия будут реализованы, то единственными направлениями дополнительных инвестиций в области инженерного обеспечения зданий останутся электропитание и линии передачи данных.
На вопросы CNews ответил Владимир Стрючков, заместитель председателя правительства - министр здравоохранения и социального развития Пензенской области.
CNews: Как вы оцениваете уровень оснащения лечебных учреждений Пензенской области компьютерной техникой и ПО на настоящий момент?
Владимир Стрючков: Охват комплексными медицинскими информационными системами ЛПУ Пензенской области не велик и составляет всего 10% от общего числа учреждений. Внедрение комплексных медицинских систем - дорогое мероприятие. На одно ЛПУ в 300-400 коек и с прикрепленным населением до 50 тыс. человек в среднем требуется 17-20 млн руб.
Сейчас большие надежды мы возлагаем на программу модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы, в результате реализации которой в 52 учреждениях здравоохранения будет создана необходимая коммуникационная - технологическая инфраструктура и внедрены современные медицинские информационные системы. В объемных показателях это до 2500 автоматизированных рабочих мест. Надеюсь, это позволит достичь показателя обеспеченности медицинского персонала компьютерной техникой в 1 персональный компьютер на 6 человек. Сейчас этот показатель составляет в 90% ЛПУ 1 персональный компьютер на 11 человек и только в 10% ЛПУ 1:2.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP