|
|
На вопросы CNews ответил Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова МЧС России.
CNews: Президент России Дмитрий Медведев все чаще говорит о необходимости информатизации государственного сектора, в том числе и здравоохранения. Какие изменения в области внедрения ИТ в медицине произошли за прошедший 2009 год?
Михаил Бахтин: Я думаю, что основное изменение состоит в том, что появились информационные системы, предназначенные для врача и пациента, а не только для администрации. С другой стороны все больше и больше руководителей лечебных учреждений понимают, что эффективно управлять лечебным учреждением как организацией и вести лечебный процесс без адекватного использования современных информационных технологий практически невозможно.
С точки зрения врач-пациент, технологии позволяют получить быстрый доступ к медицинским записям, результатам дополнительных методов исследования, провести их анализ и в некоторых случаях организовать предварительную обработку данных по формальным признакам. С точки зрения лечебного учреждения, ИТ помогают определить эффективно и неэффективно работающие подразделения, оперативно управлять ресурсами, например, оптимизировать складские запасы с тем, чтобы не держать на них лишнего, но и не остаться без необходимого.
Главные врачи лечебных учреждений начинают прилагать усилия для того, чтобы выбрать подходящую информационную систему. Если раньше инициатива информатизации полностью исходила от разработчиков, то теперь представители ЛПУ сами формулируют запрос и делают выбор. Это, на мой взгляд, является показателем формирования зрелого спроса на информатизацию.
CNews: Но многие врачи, по-прежнему, сетуют на отсутствие денежных средств на внедрение ИТ.
Михаил Бахтин: Естественно, денег никогда не хватает. Но стоит просчитать потери, связанные с отсутствием информатизации, и оценить дополнительные средства, которые появятся после внедрения ИТ, и окупаемость системы становится очевидной.
CNews: Насколько автоматизирована клиника МЧС, которую вы представляете? Существует ли, скажем, возможность записи на прием к специалисту через интернет, внедрена ли электронная медицинская карта и т.п.?
Михаил Бахтин: Что касается записи на прием, то мы провели определенные исследования и решили, что запись пациентов все-таки будет осуществляться лично в регистратуре или через страховую компанию. Ведомственные пациенты приходят на прием по направлению структурных подразделений, их данные есть в клинике. После первичного осмотра врач записывает пациента на следующее обследование или консультацию и выдает талон, в котором указаны дата и время следующего визита.
Все записи о посещении врача ведутся в электронном виде, но по окончанию приема заключение распечатывается, подписываются специалистом, и один экземпляр вручается пациенту. При этом заключение выглядит аккуратным, а рекомендации можно прочитать без расшифровки. Второй экземпляр заключения вклеивается в медицинскую карту, поскольку ее бумажный вариант на сегодняшний день еще никто не отменил.
Если пациент выписывается из стационара, то он получает на руки выписной эпикриз со всеми заключениями узких специалистов, результатами всех лабораторных исследований и естественно рекомендациями. Этот документ также формируется в электронном виде, но затем дублируется в виде бумажной копии с подписью врача. Это нужно для истории болезни, да и большинству людей все еще удобно пользоваться таким вариантом. Но все медицинские записи в электронном виде остаются внутри госпитальной системы, и если пациент приходит на повторный прием, то врач может посмотреть все сведения о нем за последние 10 лет – именно столько работает наша информационная система. При этом ему не надо запрашивать из архива медицинскую карту, ждать, пока ее заполнение закончит специалист в другом кабинете, задавать вопросы пациенту о том, чем он болел в детстве и т.п.
В системе хранятся и данные лабораторных исследований, при этом существует возможность посмотреть их в динамике. Архив медицинских изображений органично связан с электронными медицинскими записями. Ведь все лечение и диагностика строятся не на оценке текущих срезов, а на анализе динамических показателей, на возможности сопоставить, что было и месяц и год назад и что происходит сейчас.
Таким образом, информатизация позволила изменить технологию работы врача, а технология взаимодействия пациента с клиникой осталась прежней.
CNews: Предпринимали ли вы попытки оценить экономическую эффективность информатизации?
Михаил Бахтин: Если говорить о лабораторной системе, то после ее внедрения мы в четыре раза увеличили объем выполняемых исследований за счет того, что получили возможность привлекать образцы крови со стороны, соблюдая при этом необходимый порядок, не путая фамилии пациентов и т.п. Нам удалось дозагрузить лабораторное оборудование, которое до этого использовалось недостаточно эффективно, и в восемь раз увеличить оборот диагностического подразделения. Таким образом, лабораторная система окупилась, наверное, за два года.
Радиологическая система вкупе с компьютерным томографом и цифровым рентгенаппаратом позволили перейти к электронным снимкам, полностью уйти от ошибок с фамилиями и регистрационными номерами, а также сократить процедуру регистрации с 5 минут до 15 секунд. Таким образом, появилась возможность принимать за день большее число пациентов. Эта система окупилась в течение полутора лет.
Есть вещи, которые сложно измерить деньгами. Например, мы перестали печатать снимки для пациентов, обслуживающихся в нашей клинике, и тем самым получили возможность экономить на расходных материалах. А самое интересное – нам не нужно покупать шкафы для хранения этих пленок, нет необходимости арендовать дополнительные помещения для установки этих шкафов, нет потребности в сотруднике, который бы искал эти снимки для каждого пациента. Все снимки находятся на сервере и доступны по регистрационному номеру пациента.
Еще очень важный момент, который нельзя выразить в рублях и копейках. Например, если пациент обращается с проблемой в области пазух носа, ЛОР-врач тут же направляет его в рентген-кабинет. Пациенту делают снимок, и к моменту его возвращения в кабинет врача снимок уже там. Врачу не надо ждать, когда снимок проявят и опишут, он получает его моментально и принимает решение по дальнейшей лечебной тактике в день обращения пациента. Думаю, именно такие, неденежные, возможности информационных технологий и являются наиболее существенными с точки зрения пациента.
CNews: Насколько ведомственная клиника свободна при выборе закупаемого оборудования? Поставки осуществляются на основании заявок или централизованно?
Михаил Бахтин: Я не знаю, как реализуется программа поставки оборудования в другие лечебные учреждения, но в нашей клинике сформировались четкие критерии закупки – вся медицинская техника должна интегрироваться в госпитальную информационную систему, т.е. соответствовать технологии, которая у нас используется. Понятно, что это критерии второго уровня - сначала специалисты выбирают технику в соответствии с медицинскими потребностями. Но положительное решение принимается только в том случае, если прибор соответствует как медицинским, так и технологическим требованиям. Мы очень рачительно относимся к средствам, направляемым на развитие лечебно-диагностической базы, поэтому не можем себе позволить закупать оборудование, которое будет простаивать.
CNews: Что надо сделать для того, чтобы процесс информатизации российского здравоохранения пошел интенсивнее?
Михаил Бахтин: Образовываться и молиться. Образовываться – это значит, каждый раз выяснять, какие технологии есть, какие появились и как их можно использовать в работе лечебного учреждения во благо пациента. А молиться – это значит быть абсолютно уверенным, что тот партнер-поставщик, которого ты выбрал (или который достался тебе в результате конкурсных процедур), понял, чего же ты действительно хочешь, не обманет тебя и все сделает так, как надо, а не только как ты сумел прописать в техническом задании.
CNews: Насколько велико влияние таких сдерживающих факторов, как отсутствие правового статуса электронного документа и т.п.?
Михаил Бахтин: На сегодняшний день я не знаю ни одного лечебного учреждения, в котором была бы полностью создана инфраструктура, способная обеспечить оборот электронных документов де-юре. Ведь все медицинские записи, или истории болезни, как мы их называем, пишутся для прокурора и для эксперта страховой компании.
Прокурор, в случае летального исхода, оценивает деяния всех медработников, участвовавших в лечебном процессе. Знали ли они, могли ли они в соответствии со своей квалификацией и обстоятельствами предпринять какие-то другие меры? Все ли действовали правильно? Страховая компания контролирует, в первую очередь, с медицинской, а затем и с экономической точки зрения обоснованность тех или иных назначений. И все это происходит на основании медицинских записей.
Чтобы электронный документ стал юридически значимым, необходима инфраструктура, которая позволит не только создавать электронную запись, но и заверять ее цифровой подписью, а при необходимости подтвердить ее подлинность. Для этого необходимы встроенные системы криптозащиты информации, инструменты постановки электронно-цифровой подписи, сертификаты ЭЦП у каждого врача и носители этих сертификатов - флешка или смарт-карта. Лечебное учреждение должно взаимодействовать с удостоверяющим центром. Создание такой инфраструктуры недешево.
Конечно, надо посчитать количество бумаги, которое сейчас расходуется на формирование «твердой» копии, стоимость хранения бумажных медицинских карт в течение 25-ти лет в медицинском архиве, оценить возможности (а точнее невозможности) доступа к бумажной карте, анализа результатов и проведения централизованной экспертизы любого случая. Но это, наверное, тема для работы отдельного института, а не коллектива отдельно взятого лечебного учреждения.
Поэтому в условиях, когда у нас нет возможности вести записи только в электронном виде, и инфраструктура не позволяет делать это полноценно, остается хранить документы в базе данных, и обеспечивать их юридическую значимость путем создания копий, которые распечатываются и подписываются рукой врача. Немножко дороже? Да, но без этого переходного варианта перепрыгнуть из бумажного XX века в безбумажный XXI век невозможно.
20 лет назад никто не думал, что бухгалтерию можно вести с помощью компьютера, а сегодня мало кто представляет, как можно свести годовой баланс вручную. Я думаю, что через 10 лет и бумажные истории болезни будут восприниматься как нонсенс.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP