|
|
Обозрение
Рынок ноутбуков 2008Обозрение подготовлено
При поддержке
CNews: Как в целом развивался российский рынок ноутбуков за последний год? Какие тенденции здесь доминируют сегодня, по вашим наблюдениям?
Олег Колесов: Как и предсказывало большинство экспертов, российский рынок ноутбуков по-прежнему рос темпами, опережающими рост IT-рынка в целом. При этом наблюдалась своя специфика: кривая объемов продолжала ползти вверх, кривая динамики выравнивалась.
Нельзя не отметить тенденцию проникновения вендора непосредственно в сетевую розницу, минуя дистрибьютора. При этом прямые продажи оказались в рамках ожиданий. Тренд ограничен наиболее крупными сетями, что делает наш рынок все более похожим на западный. А с учетом того, что рынок растет более высокими темпами, вендоры оказывают ему все больше внимания, расширяя предложение.
Если еще год назад завоевать популярность у массового конечного потребителя можно было наличием в модельном ряду ноутбуков в низшем ценовом диапазоне, то в настоящее время средняя стоимость продаваемого ноутбука возросла, и большее значение играют дизайн, габариты и удобство использования. Например, огромный интерес у пользователей, ведущих активный образ жизни, вызвала серия ноутбуков Toshiba Portege R500, вес которых не превышает 1 кг, и при этом являющихся мощными машинами со встроенным приводом. Или серия ноутбуков Dell Inspiron 1525, покорившая своим ярким дизайном сердца многих пользователей.
CNews: Какие технологические тенденции, на ваш взгляд, оказывают сейчас наибольшее влияние на развитие рынка ноутбуков – мирового и российского?
Олег Колесов: Крупных технологических прорывов, типа проекта создания гибкого ноутбука, пока не наблюдается. Доминирующая технологическая тенденция сегодня – это «оттачивание», доведение до совершенства существующих технологий и разработок.
Большое значение имеет движение производителей в сторону снижения времени доступа к информации, увеличения времени автономной работы, уменьшения веса, габаритов и толщины ноутбуков (например, замена HDD на SSD). Производители оснащают ноутбуки матрицами с LED подсветкой, которые имеют более высокую контрастность. Безусловно, спрос на эти технологии будет повышаться прямо пропорционально снижению их стоимости.
Распространенность, удобство и доступность WiFi - один из факторов, склоняющий мирового потребителя к выбору в пользу мобильного ПК. В России этот фактор имеет вес пока только в ряде крупных городов, где создана приемлемая WiFi инфраструктура.
CNews: Как вообще изменилось потребление ноутбуков в России за последнее время, по вашим наблюдениям? Спрос на какие системы, характеристики, функциональные возможности и т.д. вырос наиболее заметно?
Олег Колесов: По-прежнему, самым востребованным остается средний сегмент - до $1000 в рознице. Предложение в этом сегменте очень разнообразное и конечному пользователю есть из чего выбирать.
Безусловно, вырос спрос на ноутбуки с поддержкой работы с беспроводными сетями. Активное развитие точек доступа в аэропортах, гостиницах, кафе оказали сильное влияние на предпочтения потребителей. Возможность использования ноутбука, как мобильного офиса для многих является одним из решающих факторов при выборе ноутбука. Особым спросом у тех, кого больше интересуют мультимедийные возможности ноутбуков, пользуются модели с выделенной графикой.
CNews: Можно ли говорить, по вашему мнению, об ужесточении конкуренции на отечественном рынке ноутбуков в последнее время? Какие маркетинговые рычаги здесь все еще эффективны, из вашей практики?
Олег Колесов: Конкуренция на российском рынке ноутбуков обострилась. Ведущие бренды, такие как Dell, Samsung, Toshiba, решили побороться за место в первой тройке с нынешними лидерами рынка Acer, Asustek и HP. Очевидно, следует ожидать скорого перераспределения долей и говорить уже не о первой тройке, а о пятерке лидеров и остальных. Как перераспределятся доли по итогам года, сказать трудно, поскольку у каждого производителя весьма амбициозные планы и агрессивные стратегии освоения рынка.
С точки зрения маркетинговых инструментов, по-прежнему, наиболее эффективными остаются совместные усилия по продвижению через акции, промопрограммы и прямую рекламу, а также постоянная поддержка своих партнеров всех уровней при любых изменениях рыночной ситуации.
В крупных городах реклама в прессе и на телевидении, по-прежнему, играет первостепенную роль. В регионах – более эффективна реклама на уличных носителях. Однако растущая дороговизна рекламы постепенно сокращает круг рекламодателей.
Модельный ряд ноутбуков, предлагаемый производителями, постоянно расширяется, и выбор ноутбука уже не ограничивается параметрами «цена/производительность». При продвижении продукта необходимо понимать на какой сегмент покупателей он рассчитан, какие характеристики наиболее важны. Поэтому в наших маркетинговых инициативах для партнеров, мы, прежде всего, ориентируемся на их круг клиентов, их стиль продаж. Индивидуальный подход к каждому партнеру требует от нас дополнительных ресурсов, и мы осознано идем по этому пути: успехи наших партнеров – залог нашего будущего.
CNews: Как быстро новинки, анонсируемые ведущими производителями ноутбуков, появляются в России?
Олег Колесов: С одной стороны, практически сразу. За исключением случаев, когда на мировом рынке существует дефицит, а Россия не входит в число приоритетных рынков данного производителя. Примеры всем известны…
С другой стороны, существуют проблемы с локализацией поставляемого оборудования, необходимостью технического перевода и адаптации к условиям рынка. Порой возникают и проблемы логистики. Из-за этого, подчас, мировые новинки приходят в Россию с опозданием.
CNews: Какова объем и динамика российского рынка ноутбуков, по вашим оценкам?
Олег Колесов: Мы оцениваем динамику российского рынка ноутбуков в пределах 40-60% в год. Однако по некоторым производителям этот показатель может быть существенно выше. Более компетентно на этот вопрос смогут ответить эксперты соответствующих исследовательских агентств.
CNews: Как развивался ваш бизнес в секторе ноутбуков на протяжении последнего года? Какие ваши проекты здесь стали наиболее удачными? Поделитесь вашими достижениями.
Олег Колесов: На протяжении последнего года наш бизнес в секторе ноутбуков развивался как бы в двух плоскостях. С одной стороны, расширилась номенклатура предложения ноутбуков за счет удвоения количества представляемых брендов. К линейкам ноутбуков наших основных вендоров Samsung и Toshiba добавились мобильные компьютеры Dell и Lenovo. С другой, только по ноутбукам Samsung и Toshiba в первом полугодии отмечен двукратный рост продаж.
CNews: Каковы планы вашей компании по развитию направления ноутбуков на ближайший год? Каких изменений вы ждете на российском рынке ноутбуков?
Олег Колесов: В июле мы подписали дистрибьюторское соглашение на весь спектр продукции Dell, включая, естественно, ноутбуки. Первые поставки уже начались. И первые результаты продаж пока превышают наши запланированные показатели. Мы рассчитываем, учитывая наш опыт и опираясь на амбициозные планы этого ведущего мирового производителя, стать одним из лидеров в дистрибуции продуктов этого вендора.
Мы также намерены наращивать темпы продаж и по другим вендорам. Задача – стать одним из лидеров на российском рынке ноутбуков. При этом главную роль должно играть не количество брендов, а широта и полнота предложения, сбалансированность ассортимента. Наши партнеры должны быть уверены, что в MICS всегда есть полная продуктовая линейка, сбалансированное ценовое предложение, а также специальные финансовые условия и маркетинговая поддержка для своих партнеров. Благодаря этому мы завоевываем их максимальное внимание и доверие.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP