|
|
Андрей Борисов: В сетях страховых медкомпаний без автоматизации работать невозможноЕще 5 лет назад необходимость автоматизации медучреждений в России приходилось доказывать, а сегодня ситуация кардинально изменилась. Представители ЛПУ уже не сомневаются в эффективности информационных систем и четко формулируют требования к ним. О более чем 12-летнем опыте существования МИС «МЕДИАЛОГ» на российском рынке, произошедших за это время изменениях и открывающихся перспективах рассказал в интервью CNews Андрей Борисов, генеральный директор компании Post Modern Technology. CNews: Бюджетное финансирование здравоохранения после начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» стало увеличиваться: в 2005 г до 659 млрд рублей (+ 40%), в 2006 г до 840–850 млрд рублей (+ 30%), в 2007 г до 1 трлн рублей (+ 18%). Одновременно растут и расходы на информатизацию этой сферы. Как вы оцениваете существующий уровень информатизации системы здравоохранения России? Можно ли на общем фоне выделить передовые регионы? Андрей Борисов: Пока уровень информатизации довольно низкий. В этом направлении еще многое предстоит сделать: подавляющее большинство муниципальных, государственных учреждений либо вообще не автоматизированы, либо в них автоматизированы лишь отдельные подразделения. Как правило, в первую очередь пытаются автоматизировать учет пациентов, используя собственные решения для приемного отделения, регистратуры, полагая, что в дальнейшем, основываясь на этих решениях, можно перейти к автоматизации всего учреждения и работы врачей. При таком подходе начинаются сложности, поскольку в этом случае невозможно достигнуть ожидаемого результата. За последнее время, по крайней мере, за период, в течение которого мы работаем на российском рынке, интерес к автоматизации существенно повысился. Изменился и подход к решению этой проблемы в целом. Пять лет назад задавали в основном следующие вопросы: зачем это нужно, что нам это даст, есть ли у вас «магическая» формула, используя которую можно точно оценить эффективность внедрения системы, и т.п. Клиентов приходилось искать самостоятельно. В последнее время ситуация радикально изменилась. Сегодня риторический вопрос об эффективности информационных технологий уже не задает практически никто. От учреждений поступают предметные запросы. Самое главное, что люди видят, как работают ИТ-системы, поскольку уже есть внедрения комплексных информационных систем в медучреждениях. Сами специалисты стали более грамотными. В результате, если раньше мы получали от медучреждений один–два запроса в две недели, то теперь примерно один-три запроса в день. Потенциальные заказчики сами находят наши контактные данные: кто-то видел нашу систему в работе; некоторые активно используют поисковые возможности интернета для анализа внедрений; организуются тендеры, и нашу компанию приглашают к участию. Как правило, к нам направляют информацию о своих потребностях и предметные запросы о том, как наше ИТ-решение может помочь в удовлетворении этих потребностей. CNews: Работаете ли вы в регионах России? Андрей Борисов: Да, конечно, мы очень много работаем с регионами. При этом наша компания специализируется на разработке медицинской информационной системы, а наши партнеры в регионах занимаются внедрением созданного нами продукта. Новосибирск, Хабаровск, Киев, Петербург, Томск, Екатеринбург, Казахстан — география весьма обширная и охватывает как Россию, так и страны ближнего зарубежья. Мы посещаем различные мероприятия, участвуем в выставках, в том числе региональных. Партнеры приглашают нас, они же предоставляют нам немало полезной информации по состоянию дел в медучреждениях. CNews: Какие субъекты России являются наиболее передовыми с точки зрения оснащения ИТ-системами медучреждений? Андрей Борисов: На общем фоне по количеству внедрений выделяются безусловные лидеры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь автоматизация уже скоро, по-видимому, станет обязательным атрибутом современного медучреждения. Если судить по активности работы наших партнеров, то аналогичные процессы активно развиваются в Хабаровске, Новосибирске, Новом Уренгое. CNews: Как вы оцениваете число внедрений вашей системы в России? Андрей Борисов: На сегодняшний день у нас более 80 внедрений по России и СНГ. Примерно половина российских внедрений - это две столицы, остальное — региональные. Во многих учреждениях решают эту проблему, используя либо местные системы, либо технологии других разработчиков. Проекты, безусловно, есть, но по сравнению с количеством медучреждений их очень мало. Под автоматизированными мы подразумеваем полностью оснащенные медучреждения, где врачи имеют рабочие места с подключенным оборудованием, которое работает в единой информационной среде. Эффект от автоматизации можно получить только в том случае, если все учреждение использует единый продукт, единое решение. Допустим, у вас автоматизирована лаборатория. Анализы поступают в единую базу данных, но врачи не могут их посмотреть, и лаборатория все равно вынуждена их печатать. То есть эффект от фрагментарной автоматизации относительно невелик, хотя, конечно, в такой лаборатории работать проще. Информатизация — это когда все имеют доступ к информации, и взаимодействие реализуется через единую информационную систему. CNews: Таким образом, большая часть внедрений приходится на Москву и Санкт-Петербург. Это связано с тем, что вы работаете в основном на столицы, или просто регионы еще не готовы по каким-то параметрам? Андрей Борисов: На мой взгляд, главная причина — недостаточное финансирование. Отчасти это связано с тем, что в Москве больше ведомственных и частных медучреждений. Страховые компании тоже в значительной степени подстегивают автоматизацию в государственных медучреждениях. Как только государственное медучреждение начинает оказывать платные медицинские услуги, активно включаясь в работу сетей страховых медицинских компаний, сразу все понимают, что без автоматизации работать просто невозможно. Москва в этом смысле немного дальше продвинулась, чем остальные регионы. Но это не означает, что ситуация в регионах остается неизменной. Еще раз повторю, сейчас из регионов приходит очень много заказов, и там выполняется немало проектов. Например, наши партнеры недавно выиграли тендер в Новом Уренгое. CNews: В каких сферах работы российских лечебно-профилактических учреждений отсутствие либо низкий уровень информатизации сказывается особенно болезненно? Андрей Борисов: Следует отметить, что автоматизация помимо общего удобства работы с информацией помогает медицинскому учреждению оценивать свои расходы, производить учет и бюджетирование. Информационные технологии позволяют, в частности, готовить отчетность о затратах отделений на приобретение медикаментов, избежать многих ошибок: тут и двойные анализы, и их потеря, и повторные процедуры… Учет оказанных услуг и расходных материалов — очень болезненные вопросы для медицинских учреждений. Весьма показательный пример. В одной из крупных больниц Москвы, где пока нет полноценной автоматизированной системы, а действующая работает в оболочке DOS, главврач не мог найти пациента, проходящего лечение в стационаре. Мы сами были свидетелями этой абсурдной ситуации. Врач знает, что пациент поступил в лечебное учреждение и находится в одной из палат, но никто не знает — где именно. Таким образом, учет оказанных услуг, экономика и логистика работы медучреждения — основные проблемы, которые информационные технологии позволяют решить на достаточно высоком уровне. CNews: Какое решение в сфере информатизации системы здравоохранения предлагает ваша компания? Расскажите подробнее о его возможностях и особенностях. Андрей Борисов: Наша компания предлагает комплексную информационную систему «МЕДИАЛОГ». Это полнофункциональная медицинская информационная система, в которую включены практически все блоки или модули, необходимые учреждению для автоматизации его работы — для регистратуры, приемного отделения, стационаров и т. д. В частности, есть многофункциональный и адаптированный под разные специальности модуль электронной медицинской карты, который можно настроить под специфику практически любого медицинского учреждения. У нас есть примеры его использования центрами, специализирующимися, к примеру, на эмбриологии. Есть модуль учета оказанных услуг, взаиморасчета с контрагентами для регистрации всех платежей. Ведется также складской учет. В нашей информационной системе «МЕДИАЛОГ» используются не сторонние решения, а собственные технологии. Такую систему проще поддерживать, она более удобна в эксплуатации. В нее входит полностью интегрированный блок работы с изображениями, поддерживаются такие медицинские стандарты, как DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) и HL7 (Health Level 7). Она позволяет подключать различное медицинское оборудование, анализаторы и взаимодействует с ними по разным протоколам. Из системы автоматически направляются задания на приборы, а потом поступают результаты. Таким образом, лаборанты только контролируют сам процесс, их работа существенно упрощается. Полностью автоматизируется медицинская статистика в соответствии с используемыми в нашей стране стандартами, она может использоваться для самых разных учреждений - стационаров, поликлиник, санаториев. У нас есть примеры, когда, допустим, сеть медучреждений обменивается электронными медицинскими картами. Предположим, пациента направили из одной поликлиники в другую для сдачи анализов. Полученные результаты автоматически, в режиме реального времени, при наличии защищенного канала, передаются в медучреждение, которое сделало запрос на них. Кроме того, диспетчер имеет доступ к расписанию приема врачей всех медучреждений. Следует отметить, что нашу комплексную систему можно внедрять по модулям. Ведь у всех учреждений разные возможности и разные подходы. Одни сразу внедряют систему на все подразделения. Другие делают это поэтапно, сначала, допустим, лабораторию или приемное отделение, а потом постепенно рабочие места врачей. Интеграция с оборудованием обычно делается в последнюю очередь. CNews: Медицинские учреждения при выборе информационных систем, как правило, либо ориентируются на фактор стоимости, либо предпочитают лучшее специализированное решение в определенной области. Предлагаемая вашей компанией система «МЕДИАЛОГ» позволяет провести комплексную автоматизацию учреждения. Насколько российские ЛПУ готовы к реализации такого подхода? Андрей Борисов: Достоинство нашего решения заключается в том, что можно начать автоматизацию с любого участка, например, с самого проблемного. Комплексность системы подразумевает, что со временем к ней можно подключать все остальные блоки. Это радикально меняет подход к автоматизации. Допустим, учреждение покупает какую-то систему для автоматизации, например, лаборатории. И только потом ей нужно автоматизировать какие-то другие подразделения, скажем, приемные отделения или рабочие места врачей. То есть необходимо найти такую систему, которая будет состыковываться с уже имеющимися решениями. При этом разработчики этих двух систем должны быть готовы выполнить соответствующие работы, причем качественно, потому что от стыковки очень многое зависит, включая устойчивую работу всей информационной системы. В этом и заключается дополнительная сложность. Представьте себе, вы поставили одну систему в лабораторию, другую — в отделение лучевой диагностики, для учета платных услуг используется 1С, для приемного отделения сами написали что-то. Плюс к этому несколько подразделений написали свои маленькие системы. Естественно, состыковать все это будет очень сложно, практически невозможно. Приведу один пример. Когда мы внедряли систему в одном медучреждении, нам пришлось состыковывать пять информационных систем. Масса лишних операций, например, данные о пациентах, вводились по пять раз — для каждой системы по-отдельности, масса проблем при консолидации информации. Но в итоге наша система смогла заменить все эти системы, и сейчас все пользователи работают в едином информационном пространстве совершенно на ином уровне. Минимизируется время, затрачиваемое на обработку ошибок, повышается уровень контроля над происходящими процессами и т. д. CNews: Руководители Минздравсоцразвития говорят о необходимости создания единого информационного пространства здравоохранения. Возможна ли интеграция предлагаемой вами системы с другими медицинскими информационными системами в единую информационную среду? Потребуются ли при этом специальные настройки и доработка системы «МЕДИАЛОГ» и (либо) написание прикладного программного обеспечения? Андрей Борисов: Как известно, все медицинские системы разные. И для обеспечения возможности обмена между ними должен быть выбран некий стандарт, по которому эта информация будет от одного медучреждения поступать в другое. Здесь есть два пути. Первый - разработчики при наличии потребности попарно договариваются между собой об обмене определенными видами информации. Обычно это либо ничем не заканчивается, так как разработчики не договариваются, либо такой потребности не возникает. Чаще, если медучреждениям необходимо взаимодействовать, выбирается одно решение, которое ставится во всех взаимодействующих учреждениях. В силу того, что это одна и та же информационная система, медучреждения будут совместимы по структуре и протоколу обмена информацией в рамках этой сети. Второй путь — объединение медучреждений и разработчиков на государственном уровне. Для этого необходимо утвердить единый стандарт обмена информацией между медицинскими учреждениями. А разработчики должны реализовать его в рамках своей системы. Однако создание стандартов - достаточно сложная процедура, поэтому обычно берут то, что уже работает. Мы приняли решение о поддержке стандарта HL7, разработали для этого весь необходимый инструментарий и модули в нашей программе. В частности, по данному протоколу мы взаимодействуем с информационной системой компании «AGFA». Это PACS-система, которая отвечает за хранение и обработку изображений. Из системы «МЕДИАЛОГ» поступают задания на исследования, затем оттуда идут ссылки на результаты, которые можно скачать по стандартному протоколу. Но пока на государственном уровне этот стандарт не утвержден. CNews: В то же время многие главврачи не согласны с тем, что интеграция может стоить в несколько раз дороже «железа», да и суммы, которые ЛПУ могут выделить, не настолько велики, по сравнению, например, с банками и промышленными предприятиями. Насколько, по вашему опыту, главврачи российских поликлиник и больниц готовы к затратам на интеграцию? Андрей Борисов: Многим кажется, что установить программу на несколько компьютеров достаточно просто. Что стоит разработчикам просто взять и скопировать программу?.. На самом деле, разработчики не копируют программу, они продают свой труд, который вложили в разработку конкретной информационной системы. И это выражается в стоимости лицензии, например, в нашем случае лицензии на одно рабочее место, на котором данная система используется. Это форма дифференцированного подхода, при котором небольшое медучреждение платит меньше за информационную систему, а крупное — больше в условиях ограниченного количества рабочих мест, как и самих медучреждений. Этим определяется и доход разработчика. Технологически несложно установить на 100 рабочих местах одну и ту же программу, предоставив к ней доступ. Но если программный продукт не будет развиваться, то все деньги, израсходованные на него медучреждением, будут потеряны. Вы потратили время на обучение своих сотрудников, настраиваете эту информационную систему, используете ее, а она перестала развиваться. Поменялось законодательство, появились какие-то новые методы исследования, а разработчика нет. Тогда придется «выбросить на свалку» устаревшую систему, заплатив другому разработчику деньги за то, чтобы вытащить из нее данные и обучать пользователей работе с новой системой. Таким образом, все ваши ранее произведенные инвестиции пропадут. Если вы используете программный продукт, который развивается, то имеете значительное преимущество: ваши инвестиции защищены, и вы всегда имеете продукт, который соответствует уровню современных технологий, законодательству и т.п. Очень часто медучреждения закупают компьютеры, но отказываются приобретать ПО. Эти компьютеры постоят какое-то время и устаревают. Тут-то люди и начинают понимать, что неразумно потратили деньги. Программное обеспечение - очень важная составляющая, без него «железо» никому не нужно. CNews: Можно ли, используя ваши ИТ-решения, активно работать в режиме удаленного (распределенного) доступа? Насколько высоки гарантии безопасности при работе с медицинской информацией? Андрей Борисов: Да, можно. У нас уже есть прецеденты, когда сети — в основном ведомственные либо страховых компаний — были построены на основе нашего решения. В настоящее время подобное решение разрабатывается для РЖД. Наши ИТ-решения обеспечивают возможность и обмениваться электронными медицинскими картами в режиме офлайн, и подключаться к филиалам в режиме онлайн. Но безопасность — это не наша специализация. Данный вопрос решается стандартными средствами, которые имеются на рынке. В большей степени это вопрос законодательный, и его решение должно исходить от государства. В настоящее время мы активно работаем во Франции, где у нас достаточно много клиентов. Один из реализуемых проектов предполагает наличие так называемых провайдеров, даже не провайдеров, а уполномоченных организаций, которые отвечают за обмен информацией и централизацию данных, например, о пациенте. Пациент может с ними заключить договор о том, что он дает согласие, чтобы эта организация хранила информацию о состоянии его здоровья, то есть сетевую электронную медицинскую карту. После этого врачи подключаются к системе и работают с ней, добавляя информации и получая выписки, сделанные другими специалистами. Естественно, регулирование вопросов безопасности и юридическая поддержка такого решения осуществляются на уровне государства. Мы как разработчики должны предоставить технические возможности получения и отправки информации. Наша компания может реализовать обмен информацией между медицинскими учреждениями, либо договорившись с ними, либо осуществив это на базе собственных продуктов. Но в любом случае полномасштабно этот вопрос может быть решен только на государственном уровне. CNews: Как вы оцениваете первоочередные потребности в автоматизации и информатизации российской сферы здравоохранения в целом? Какие шаги, с вашей точки зрения, необходимо предпринять в первую очередь в оснащении автоматизированных рабочих мест ЛПУ и по каким направлениям? Андрей Борисов: Наличие информационной системы должно быть атрибутом каждого медучреждения, и к этому необходимо стремиться. Это позволит разработчикам быть уверенными в наличии спроса на решения, пользователям медуслуг будет обеспечен необходимый уровень медобслуживания, гарантии сохранности и нераспространения хранимой информации. С нашей точки зрения, должна быть введена обязательная сертификация программных продуктов, используемых в медицине. Сейчас она носит добровольный характер. Мы такую сертификацию прошли, но, сами понимаете, подобная сертификация не обеспечивает необходимых гарантий. Требования к ПО, по сути, не регулируются. Я думаю, что в первую очередь нужно двигаться в этом направлении, привлекая компании, которые работают на этом рынке и уже имеют опыт внедрения подобных технологий. CNews: Когда вы ожидаете существенного всплеска спроса на медицинские информационные системы? Андрей Борисов: Думаю, что, скорее всего, это произойдет в 2008 году. У многих медучреждений уже появилась возможность полностью автоматизировать свои процессы. Имеется практический опыт успешного внедрения, и такие случаи не являются единичными. CNews: Широкое внедрение ИКТ в медицине — это не только технологический, но и культурный прорыв. Между тем, по имеющимся данным, около 70% врачей — люди зрелого, предпенсионного и пенсионного возраста. Какие сложности, связанные с переподготовкой персонала и ломкой сложившихся стереотипов, возникают в процессе автоматизации деятельности медучреждений? Как удается их преодолевать? Андрей Борисов: Сразу хочу сказать, что преодолевать такие проблемы удается, и довольно успешно. Причем обучение медицинского персонала использованию информационных технологий в своей деятельности — не самая сложная проблема, которая стоит перед медицинскими учреждениями. Ее совершенно не нужно бояться. Обучаются все, хотя и с разной скоростью. Очень многое зависит от среды. Допустим, если в медучреждении уже установлена информационная система, и все врачи работают с ней, то другие специалисты, будучи принятыми на работу, сразу попадают в комфортную для обучения среду. Здесь они имеют возможность задавать вопросы своим коллегам и всегда получают вполне компетентные ответы. По опыту наших клиентов, три-пять дней — это достаточный срок, чтобы человек, который не имеет опыта работы с подобными решениями, но, естественно, обладает каким-то минимумом компьютерной грамотности, освоил эти технологии и потихоньку включился в работу. Пока в коллективе не сформируется подобная среда, проблемы, конечно, неизбежны. Их решение, повторюсь, зависит от коллектива. Если в нем есть более-менее продвинутые пользователи, которые способны помочь другим, все значительно упрощается. Ведь, согласитесь, работают-то не только пенсионеры. При этом многое зависит от информационной системы. Подобный пример был у нас во Франции, когда частно практикующий врач-невропатолог, которому около 60 лет, никогда не работавший на компьютере, приобрел ПК и нашу систему для себя и своих секретарей. И никаких проблем с обучением у него не возникло. Подчас приходится слышать, что в подобных ситуациях возникнут трудности в работе регистратуры, но это не совсем так. Во-первых, все люди обучаемы и, во-вторых, многое зависит от самой информационной системы, от удобства работы с ней. Интерфейс должен быть простым, с минимумом функций, адаптированным под действия пользователя. CNews: А кто обслуживает такую систему? Андрей Борисов: Естественно, внедряемый информационный продукт становится базовой системой для функционирования медицинского учреждения, и если он перестает работать, это может парализовать работу всего медучреждения. Люди просто не будут знать, что делать, где взять расписание приема, куда направить пациента, как получить информацию о результатах анализов. Поэтому обязательно должен быть как минимум один человек, отвечающий именно за функционирование системы, так называемый администратор системы. Все наши клиенты берут такого человека в штат. Мы обучаем его по специальной программе. В дальнейшем наша служба поддержки с ним взаимодействует для того, чтобы решать проблемы, связанные с эксплуатацией программного продукта. Такой сотрудник отвечает за безопасность, создание новых пользователей, наделение их правами. То есть у него есть свои функциональные обязанности, а также он несет ответственность за функционирование всего комплекса, резервное копирование и т.д. Часто в медучреждениях несколько таких сотрудников. Это просто необходимо для того, чтобы работала программа, по крайней мере, когда идет речь о сети. Такой человек необходим, и без него невозможно организовать взаимодействие между специалистами медучреждения, оснащенного информационной системой. CNews: Система «МЕДИАЛОГ» внедрена во многих российских ЛПУ: поликлиниках ОАО «Газпром», поликлиниках МЕДСИ, медицинских центрах страховой компании РЕСО Гарантия, международной клинике MEDEM, международной медицинской ассоциации МЕРАМЕД и т. д. Какие из этих проектов вам хотелось бы отметить особо и почему? Андрей Борисов: Вопрос сложный, поскольку у нас нет какого-то одного любимого клиента или особого проекта. Мы, прежде всего, стремимся, чтобы наша информационная система полноценно использовалась в каждом случае. Внедрение осуществляется поэтапно, в зависимости от возможностей медицинского учреждения, но каждое из них, как правило, имеет свою специализацию. Наша система поставляется как стандартный продукт, и впоследствии медучреждение адаптирует его в соответствии с потребностями своих специалистов. Каждое внедрение можно назвать уникальным и с точки зрения управления, и с точки зрения тех специалистов, которые работают с продуктом. Система не просто ставит их в какие-то рамки, но является определенным отражением их видения того, какую информацию они хотят собирать, как они хотят ее анализировать, что они хотят с ней делать, чтобы у них работа была более эффективной. МЕДСИ — один из первых наших клиентов в России. Это сеть клиник, которая сейчас активно расширяется. И наш продукт успешно там используется, решает все поставленные задачи. Самое главное, чего добилось руководство холдинга, — это возможности тиражировать это решение. То есть отстроенная в одном медучреждении бизнес-модель легко тиражируется в других организациях при сохранении контроля над всем ходом медицинского процесса. Это, безусловно, важное дополнительное качество данного решения. И у нас подобных примеров достаточно, когда медицинское учреждение использует нашу систему, а потом ставит ее в других своих филиалах. В настоящее время немало сетей образуется и в Москве, и по стране в целом. Нельзя не упомянуть проект в ОАО «Газпром» — одно из самых масштабных внедрений системы «МЕДИАЛОГ». В настоящее время там используется 350 рабочих мест. Все три поликлиники — детская и две взрослые — работают в единой базе данных и используют, в том числе, электронные истории болезней. Полностью автоматизирована лаборатория, более 20 приборов суммарно подключены к системе. Мы на их базе проводим демонстрации, специалисты приезжают посмотреть, как работает система. CNews: Как вы оцениваете перспективы внедрения электронных медицинских карт на территории нашей страны? Андрей Борисов: Прежде всего, следует отметить, что хотя закон «Об электронной цифровой подписи» принят, он пока реально в медицинской сфере не работает. Необходимая юридическая база еще не сформирована для того, чтобы врачи могли полностью отказаться от бумажной документации. Когда только часть врачей вносит необходимые сведения в информационную систему, то все вынуждены постоянно сверяться с бумажной историей болезни, потому что одна часть специалистов работает с электронной версией, а другая — с электронной. Если все будут работать с электронной медицинской картой, то бумажная карта для врачей действительно станет вторичной. Но уже сейчас электронная карта реально используется как рабочий инструмент. Самое сложное, по мнению наших клиентов, при внедрении информационной системы — добиться доверия пользователя к информационной системе. Когда достигается определенный уровень такого доверия, это значительно упрощает работу медицинского учреждения. CNews: Как в этом случае быть с информацией, ранее записанной в бумажных медкартах пациентов, где содержатся существенные сведения, в том числе о предыстории многих болезней? Андрей Борисов: У нас есть медучреждения, в которых пытались сканировать бумажные карты. Такая информация хранится как прикрепленные карты. Но подобных случаев единицы. В основном срок создания хранимой информации соответствует началу внедрения системы, за исключением тех случаев, когда ранее в электронном виде велась какая-то фрагментарная история болезни. Но после внедрения информационной системы медучреждение использует электронную медкарту как рабочий инструмент. CNews: А когда, на ваш взгляд, вся страна, или хотя бы Москва, сможет перейти на электронные медкарты? Андрей Борисов: Многое здесь зависит от муниципальных органов власти. Желание автоматизироваться, я думаю, есть сейчас у всех медицинских учреждений, у всех главврачей. Они понимают, что это реальная потребность. Но что можно сделать без денежных средств? Еще одной проблемой, которая тормозит процесс, является невозможность самостоятельного выбора информационной системы. Но самое главное, что такие системы уже есть. Известны прецеденты, когда медучреждения пытаются сами разрабатывать информационные системы. При наличии программных продуктов, которые десятилетиями разрабатываются, тратятся деньги на создание подобных систем. В любом случае, это путь абсолютно утопический. Конечно, на каком-то этапе получается очень красивое решение, полностью адаптированное под потребности медучреждения. Однако оно ни с чем не совместимо, и основной вопрос — дальнейшее развитие системы. Мы уделяем очень много внимания взаимодействию с другими ИТ-решениями. Например, у нас есть совместные решения, связанные с интеграцией системы «МЕДИАЛОГ» с колл-центром CISCO-Systems. Что это дает? Врач поднимает трубку, и у него тут же, при наличии опознанного телефонного номера, открывается досье этого пациента, что очень удобно. Если, например, нужно срочно найти лечащего врача, оператор колл-центра нажимает кнопку, и система сразу набирает его номер телефона. Все обеспечивает система, потому что вся необходимая информация хранится в ней. Есть у нас и совместный проект с компанией Philips. Мы первыми в России интегрировали профессиональные диктофоны, которые могут использовать врачи, чтобы наговорить на него всю информацию, допустим, после операции, когда нет времени внести записи в медицинскую информационную систему. Все фрагменты при этом «привязываются» к рубрикам электронной медицинской карты. Потом операторы вносят эту информацию за него, используя специальное профессиональное оборудование. Это не заменяет ни в коей мере электронную историю болезни, а является важным дополнительным элементом. В медицинской практике на западе такой подход широко используется. Кроме того, осуществлена интеграция с PACS-системой “AGFA” по протоколу HL7. Много различных проектов реализовано и с другими компаниями. Так Intel планирует выпуск специального компьютера для врачей. Они предложили нам, как одному из разработчиков информационных систем, инсталлировать эту систему на упомянутом компьютере. Мы, конечно, весьма заинтересованы в том, чтобы такое решение предложить нашим клиентам. Еще один пример — интегрированное решение компании «Аквариус» для медучреждений, которые собираются приобрести комплексное решение, включая аппаратные и программные средства. Оборудование «Аквариус» подтверждено нами на предмет совместимости с информационной системой по характеристикам и производительности. То есть клиенту не нужно думать о том, какие брать компьютеры, чтобы они были совместимы с информационной системой, или наоборот, какую брать информационную систему, чтобы она хорошо решала проблемы. Совместное решение уже существует. Все это по силам только компании-разработчику, которая заинтересована в том, чтобы предложить как можно более широкий спектр функциональности. У медучреждения просто не хватит ни ресурсов, ни мотивации для того, чтобы заниматься столь многоплановыми решениями. У нашей компании уже много клиентов как в России, так и за рубежом. Мы интегрируем все запросы, поступающие от них, имеем возможность обобщать эти запросы и предлагать нашим клиентам гораздо более продуманные, взвешенные решения. CNews: Какую платформу вы используете для своего решения? Андрей Борисов: Система разработана на Delphi, а используемая СУБД — Microsoft SQL Server. С нашей точки зрения, это очень надежная СУБД. Решение оптимальное с точки зрения и надежности, и масштабируемости, и сопровождения. Кроме того, оно само по себе достаточно просто инсталлируется, легко поддерживается. Проблем со скоростью, с производительностью, на наш взгляд, нет. CNews: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития информатизации в медицинской сфере в России в ближайшие год–два? Какие направления будут развиваться наиболее активно? Какие из них вы считаете приоритетными для вашей компании? Андрей Борисов: Довольно давно, более 12 лет, наш коллектив занимается разработкой системы «МЕДИАЛОГ». Тогда мы начали работать с французскими партнерами, которые имеют права на распространение нашего продукта на территории Франции. Наша система используется там и по сей день. Так, в настоящее время идет внедрение ее новой версии на базе расширяющейся клиники, которая уже свыше 9 лет использует нашу систему. Она принадлежит холдингу, который специализируется на лечении респираторных заболеваний и алкоголизма. Они приняли решение об использовании нашей системы для всех учреждений их сети. В России мы начали продвигать нашу систему в 2000 г. И оказалось, что ситуация за это время кардинально изменилась. Раньше нам приходилось убеждать, рассказывать, показывать, что это такое, как работает и какие возможности в целом предоставляет информационная система. Один из плюсов — мы вышли на этот рынок с продуктом, который уже был апробирован и работал во Франции. Но просто так продукт из одной страны в другую перенести нельзя. Очень большая работа была выполнена по его адаптации, настройке специфических протоколов, стандартов, которые используются в России. Эта работа идет непрерывно, потому что четких стандартов на подобные решения просто нет. Безусловно, наш продукт еще очень долго будет развиваться именно как система для медицинских учреждений, совершенствоваться и т.д. Сейчас мы думаем о том, какие можно извлечь дополнительные выгоды из того, что в медицинских учреждениях начали формироваться источники знаний, базы знаний по медицинской проблематике. Например, у нас есть совместный проект с одной из компьютерных компаний. Его реализация позволит связать нашу систему с технологиями дата-майнинга (сбор данных с их последующим анализом и интерпретацией), которыми они занимаются. Это обеспечит возможность медицинским учреждениям анализировать информацию. Параллельно реализуется проект, связанный уже не только с информационными системам для врачей, но и с их интеграцией с другими решениями. Его цель - предложить врачу помощь в постановке диагноза, благодаря оперативному доступу к информационным материалам, наличию интернета и возможности обмена информацией между специалистами. Очевидно, что подобные решения должны прийти как логичное продолжение работы с медицинскими данными на основе современных ИТ-решений. И они ни в коей мере не заменяют врачей. Это лишь справочная, аналитическая информация. Современные технологии дают возможность консолидировать данные, обобщать и оперативно распространять их по различным компьютерным сетям. Медицинские продукты, информационные системы, в которых врач постоянно работает, - самая логичная среда, к которой эти данные должны быть подключены. Например, наша система во Франции интегрирована со справочником «Видаль», и в России, кстати, тоже. Но во Франции этот справочник имеет возможность в онлайн режиме анализировать совместимость медицинских препаратов, которые назначают врачи, выявлять противопоказания. Если, скажем, вы выписываете какой-то препарат пациенту, то система тут же выдает список противопоказаний. Вы нажимаете кнопку, вызываете функцию справочника «Видаль», который показывает, почему данные два препарата несовместимы, какой можно подобрать им на замену, и он сразу отправляется в информационную систему. Все это, естественно, возможно при наличии соответствующих продуктов. В России аналогов таких справочников, которые позволяли бы именно в автоматическом режиме интегрировать это решение с информационной системой, пока нет. Думаю, что на эту непростую работу понадобится не меньше двух–трех лет. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP