|
|
Информационные технологии в металлургии 2001 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение обзора, начало читайте ЗДЕСЬ
Помимо дорогостоящих систем планирования ресурсов предприятия (ERP), на рынке присутствуют системы, позволяющие эффективно решать отдельные бизнес-задачи. Одной из таких задач является Управление взаимоотношениями с клиентами (Custom Relationship Management, CRM) - относительно новая идеология ведения бизнеса, появившаяся в условиях высокой конкуренции и перенасыщения рынков. Помимо CRM-систем, особенно эффективных в бизнесе металлоторгующих предприятий-посредников, все большее распространение начинают приобретать и интернет-технологии. Обзору рынка интернет-решений и CRM-систем и посвящена данная глава. На основе комплексной статистики подробно рассматривается ситуация, сложившаяся в сфере использования глобальной компьютерной сети российскими металлургами.
Несмотря на заявления скептиков, рынок металлоторговли в России переживает существенный подъем. Однако период стихийного становления рынка уже давно закончен - идет жесткая и бескомпромиссная борьба за клиентов. Американский и европейский рынки, работающие в условиях конкуренции уже десятилетиями, выработали механизмы и технологии взаимодействия с клиентами - реализованные в виде целого класса компьютерных систем - Customer Relationship Management (CRM). В России данные технологии и системы еще достаточно новы и в какой-то мере революционны. Наиболее технологически "продвинутые" индустрии, такие как банки или телекоммуникационные компании используют технологии CRM уже более двух лет, однако металлоторговля только-только начинает обращаться к современным автоматизированным методам работы с клиентами, несмотря на то, что данные технологии могут принести здесь весьма ощутимые результаты. CRM - систематический подход к управлению "жизненным циклом клиента" (customer life-cycle). Такое лаконичное определение дает Meta Group, когда речь идет о действиях, предпринимаемых компанией, чтобы привлечь новых клиентов, продать дополнительные продукты/услуги клиентам действующим, не дать им уйти к конкурентам и проч. и проч. Та же Meta Group приводит и другое определение: "CRM - это ... философия, которая помещает клиентов в центр Вашего бизнеса и позволяет достичь доверительных отношений с клиентами". Полный текст статьи с описанием задач, решаемых CRM-системами здесь Партнерство между металлургами и IT-компаниями укрепляетсяИнтервью корреспонденту CNews.ru дал вице-президент РБК по информационным технологиям Алексей КУЗОВКИН. В ходе беседы рассматривались вопросы потенциала современных CRM и интернет-технологий в бизнесе промышленных и торговых предприятий. Корр.: Как оценивает РБК ближайшие перспективы и тенденции информатизации металлургической отрасли в России? Алексей Кузовкин: Металлургия - одна из ключевых отраслей российской экономики. Пройдя этап становления в новых рыночных условиях, сегодня она выходит на новые рубежи развития. Растет объем иностранных инвестиций в отрасль, появляются новые технологии, перед менеджерами возникают новые задачи по усилению конкурентоспособности металлургических предприятий. Возрастающий интерес к проблемам информатизации металлургии свидетельствует, на наш взгляд, о том, что ведущие металлургические компании рассматривают сегодня информационные технологии как неотъемлемый элемент повышения эффективности своей деятельности. Инвестиции металлургических предприятий в информационные технологии устойчиво растут с каждым годом. Таким образом, налицо тенденция укрепления партнерских отношений между металлургической отраслью и IT-компаниями. И "РосБизнесКонсалтинг" в числе ведущих компаний рынка информационных технологий рассматривает металлургию как отрасль, наиболее привлекательную для сотрудничества. Корр.: Каковы, по Вашему мнению, перспективы интернет-технологий на российском корпоративном рынке? А.К. : За последний год в глобальной сети произошли существенные изменения. Но именно теперь, когда интернет нигде больше в мире не рассматривается как панацея от всех проблем бизнеса или как некое "волшебное" средство, призванное многократно увеличивать прибыли без особых вложений, появляются реальные перспективы эффективного применения интернет-технологий в крупном бизнесе. В условиях позитивных изменений в российской экономике для крупных игроков основных, в том числе и металлургических, рынков открываются широкие возможности для эффективных решений класса B2B, то есть - для корпоративных интернет-решений. Полный текст интервью здесь
Концепция использования корпоративного портала для металлургического предприятияБольшая часть информационных приложений, представленных на рынке, нацелены на решение таких задач как автоматизация отдельных операций (выписывание накладных) или видов деятельности (бухгалтерский и складской учет). Кроме того, на рынке присутствует некоторое число зарубежных ERP-систем и их российских аналогов. Однако, внедрение этих систем для большинства российских предприятий остается недопустимой роскошью, по причине их значительной стоимости. Как альтернатива "тяжелым" ERP-решениям, на Западе набирает популярность новое направление развития информационных систем - корпоративные порталы. По данным исследования, проведенного Batler Group (середина 2001г.), порядка 70% компаний внедрили, либо планируют внедрение портала в течении ближайшего года. На самом деле термин "портал" достаточно условен, изначальное значение этого слова "точка входа". Портал - это в какой-то степени идеология построения информационных систем, которая подразумевает интеграцию разнородных данных и приложений на базе интернет-технологий. Данный подход применяется не только в области корпоративных порталов, но и при реализации других современных систем: CRM, Knowledge Management, Business Intelligence и т.д. Различие между этими системами носит скорее маркетинговый, нежели технологический характер. Подробнее о преимуществах внедрения на предприятии корпоративного портала здесь
B2B решение для металлургииВ статье Данила Дехканова, исполнительного директора компании Metalcom.ru, рассматриваются возможности новой интернет-площадки, предназначенной для проведения торговых сделок с металлом. Перед менеджерами металлургических компаний уже не стоит вопрос об использовании интернет-технологий. Этот вопрос уже решен и сейчас встал вопрос более широкий и практичный - как их использовать. Интернет дает компаниям большие возможности для стратегического позиционирования и достижение конкурентного преимущества вовсе не требует принципиально новых подходов к ведению бизнеса. Достаточно использовать проверенные временем принципы построения эффективной стратегии. Сам по себе интернет едва ли может быть конкурентным преимуществом. Успеха добиваются те компании, которые рассматривают интернет как дополнение к привычным методам конкуренции, а не те, которые выносят электронный бизнес в отдельную категорию. Основным препятствием для вхождения металлургических компаний в интернет является прозрачность рынка. Несмотря на то, что прозрачность приписывается к достоинствам интернета, в реальный условиях торговли она себя не оправдала. Никто не будет делать свой бизнес прозрачным и это очевидно, так же, как и публиковать список своих клиентов и объем сделок с каждым из них. В данный момент портал Metalcom.ru совместно с Центром Финансовых Технологий и проектом Faktura.ru готовят новое решение, предназначенное для участников металлургического рынка. На первом этапе пользователь может просмотреть все предложения, которые есть на общей площадке. В случае если его заинтересовали определенные позиции, он может зарегистрироваться и сделать необходимый запрос или предложение. Кроме того, он может выбрать из списка открытые корпоративные площадки и так же посмотреть открытые позиции. Второй этап позволяет участнику создать свою площадку, с закрытой и открытой частью, которую он может использовать для работы с дилерами и постоянными клиентами, а так же для привлечения новых клиентов. У него появляется фактически свой сервер с типовым или индивидуальным дизайном. На этом сервере он может сам управлять информацией и организовывать свою работу с клиентами. Продолжение статьи с подробностями о металлургической В2В площадке Metalcom.ru здесь
Разработка и внедрение информационных систем управления на металлургических предприятиях России ведется уже на протяжении многих десятилетий. После многих лет самостоятельной разработки и развития заводской информационной инфраструктуры, многие из ведущих игроков рынка решили поручить заботу о совершенствовании системы специализированным компаниям. Переход на готовые решения российских и иностранных поставщиков становится все более массовым. Перед IT-отделами компаний ставятся задачи внедрения, настройки и интеграции центральной системы с дополнительными модулями, используемыми на предприятии.
Магнитогорский металлургический комбинат - крупнейшее градообразующее предприятие региона, общей численностью 65 тысяч человек, внедряет Oracle E-Business Suite в составе модулей Управление персоналом, Финансы, Управление Производством. Сегодня уже находятся в промышленной эксплуатации модули Кадры, Зарплата, Табельный учет. Внедрение кадрового модуля позволяет уже сейчас оптимизировать оперативное управление персоналом, повысить качество использования трудовых ресурсов, уменьшить трудоемкость работ по учету кадров. Внедрение системы по управлению финансами позволит предприятию получить жесткий контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью, оптимизировать структуру активов предприятия, ускорить оборачиваемость денежных средств, добиться интеграции всей финансовой информации на любых уровнях детализации, от первичных проводок по любым объектам учета до консолидации баланса. Подробнее о внедрении Oracle E-Business Suite на ММК читайте здесь.
Виктор Рашников: В новое тысячелетие, Магнитка вступает полностью обновленной
ОАО "ММК" является динамично развивающейся компанией, уделяющей большое внимание техническому перевооружению. К середине 90-х годов с вводом в строй первой очереди кислородно-конвертерного цеха и современного стана 2000 горячей прокатки предприятием были решены вопросы, связанные с заменой большей части мартеновского производства на конвертерное и созданием нового высокотехнологичного комплекса по производству горячего проката. В новое тысячелетие, Магнитка вступает полностью обновленной. Реконструкция всех важных производственных объектов проводится в соответствии с общемировыми стандартами. Это в полной мере относится и к информационным технологиям. Не секрет, что в настоящее время технологический уровень предприятия определяется, в том числе, уровнем информационной оснащенности >>> далее Юрий Ипатов: Сейчас нужны не программисты, а широко мыслящие люди
Наш центр АСУ уже наработал определенный опыт в построении интегрированных систем и эксплуатации их модулей. К введенному в промышленную эксплуатацию модулю "АСУ Персонал" недавно присоединилась в режиме опытной эксплуатации подсистема "АСУ Финансы". Внедрение этой подсистемы позволит руководству ММК использовать полный набор средств для обеспечения финансового контроля и подготовки финансовой отчетности. Есть и другая сторона использования этой подсистемы - оптимизация движения денежных средств и управление закупками за счет высокоскоростной обработки операций, количество которых постоянно растет. На подходе следующая крупная задача - "АСУ Производство". Насколько сложна реализация этой подсистемы в рамках такого крупного предприятия как Магнитогорский меткомбинат, я думаю, объяснять не нужно. Главная задача этого проекта- управление производственными затратами. В числе прочих - управление запасами, составом продукции, сертификатами и качеством. С целью накопления и распространения опыта работы Магнитки на стадии проектирования находится совершенно новый продукт - многоуровневая Система управления знаниями.
Взгляд со стороны интеграторов: проект построения Единой корпоративной системы управления Магнитогорского металлургического комбината
С начала 90-х у руководства комбината серьезно повысился уровень требований к управленческой информации, особенно в части ее комплексности и оперативности. Для решения этой стратегической задачи был необходим планомерный переход от автоматизации деятельности различных служб комбината к созданию единой корпоративной интегрированной системы управления. Руководство Магнитки понимало, что на базе существующих на предприятии информационных подсистем создать единую интегрированную систему невозможно. Именно поэтому было принято решение о создании Единой корпоративной системы управления на базе ERP-системы Oracle Applications (Oracle E-Business Suite) американской корпорации Oracle. Основным исполнителем работ выступила компания "Борлас" - российский партнер Oracle и системный интегратор на рынке поставки высокотехнологичных решений. Единая корпоративная интегрированная система управления для комбината является критически важным приложением, которое требует высоко производительной и надежной серверной и сетевой платформы. Реализация данного проекта началась с создания телекоммуникационной сети и поставки аппаратных решений. С 1997 по 2001 года на комбинат компанией "Борлас" были поставлены 7 серверов класса Enterprise, более 10 серверов класса Workgroup, массивы памяти, ленточная библиотека и т.д. производства компании Sun Microsystems. Эти аппаратные средства обеспечивают надежное функционирование не только Oracle Applications и Oracle Express, но и старых систем, разработанных специалистами ОАО "ММК" самостоятельно. В 1998 году "Борлас" начат проект телекоммуникационной сети ОАО "ММК", который базируется на решениях компании Cisco Systems. >>> полный текст статьи здесь
Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) - один из лидеров в металлургической отрасли по использованию вычислительной техники в управлении производством. Работы в этом направлении начались на комбинате еще в середине 50-х годов. В 1962г. на комбинате была установлена одна из первых в СССР и первая в металлургии ЭВМ "Урал-2". С тех пор автоматизированные системы управления технологическими процессами и производством непрерывно развивались, и в начале 90-х годов НТМК располагал развитой компьютерной сетью, крупными автоматизированными системами собственной разработки и коллективом высококвалифицированных программистов и инженеров-электронщиков. Все эти годы системы автоматизации разрабатывались, как правило, специалистами НТМК. В начале 90-х годов пришло осознание того, что собственными силами трудно добиться качественного и быстрого внедрения информационных технологий в управленческие процессы. Было принято решение о закупке современной интегрированной системы управления, пригодной для металлургического комбината, а усилия собственных специалистов направить на внедрение и функциональное развитие системы. Специалистами комбината были изучены возможности применения на металлургическом предприятии масштаба НТМК прикладного программного обеспечения ряда известных фирм. Выбор был сделан в пользу системы SAP R/3. Подробнее о причинах выбора системы SAP R/3, об этапах ее внедрения на НТМК и полученном эффекте читайте здесь.
Чусовской металлургический завод - одно из старейших российских предприятий черной металлургии, предприятие с полным металлургическим циклом, экспортирует свою продукцию в 10 стран мира. По словам генерального директора ЗАО "Объединенная металлургическая компания" А.М. Седых : "Благодаря внедрению системы на ЧМЗ, мы не только решили текущие задачи, но и выявили скрытые проблемы в управлении материальными и финансовыми ресурсами, алгоритмы решения которых заложены в Oracle E-Business Suite". С помощью интегрированной системы управления на базе Oracle E-Business Suite на ЧМЗ решаются задачи информационного обеспечения заводских служб - управления процессами материально-технического снабжения, планирования и контроля запасов, финансового контроля и расчетов с дебиторами/ кредиторами, контроля отношений с заказчиками поставщиками, автоматизации процессов сбыта продукции и формирования данных для бухучета. Реорганизовано складское и весовое хозяйство, усовершенствована работа служб завода, проведен реинжиниринг процессов взаимодействия с поставщиками покупателями. Подробнее о внедрении Oracle E-Business Suite на ЧМЗ читайте здесь.
В 1994 году тендер на автоматизацию предприятия выиграла компания "Цефей". Сам конкурс, и требования, выдвинутые заказчиком, были, по тем временам, большой редкостью. Впервые предприятие искало не поставщика отдельных модулей и АРМов, а потребовало представить комплексное решение по автоматизации управления. На предприятии был внедрен программный продукт комплексной системы управления "Эталон". За год на комбинате была создана корпоративная система управления, решившая не только задачи бухгалтерского учета гигантского предприятия, но и множество задач управления. Особое внимание было уделено решению вопросов производственного учёта, в том числе учёту услуг вспомогательных производств. Впервые к предмету автоматизации была отнесена деятельность отдела главного механика, что позволило включить в систему управления учёт и планирование ремонтов. Подробнее о внедрениях КСУ "Эталон" здесь
Успешное создание корпоративной системы управления на "Североникеле" привлекло внимание руководства комбината "Печенганикель", расположенного по соседству. Было принято решение о том, что система управления этого предприятия также будет строиться на основе комплекса "Эталон". Специалистам компании "Цефей" пришлось осваивать новые понятия, как, например, "вскрышные работы", "засыпка отвалов", "файнштейн" и т.п. И если с производственным учётом в части выплавки фанштейна было всё понятно на примере "Североникеля", то для управления добычей руды, которой также занимается "Печенганикель", пришлось решить целый ряд новых задач в корпоративной системе. Именно в этом проекте стало ясно, что для таких предприятий, имеющих сложную производственную структуру и территориально-распределённое производство, важнейшим фактором, обеспечивающим управляемость предприятия, является наличие корпоративных стандартов, касающихся не только состава нормативно-справочной информации, но и методики управления. Такие стандарты были разработаны. Подробнее о внедрениях КСУ "Эталон" здесь
Акцент при создании первой очереди КСУ этого предприятия был сделан на разработке совершенно уникальной задачи учёта затрат и калькуляции себестоимости готовой продукции. Внедрение специалистами компании "Цефей" системы "Эталон" позволило учитывать несколько десятков переделов, наличие собственного и давальческого сырья, получение и включение в производство различных полуфабрикатов, а также учёт всех затрат вспомогательного производства. Кроме того, на заводе "Уралэлектромедь" был решен и целый ряд других задач, в числе которых бюджетирование, планирование затрат в производстве, их фактический учёт и сравнение плановых и фактических показателей с расчётом по единому алгоритму и другие. Ещё одной особенностью этого проекта было то, что параллельно с его внедрением изменялась сама структура бизнеса заказчика: завод "Уралэлектромедь" стал одним из предприятий Уральской горно-металлургической компании, которая активно создавала новый, "вертикальный", тип холдинга, обеспечивающий полный цикл производства, от добычи сырья до продажи готовой продукции. К заводу, в качестве цехов, присоединялись крупные рудники и перерабатывающие производства. Удалось создать такую систему, которая не только росла вместе с ростом предприятия, но и была принята в качестве корпоративного стандарта ОАО "Уральская горно-металлургическая компания". Подробнее о внедрениях КСУ "Эталон" здесь
Кандалакшский алюминиевый завод расположен в г. Кандалакша Мурманской области и является градообразующим предприятием. В середине 90-х специалистами предприятия был проведен подробный анализ рынка комплексных систем автоматизации учета: "Бизнес-Консоль", "Галактика", "ИнФин", "Парус" и другие. В силу ряда причин, главной из которых было наличие в системе сильного производственного модуля, предпочтение было отдано разработке фирмы "Бизнес-Консоль" - информационной системе "Фигаро". Решение было принято после личного знакомства с системой главного бухгалтера, финансового директора и начальника финансового отдела. При выборе системы не последнюю роль сыграло то, что ИС "Фигаро" - полностью отечественная разработка. Руководители завода с самого начала понимали, что реализация каждого очередного этапа проекта комплексной автоматизации управления будет приводить к постановке новых задач. Это, в свою очередь, потребует применения новых схем для расширения функциональности. В 1996-1997 гг. был реализован полный управленческий учет в рамках интегрированной автоматизированной системы. В течение 11 месяцев были последовательно внедрены все подсистемы, входящие в состав ИС Фигаро. Подробное описание внедрения системы "Фигаро" на КАЗе здесь
Сложившееся в начале 90-х годов сложное экономическое положение поставило Донецкий металлургический завод перед необходимостью реформ. Одним из важнейших этапов реструктуризации производства было формирование единой информационной базы, работающей в реальном режиме времени. Очевидной стала необходимость замены разработанного собственными силами программного обеспечения предприятия на новую, ориентированную на технологический процесс, систему программного обеспечения, базирующуюся на передовых технологиях. И в марте 1995 г. руководством ДМЗ было принято решение о внедрении системы SAP R/3. Мотивами приобретения организационно-экономического ПО фирмы SAP стали несколько факторов: широкая функциональность, интеграция бизнес-процессов, языковая поддержка, передовая технология на базе архитектуры Клиент/Сервер, поддержка национальной валюты. Одновременно с системой SAP R/3 в компании IBM была закуплена соответствующая вычислительная техника. Описание внедрения системы SAP на ДМЗ здесь
Новости по теме на CNews.ru:
см. также: |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP