|
|
Обзор подготовлен
В прошлом году российский рынок ИТ-услуг вырос на 27,2% до уровня $5,94 млрд, по данным IDC. Несмотря на неплохие результаты, по прогнозам на 2012 г. темпы его роста немногим превысят 10%. Причина – проблемы в еврозоне, опасения новой волны кризиса. Тем не менее, эксперты уверены, что в следующем году к лидерам по потреблению ИТ-услуг по-прежнему будут относиться, госсектор, банки и страховые компании.
В прошлом году ИТ-рынок перешагнул отметку в 649 млрд рублей, такие данные транслирует Минэкономразвития. Львиную долю из этой суммы занял сегмент аппаратных средств (51,2%), на программные решения пришлось 20,4%, затраты на услуги составили 28,4%. "Объем ИТ-услуг растет как снежный ком: чем больше успешных проектов, тем больше желающих заключить новые соглашения, – комментирует статистику Владислав Епишкин, ведущий консультант Центра компетенции по поддержке корпоративных сервисов компании "Микротест". – С другой стороны, сдерживающим фактором покупательной способности и снижения цен является "предкризисная" осторожность". По его мнению, тенденция роста потребления ИТ-услуг сохранится, как за счет основных потребителей (банков, телекоммуникационного сектора и государственных организаций), так и за счет активизации предприятий здравоохранения и компаний сектора среднего и малого бизнеса.
В свою очередь, согласно статистике IDC, затраты на ИТ-услуги в России в минувшем году превысили $32,1 млрд. По мнению аналитиков и основных игроков, это свидетельствует об окончательном восстановлении рынка после кризиса. Несмотря на позитивную динамику, по мнению большинства аналитиков, эти цифры значительно ниже показателей развитых стран. Например, по объему расходов на ИТ Россия отстает от США более чем в 20 раз. "Затраты на ИТ в России несопоставимы в абсолютном выражении с уровнем ЕС и США, – говорит Александр Егоров, генеральный директор компании "Рексофт". – Общий объем российского ИТ-рынка, по разным оценкам, составляет $21–29 млрд, в то время как рынок США – около $800 млрд". Соглашается с коллегой и Игорь Гурков, заместитель генерального директора ГК Optima. "К сожалению, в такой крупной стране, как наша, доля ИТ в ВВП составляет чуть больше 1%, в результате чего Россия находится на одном уровне с Грецией и Турцией, и существенно отстает от других стран BRICS", – говорит он.
По объемам расходов на ИТ-услуги в России традиционно лидируют отрасли, обслуживающие большое число потребителей, исчисляемое в миллионах. "Заказчиками, формирующими основной портфель для ИТ компаний были и остаются компании сырьевого сектора, в основном нефтегазового, участники финансовой системы, а также телекоммуникационные компании и государственные структуры, – перечисляет Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ. – Последние в перспективе ближайших 2-3 лет будут наращивать объемы потребления ИТ с целью максимальной автоматизации деятельности".
Главными потребителями ИТ-услуг в 2011 г. уже несколько лет подряд остаются государственные компании. По расчетам специалистов IDC, за прошлый год объем предоставленных им услуг составил $782,3 млн. "Влияние государства на положение дел в отечественной ИТ-индустрии огромно, – уверен Степан Томлянович, генеральный директор компании "Форс". – Это крупнейший заказчик, доля которого на рынке с каждым годом растет. Речь идет не только о крупных инициативах федерального уровня, но и о проектах по автоматизации деятельности отдельных министерств и ведомств. А в последние годы – и крупных региональных проектах. Государственный спрос на ИТ реально играет роль стабилизатора конъюнктурных колебаний". Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2012 г.
Объем рынка ИТ-услуг для финансовых организаций в минувшем году превысил $1 млрд. Во многом это заслуга банков и страховых компаний, которые выступали основными коммерческими потребителями ИТ-услуг. Основным фактором, определявшим ситуацию на рынке, стал значительный объем свободных денежных средств у кредитных организаций.
По данным IDC, в 2012 г. тенденция сохранилась – банки и страховые компании по-прежнему крупнейшие заказчики ИT-услуг. "Заказы со стороны финансового сектора в текущем году схожи с объемами 2011 г. с учетом среднерыночного роста за последние два года (30–35%). Опережающую динамику продолжает демонстрировать сегмент разработки ПО (40–45% в год) для финансового сектора, однако ключевым изменением в структуре заказов от банков в 2012 г. является повышенное внимание к передаче существующих бизнес-процессов на аутсорсинг специализированным ИТ-провайдерам", – делится мнением Андрей Фомичев. ГК ЦФТ действительно смола стать для нескольких своих постоянных партнеров комплексным аутсорсером. Однако пока речь идет об организациях со средним масштабом деятельности, таких, как "Экспобанк", банк "Монолит", "Банк МФК" и "СтарБанк". Скорее, можно говорить не о тенденции, а о ее наметках.
В 2011 г. спрос на ИТ-услуги со стороны телекома достиг $891,3 млн (данные IDC). Затраты на ИТ – довольно внушительная статья затрат в бюджетах телекоммуникационных компаний. Большинство предприятий отрасли развиваются за счет сделок слияний и поглощений, что требует дополнительных инвестиций в ИТ. Кроме того, стремительному росту способствует стремление компаний развивать облачные услуги, мобильные сервисы, что неминуемо ведет к увеличению издержек на ИТ-услуги.
Правда, по мнению некоторых экспертов, ситуация может измениться уже по итогам этого года. "Объем заказов со стороны телекоммуникационных компаний несколько сократится в следующем году, ввиду завершения ими основных процессов по увеличению зоны покрытия мобильных сетей и автоматизации большинства бизнес процессов, в том числе и на уровне взаимоотношений с клиентами", – считает Андрей Фомичев.
Схожие тенденции сложились и в ритейле. Розничные сети постоянно сокращают затраты, от эффективности оптимизации издержек рассчитываются KPI руководства. "Порой технологии и возможности поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга не успевают за требованиями ритейла к цене услуг, и клиенту приходится искать альтернативные способы достижения экономии, – приводит аргументы Андрей Фомичев. – Тормозит развитие и незрелость самого заказчика: непрозрачность структуры затрат подразделений, отсутствии сервис-ориентированного подхода, неумении провести адекватную оценку расходов по тому или иному сервису".
В последние два года интеграторы отмечают рост интереса к ИТ-услугам со стороны заказчиков из сферы энергетики, ЖКХ, нефтегазового сектора и крупных промышленных предприятий. "ИТ-системы таких заказчиков достигли определенного уровня зрелости, и топ-менеджмент активно ищет дополнительные возможности оптимизации своего бизнеса с помощью ИТ. Каждая компания решает эту задачу различными способами: кто-то внедряет решения производственного уровня или инструменты BI. Постепенно приобретают популярность услуги ИТ-аутсорсинга", – комментирует Игорь Гурков. В своих выводах он опирается на данные по своей компании, у которой в 2012 г. появилось много новых проектов в этой отрасли, как от крупных заказчиков, так и из сектора СМБ. "Последнее особенно радует, так как свидетельствует о взрослении этого сектора нашей экономики", – оптимистичен он.
Эксперты осторожны в прогнозах о том, как изменится ситуация на рынке ИТ-услуг. Во многом она будет зависеть от макроэкономической ситуации. Тем не менее, большинство из них уверены, серьезных потрясений удастся избежать. С одной стороны, дополнительным стимулом для развития ИТ-рынка стало присоединение России к ВТО. В условиях конкуренции с западными компаниями российские предприятия будут вынуждены искать резервы для сокращения себестоимости продукции, в том числе и за счет внедрения ERP- систем и других ИТ-услуг.
С другой стороны, после вступления во всемирную организацию не исключена экспансия вендоров второй волны. "В России есть очень эффективные отрасли, куда зарубежные компании идут целенаправленно. И с этим связана угроза для российских интеграторов, ведь уровень зрелости зарубежных ИТ-компаний значительно выше, чем российских, – говорит Виталий Кононов, генеральный директор "Неолант". – Они лучше управляют своими издержками, у них ниже себестоимость производства качественного решения". Ужесточение конкуренции приведет снижению цен на услуги и может серьезно пошатнуть позиции российских ИТ-компаний.
Амина Атавова
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP