|
|
Обзор подготовлен
Рынок услуг техподдержки демонстрирует стабильный рост, однако его доля в объеме ИТ-услуг в целом по-прежнему не очень велика. В России пока не так много компаний, специализирующихся на ИТ-аутсорсинге. В то же время, внимание к этому сегменту со стороны системных интеграторов постоянно растет.
По данным рейтинга CNewsServices,в 2011 г. доходы 30 крупнейших компаний, оказывающих услуги техподдержки по договорам SLA, выросли на 20% - до 36 705 млн. руб. Сравнивая с показателями прошлых лет, можно отметить, что темпы роста постепенно замедляются: в 2008 г. доход участников рейтинга увеличился на 48%, в 2009 г. - на 31%, а в 2010 г. - на 28%. Некоторое изменения в этом процессе можно было увидеть в 2010 г., когда рынок восстанавливался от кризиса. Сейчас отрасль вернулась к своим естественным показателям.
В абсолютных цифрах сервисный рынок демонстрирует завидную стабильность. Ежегодный прирост выручки топ-30 крупнейших компаний составляет около 6 млрд. Такая динамика сохраняется на протяжении последних четырех лет, существенные коррективы не смогла внести даже рецессия.
Динамика рейтинга CNewsServices 2007-2011
Источник: CNews Analytics, 2012
*в 2007 г. учитывалась выручка 25 компаний
Лидером рейтинга по итогам 2011 г. стала компания Maykor (4,2 млрд руб.) – в первую очередь позиционирующая себя как сервис-провайдер, с долей сервисных услуг в совокупной выручке - 99,9%. Этот показатель также достаточно высок у «Россервис» (73%), OptimaServices (71%). Большинство же игроков-интеграторов по-прежнему оказывают услуги сервиса «в нагрузку» к традиционным решениям.
Обращает внимание то, что сервисная выручка «Россервиса» в 2011 г. снизилась на 59% по сравнению с предыдущим годом. «Один из наших ключевых заказчиков из госсектора изменил условия контракта на 2011 год, значительно сократив по сравнению с предыдущим годом количество техники, находящейся на абонентском обслуживании. Вследствие чего выручка от проекта, в котором мы участвовали, существенно сократилась», – объясняет Владимир Клименко, генеральный директор «Россервиса». При этом он обещает, что уже по итогам 2012 г. компания не только вернется к показателям 2010 г., но даже превзойдет их. «Мы провели ряд серьезных мероприятий, которые к концу 2011 г. позволили нам приступить к реализации масштабного аутсорсингового проекта для ещё одного нового крупного ключевого заказчика в госсекторе и нескольких крупных коммерческих клиентов в телекоме и финансовой сфере. И уже сейчас мы вышли на цифры, которые подтверждают правильность выбранной нами стратегии: по отношению к прошлому году выручка на конец 2012 года составит в три раза большую». Его слова подтверждают результаты первого полугодия 2012 г.: выручка компания выросла более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составила 397 млн руб.
Ряд многопрофильных интеграторов в свою очередь причисляют сервис к числу приоритетных направлений, что отражено в динамике рейтинга. Лидерами по росту среди крупных компаний стали «Крок» (103,2%), ITG (82,5%), «Ай-Теко» (70,1%). Рост стал возможен благодаря совершенствованию предложений интеграторов. Например, директор сервисного центра «Ай-Теко» Евгений Щепилов отмечает: «Клиентам был предоставлен вариант размещения оборудования заказчика в нашем дата-центре "ТрастИнфо" с последующим сопровождением оборудования и систем заказчика. В 2011 г. мы вывели на рынок гибридное облако на базе решений IBM и VMware, что позволило дополнительно расширить продуктовую линейку нашего сервисного направления. Для предоставления такого большого спектра сервисных продуктов и услуг было необходимо организовать единую точку входа, для чего мы вывели на рынок наш мультивендерный центр поддержки, создав на его базе аутсорсинговый контакт-центр. Всё это в комплексе позволило нам занять лидирующие позиции на ИТ-рынке по этому направлению. На сегодня нашими услугами пользуются более сотни клиентов».
Динамика рейтинга CNewsConsulting 2004 - 2011
Источник: CNews Analytics, 2012
Если посмотреть на вес рынок ИТ-услуг, то видно, что доля аутсорсинга, сервиса и техподдержки пока не очень велика. Совокупная выручка компаний из рейтинга CNews Servicesсоставила 37 млрд руб., в то время как аналогичный показатель для СNews Consulting, который включает ИТ-аудит, консалтинг, интеграцию и обучение – 131 млрд руб. Сервисный сегмент до сих пор находится в начальной стадии развития, в то время как консалтинг и интеграция переживали бурный рост вплоть до недавнего момента. В 2010 г. выручка 30 компаний CNewsConsulting увеличилась на 52%, в 2011 г. рост оказался еще выше – 64%.В последующие годы следует ждать замедление темпов роста, пока они не выдут на уровень зрелых рынков, где рынок ИТ-услуг увеличивается уже менее чем на 10% в год.
Павел Лебедев/CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP