|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Аналитики ожидают роста российского рынка ИТ-услуг в 2011 г. примерно на 20%. Данные, собранные CNews, показывают общую динамику в 75% за счет отельных случаев 10-кратного роста и участия в исследовании наиболее успешных представителей сектора.
Многие компании, участвовавшие в исследовании CNews, с гордостью озвучили рост в 14-16%. Многие отказались предоставить информацию, в том числе и те, кто годом ранее ее предоставлял. Если посмотреть на предварительные оценки итогов 2011 г. от ведущих аналитических компаний, становится понятно, что указанный рубеж в 14-16% близок к среднерыночному, но все же ниже. Например, IDC ожидает, что в 2011 г. рост российского рынка ИТ-услуг превысит 20%. При этом весь рынок ИТ увеличится по сравнению с 2010 годом на 13,3%. Аналитическая компания сделала прогноз в ноябре 2011 г. Возможно, ее оценка излишне оптимистична, и динамика в 14-16% действительно не ниже среднерыночной. В 2010 г. уже была подобная ситуация: многие лидеры отечественного рынка информатизации не согласились с показателями, рассчитанными IDC – почти 30%. Группа компаний "Астерос" озвучила оценку в 15%.
Вообще, интересно наблюдать, как меняются настроения компаний. Например, в 2010 г. группа компаний "Астерос" отчиталась CNews о росте выручки от оказания ИТ-услуг на 63,7%. Позже, в феврале 2011 г. "Астерос" спрогнозировал рост рынка ИТ-услуг в этом году на 19% до $4,9 млрд. Но сейчас не предоставил показатели, хотя компания озвучивала крупные интересные проекты, завершенные в этом году. Например, создание ИКТ-инфраструктуры нового офиса ТНК, участие в создании ЦОДа "Башнефти".
Что касается объема российского рынка услуг в абсолютных цифрах, то страна еще долго будет в положении догоняющего. Для сравнения, рынок ИТ-услуг Индии, по оценке Gartner, по итогам 2011 г. может достичь $ 9,5 млрд при росте на 18%. Динамика мирового рынка ИТ-услуг в 2011 г., по оценке IDC, должна составить 4%.
В целом на российском ИТ-рынке реализуется стандартный сценарий – в непростой экономической ситуации ценность товаров падает, а стоимость качественной экспертизы растет. Правило относится и к ИТ-консалтингу, это направление позволяет ИТ-компаниям сохранять рентабельность. Поэтому немудрено, что многие из них потратили прошедший год на усиление консультационной составляющей бизнеса.
Новосибирская компания "Утилекс" до кризиса 2008 г. специализировалась на комплексных ИТ-проектах, основной доход шел от поставок компьютерного оборудования и продажи лицензий на ПО. Однако кризис продемонстрировал, как зависима рентабельность такого бизнеса от благосостояния клиентов. В 2009 г. акционеры открыли направление консалтинга. "Рентабельность поставок оборудования и ПО, даже в рамках интеграционных проектов, стремительно падает, поэтому имеет смысл развивать самый маржинальный сегмент – услуги", – объяснили в компании. Если в 2010 г. выручка от оказания услуг выросла на 10,9%, то в этом году только за первое полугодие показатель увеличился на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Группа компаний "АйТи" также в 2009 г. открыла несколько новых направлений ИТ-консалтинга: блок ECM, блок бизнес-приложений, облачных сервисов.
С другой стороны, кризис помог рынку, "проснувшемуся" в 2010 г., показать прекрасные результаты и в 2011 г.. Например, в компании "АйТи" объясняют внушительную динамику дохода от ИТ-консалтинга сильным падением спроса в посткризисном 2009 году.
Некоторые компании показали резкое падение дохода от консалтинга, например у "Ниеншанц" уменьшение выручки от оказания ИТ-услуг в целом составило 21,7% за 2010 г., в том числе от консалтинга и аудита – 89,2%. За 2011 г. компания отказалась предоставлять данные. Видимо, похвастаться по направлению консалтинга нечем. Дело в том, что к 2009 г. компания, вообще-то специализирующаяся на инфраструктурных проектах, наработала большой портфель заказов по консалтингу и аудиту, оплата которых пришлась на 2009 г.. На этом рывке успехи направления закончились.
"Вест Концепт" озвучил снижение дохода от оказания ИТ-услуг на 9,1% за 2010 г. и на 7,6% в первом полугодии 2011 г. Компания собирается наверстать недостаток выручки во втором полугодии этого года. Похоже на правду, особенно с учетом того, что большинство договоров оплачиваются по итогам года.
Обратная ситуация сложилась у ISG-Consulting. По итогам 2010 г. динамика вполне обычная – 11,5%, зато по итогам первого полугодия 2011 г. доход от услуг вырос в 10 раз. Дело в том, что в 2010 г. выручка от ИТ-консалтинга составила около 34 млн руб., из которых только 3 млн пришлось на первую половину года. А в этом году за аналогичный период компания получила уже 31 млн руб. Дело в том, что ISG-Consulting лицензировала свою разработку (программный комплекс Dion2 для разработки масштабных и сложных моделей, описывающих деятельность промышленных компаний, холдингов и отраслей) смогла продать довольно много лицензий и обучить пользователей компаний-клиентов.
Еще один "передовик производства" – группа компаний IT Energy. При спокойной динамике по ИТ-услугам в целом, выручка от консалтинга и аудита в 2010 г. упала на 24,6%, но уже в первом полугодии выросла почти в 16 раз. Объяснение простое – в группу вошли новые компании, и консолидированный показатель сделал рывок.
Несмотря на то, что возрастающую ценность качественного ИТ-консалтинга участники рынка отмечают, пожалуй, с 2003 г., встречаются крайне интересные наблюдения. Например, в компании "Утилекс" только сейчас заметили, что клиенты "ментально" стали готовы платить за то, что раньше считали "бесплатными советами, идущими в дополнение к поставкам ПО или оборудования".
Считается, что среди ИТ-услуг консалтинг и аудит пользуются наибольшим спросом. Однако у подавляющего большинства компаний динамика выручки по этим двум направлениям в первом полугодии 2011 г. ниже, чем от ИТ-услуг в целом. У 26% участников рынка рост доходов от консалтинга и аудита или был выше положительной динамики ИТ-услуг, или упал не так сильно.
Возможно, тренд объясняется недостаточным качеством консалтинга, предоставляемого отечественными компаниями. Довольно много об этом говорят крупные компании, лидеры рынка, которые предпочитают иметь дело с зарубежной экспертизой. Например, руководитель Единого центра предоставления ИТ-услуг "Мосэнерго" Иван Савин объясняет, что в 2010 г., проводя конкурс на поддержку рабочих мест пользователей, предприятие получило много предложений. Но лишь немногие из них были качественными и продуманными. Наиболее полными и интересными были предложения от международных корпораций. Выбирая консультантов для внедрения модулей SAP, "Мосэнерго" также остановило свой выбор на мировых лидерах – Deloitte и Ernst & Young, которые показали себя наиболее клиентоориентированными и нацеленными на результат по сравнению с отечественными консультантами SAP.
Европейский рынок ИТ-консалтинга переживает сейчас не лучшие времена. Например, системный интегратор Logica объявил о сокращении сотрудников в Великобритании, Швеции и Дании, объясняя это тем, что рынок ИТ-услуг еще никогда не был в таком трудном положении, как сейчас. Logica специализируется на консалтинге, бизнес-аналитике и системной интеграции. Сокращено 1,3 тыс. сотрудников, или около 3,2% штата. Сейчас в компании работает около 41 тыс. человек. Непосредственной причиной послужило снижение расходов клиентов на ИТ-услуги. Волна сокращений задела многие мировые ИТ-корпорации: IBM, Microsoft, Ericsson.
Зато в России экспертов по лицензионным программным решениям мировых лидеров не хватает. Не далее как в ноябре этого года CIO крупнейших банков на форуме CNews рассказали, что "Сбербанк", как пылесосом, собирает ИТ-консультантов, особенно специализирующихся на внедрении решений SAP. Возможно, именно в преддверии кризиса развивающийся российский рынок ИТ-консалтинга сможет получить мощное "вливание" за счет привлечения западных экспертов, оставшихся не у дел.
Наталья Анищук
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP