|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
Российские компании в большинстве своем пока далеки по качеству ИТ-инфраструктуры от западных коллег. Они предпочитают покупать "коробочные" решения, а не тратиться на внедрение, развитие и поддержку комплексных систем.
По мнению экспертов Microsoft в России, ИТ в российских компаниях имеет невысокий уровень зрелости и вносит небольшой вклад в конкурентоспособность российских предприятий. Согласно исследованию Economist Intelligence Unit, 2011 IT Industry Competitiveness Index, Россия опустилась вниз на 10 позиций по сравнению с 2010 г. и занимает 46 место. В этой связи распределение затрат на внедрение новых проектов и их последующую поддержку кардинальным образом отличается от западного опыта.
И отличие это лишний раз подтверждает, что российский рынок только развивается. Например, международная корпорация РТС (поставщик решений по автоматизации инженерной деятельности) в 2011 финансовом году (закончился 31 сентября 2011 г.) заработала $1,17 млрд, из них около четверти принес консалтинг, причем этот сегмент бизнеса стал самым быстрорастущим за прошедший год. Однако большую часть выручки (48%) компания РТС заработала, продавая техническую поддержку. У отечественного бизнеса противоположная картина. 80% оборота российской компании "Астерос Консалтинг" в денежном выражении приносят новые проекты, 20% – проекты по поддержке. В количественном выражении это соотношение 70/30.
При этом участники рынка отмечают, что сегодня самый прибыльный сегмент для ИТ-рынка в России – это продажа лицензий. "Не только потому, что промышленники стремятся самостоятельно определить потенциальные "проблемные" места в операционной деятельности и попытаться устранить их, не приглашая внешних консультантов. Отчасти это связано с порядком и правилами инвестиционной политики России, в которой принимаются во внимание только материальные вещи (станки, производственные линии и площадки), а обязательные нематериальные составляющие модернизации всякий раз исключаются", – поясняет представитель компании "РТС Россия".
С другой стороны, не все российские мультивендорные интеграторы могут четко выделить долю выручки от техподдержки, поскольку среди них практикуются кросс-продажи. Их клиенты постепенно становятся заказчиками разных услуг "из одних рук". Например, в выручке компании "Микротест" за 2010 г. доля сервисной поддержки составляла 13,7%. В то же время эта цифра может быть увеличена за счет того, что часть услуг сопровождения можно учитывать как деятельность в рамках системной интеграции и консалтинга. "Крупная компания с сетью филиалов по всей России пользуется нашими услугами по внедрению решения для финансовой консолидации, той же компании мы можем продать аппаратное обеспечение под этот проект, та же компания с большой долей вероятности закажет поддержку серверного оборудования", – поясняют в "Микротесте".
Для узкоспециализированных интеграторов жесткое разделение возможно. Дать цифры от проектного направления и от сопровождения легко поставщику программных продуктов, у которого есть направление внедрения собственных разработок. Пример такой ситуации – деятельность "РТС Россия" по внедрению собственных промышленных платформ. К сожалению, компания, как и большинство мировых вендоров, не комментирует локальную выручку в цифрах, но ее эксперты отмечают, что рынок промышленных платформ в России и СНГ только начинает развиваться и пока растет экстенсивным способом, за счет продажи лицензий.
По мнению экспертов "РТС Россия", такая картина будет наблюдаться еще пару лет, затем рынок перейдет на новый уровень развития, предприятия будут требовательнее относиться к проектам внедрения и тщательнее считать инвестиции. Денег не станет меньше. Емкость российского рынка, на котором работает "РТС Россия", компания оценивает в $100–150 млн. По ее прогнозам, продажи можно увеличить в 3 раза, если в бизнес-терминологии объяснить менеджменту промышленных предприятий, какие дивиденды может принести внедрение профильных платформ. Так что в ближайшие годы компании предстоит вести в России активную разъяснительную работу.
Во всех странах передовиками информатизации становятся финансовый сектор и телеком. Поэтому неудивительно, что наиболее близко к западным стандартам работы в России подошли банки, страховые и инвестиционные компании. Многие из них внедряют не только учетные системы, но специализированные решения, например аналитические, моделирующие системы. "В своем бизнесе мы используем несколько готовых решений от различных поставщиков ПО в сфере бизнес-моделирования, каждое из которых затрагивает отдельные направления нашей деятельности. В частности, решение компании Casewise существенно облегчает понимание поставленных нашим подразделениям задач. Вместе они дают наиболее эффективный результат", – рассказывает руководитель аналитического отдела брокерской компании Broco Алексей Матросов.
Компании, автоматизировавшие управление профильными бизнес-процессами, постепенно обращают внимание на качество управления ИТ-инфраструктурой, повышение которого открывает широкие возможности экономии. "Данное направление обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между различными информационными полями компании, что позволяет очень сильно экономить время на реализацию поставленных задач, позволяет быстрее внедрять новые бизнес-процессы и существенно уменьшает вероятность ошибок при внедрении. Все эти важные факторы прямым образом влияют на положительную динамику роста прибыли компании", – подтверждает Алексей Матросов.
Однако качественное управление ИТ-инфраструктурой подразумевает определенный уровень зрелости ИТ-процессов. "Практики ITIL/ITSM выделяют несколько направлений по совершенствованию этих процессов. В частности, управление конфигурациями и изменениями, сервисами, прочие направления. Вместе они позволяют оптимизировать расходы на ИТ, но перед этим в организации должны быть выстроены вышеуказанные процессы", – соглашается начальник управления автоматизации "Алтайэнергобанка" Андрей Дмитриев.
Внедрение систем управления конфигурациями, автоматизация процесса учета конфигурационных единиц позволяет повысить прозрачность процессов, и обеспечить достойный уровень управляемости ИТ-сервисами. При этом особое внимание эксперты советуют уделить средствам автоматизации данных направлений, выбору этих средств, расходам на их эксплуатацию, а также грамотному их внедрению силами сертифицированных поставщиков.
Вопрос об экономии может быть рассмотрен только в случае правильно организованных процессов, оптимального применения услуг аутсорсинга, качественного ИТ-менеджмента. "Каждая организация берет на вооружение лучшие практики и имеет собственные ноу-хау, сочетание этих факторов и определяет эффективность расходования средств на ИТ. Немаловажно и то, что качество ИТ-услуг при этом возрастает, во всяком случае оно может быть измерено и регулироваться SLA", – подчеркивает Андрей Дмитриев.
Говорить о какой-либо заметной доле в выручке от внедрения средств управления ИТ-инфраструктурой пока не приходится. Проектов немного, и те идут у лидеров информатизации. Большинство компаний занято автоматизацией учета и профильных бизнес-процессов.
Еще одно перспективное направление, которое потенциально способно резко увеличить выручку от новых проектов, – переход на сервисно-ориентированную архитектуру (SOA). Многие поставщики в последнее время заявляют о разработке приложений на базе SOA, однако потребители пока не спешат в массовом порядке внедрять эту новинку. "5-6 лет назад вокруг SОА было много разговоров, тему обсуждали на конференциях, форумах. Сейчас наблюдается переход от обсуждений к реальным проектам. Потребность в SОА, по мнению многих аналитиков, больше всего просматривается в банковском секторе", – рассказывает директор департамента информационных технологий банка "Стройкредит" Светлана Василькова.
Простой пример: выдача кредита предполагает работу во фронт-офисной системе, системах проверки на принадлежность "черным спискам", андеррайтинга и скоринга, кредитного бэк-офиса. При этом данные одной системы используются в других. SОА позволяет легко реализовать взаимодействие между модулями, при этом сроки внесения изменений в бизнес-процессы существенно сокращаются по сравнению с традиционными подходами к построению ИТ-архитектуры.
"Главный плюс в том, что SОА дает возможность быстро адаптировать информационные системы к меняющимся задачам бизнеса, а значит, обеспечивать конкурентоспособность. Безусловно, налицо преимущества, которые можно получить за счет интеграции разнородных бизнес-приложений при помощи SОА, по сравнению с внедрением "монолитных систем" или тяжеловесных решений "все в одном", – рассуждает Светлана Василькова. По ее словам, банк не просто задумывается о внедрении SОА-решений, а планирует осуществить его в ближайшей перспективе. "Мы оцениваем SOA только положительно, плюсы архитектуры в прозрачной интеграции, масштабировании, снижении рисков при изменении частей ИТ-систем. Мы уже приняли решение о внедрении SOA-решения. Проект запущен", – резюмирует начальник Андрей Дмитриев.
Однако у SOA есть и минусы. Такой проект потребует значительных инвестиций, в том числе на создание сервисов, систем управления и мониторинга. Придется потратиться на приобретение дополнительного оборудования.
Максим Логвинов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP