|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг 2011Обзор подготовлен
В ИТ-индустрии России не прекращается кадровый голод. При этом участники рынка жалуются на оторванность российских выпускников от действительности. В результате компании сектора проявляют инициативу – самостоятельно "выращивают" специалистов на базе вузов и собственных школ.
Всевозможные опросы и исследования регулярно показывают, что специалисты по ИТ – одна из самых востребованных профессий в России. Все более распространенной становится практика "хантинга" – перекупки перспективных сотрудников у компаний-конкурентов. Системные попытки разрешить проблему есть, но предпринимается их крайне мало.
На форуме Cisco Expo Learning Club 2011 года 97% опрошенных признали важность обучения для карьерного роста специалиста. Более того, основными критериями при выборе того или иного учебного центра участники форума назвали наличие большого практического опыта у преподавателей (75%) и наличие тренеров и сертификатов компаний-производителей, подтверждающих авторизационный статус (63%). Иными словами, компании хотят нанимать сотрудников, "натасканных" на решение практических вопросов и прошедших специальную подготовку под руководством известных игроков рынка и преподавателей.
Отечественное образование пока не соответствует этим требованиям. "Мой сын учится в Физтехе. Его учат те же преподаватели, что учили меня, по тем же программам. При этом в мире произошел технологический рывок", – говорит генеральный директор компании Universal Kube Сергей Вихров.
Все больше крупных компаний открывают корпоративные образовательные программы. SAP University Alliances, пожалуй, можно считать образцовым примером корпоративного образования. Это международная программа, стартовавшая в Германии и функционирующая уже более 20-ти лет. В России и СНГ University Alliances сотрудничает с более чем 50 образовательными учреждениями, причем как с ключевыми московскими вузами (МГУ, МЭСИ, МИФИ, МТГУ), так и со многими региональными университетами: СПбГУ, УлГУ, ЮФУ. Главный принцип программы – консолидация фундаментальных знаний и профессиональных навыков. Уже во время обучения студенты получают возможность пройти практику либо в SAP, либо у одного из клиентов, партнеров корпорации. "В качестве гарантии своей профпригодности студент сможет предъявить не только сведение о том, что он выпускник University Alliances, но и занести в свое резюме практику у лидеров рынка, участие в международных форумах и конференциях и владение всеми ключевыми для его сферы деятельности навыками", – рассказывает Виктор Таратухин, директор программ партнерства с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями, SAP.
Программа корпорации не предполагает финансовой помощи студентам или дополнительной стипендии. Ее задача – создать правильную среду для образования специалистов, предоставить им широкий круг возможностей (как для практики, так и для получения знаний и исследований). "Любая компания, которая думает о долгосрочном присутствии на рынке, хочет взаимодействовать с самыми передовыми и талантливыми сотрудниками. Мы помогаем готовить таких сотрудников и предлагаем им интересные места работы. В этом заинтересованы и мы, и инвесторы программы, и сами студенты", – резюмирует Виктор Таратухин.
Инвесторы, о которых идет речь — в основном клиенты SAP, которые поддерживают программу University Alliances, т.к. она дает им возможность отбирать наиболее перспективных студентов из общего потока еще во время их обучения и готовить их к конкретной работе. Эти же инвесторы могут выплачивать студентам стипендию или же зарплату за ту работу, которую они проделывают в компании в рамках учебы. Сама программа University Alliances не предусматривает никаких конкретных условий для студентов — контроль и отбор ведется в самих университетах-участниках программы.
В России образовательные программы есть у многих компаний. С 2007 года функционирует проект магистратуры от IBS, курирующий последипломные программы в двух крупных московских вузах – МФТИ и МИСиС. Более специфические, нацеленные на изучение конкретной области знаний программы есть у компании "Информзащита", Abbyy, "1С" и многих других.
Интересна программа "Школа анализа данных" компании "Яндекс". Она представляет собой двухгодичные вечерние курсы, на которых зарубежные и российские преподаватели обучают студентов по трем направлениям: анализ данных, computer science и биоинформатика. Потребность в создании Школы возникла из-за нехватки специалистов. "Российские университеты дают хорошее математическое образование, но не нацелены на нужды поисковых компаний. Главная задача Школы – восполнение серьезных пробелов в университетском образовании в области computer science", – поясняет Елена Бунина, руководитель департамента оргразвития и управления персоналом "Яндекса". У всех студентов школы есть возможность проходить стажировку в компании, и многие из них в последствии остаются там работать.
Поступление в Школу анализа данных для внешних студентов состоит из двух этапов: интерактивного теста (с одновременным заполнением анкеты) и очного собеседования. На факультет «Анализа данных» при МФТИ может поступить любой студент этого вуза, получивший диплом бакалавра. Обучение в обоих случаях бесплатно для тех, кто справился со вступительными экзаменами в Школу (или выпускными экзаменами МФТИ) является бесплатным, однако каждый год отдельно проходит набор на платные подготовительные курсы по математике и программированию при ЦДПО МФТИ.
Школой анализа данных образовательные амбиции "Яндекса" не исчерпываются. В 2011 году прошел второй набор на специальные курсы ИТ (посвященные работе системного администратора и Linux), активно работает "Школа менеджеров "Яндекса".
Студенты, окончившие престижные вузы и в особенности кафедры и факультеты, сотрудничающие с крупными компаниями, также могут рассчитывать на весьма достойную зарплату. Как показывает исследование, проведенное сайтом Superjob.ru осенью 2011 года, выпускники четырех наиболее значимых технических университетов – МГУ, МФТИ, МИФИ и НГУ – могут устроиться на работу по специальности со средним окладом 80-85 тысяч рублей.
Из всех перечисленных вузов, МФТИ, пожалуй, наиболее охотно работает с крупными ИТ-компаниями. Активное сотрудничество МФТИ ведет с SAP University Alliances. «Яндекс» открыл в рамках института кафедру анализа данных, а компания ABBY -- кафедру распознавания изображений и обработки текста. По трем направлением в МФТИ работает магистерская программа IBS: «Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса», «Системный анализ и управление информационными системами» и «Системная архитектура инфраструктуры ИТ».
По окончанию третьего курса студенты выбирают, на кафедре какой компании они хотят продолжат обучение. После этого они вплоть до написания диплома проходят научно-производственную практику в этих компаниях. В рамках этой практики, они как участвуют в разработках, так и слушают лекции и проходят семинары, которые страивают эти компании. «У нашего института всегда была прочная связь с бизнес-сообществом. Но после 90-х ситуация в корне поменялась, и появились наукоемкие компании, которые способны дать качественное образование студентам. Мы обучаем наших ребят с уже готовой привязкой к определенному месту работы», объясняет ректор МФТИ Николай Кудрявцев. При этом задача института -- дать студенту не только специальное образование, но и фундаментальные знания, которые помогут ему иметь системное представление о мире.
По статистике, приведенной Николаем Кудрявцевым, в 2010 году более 60% выпускников МФТИ устроились работать по специальности (т.е. в научные организации и наукоемкие компании), 20% распределились по частным компаниям и государственным службам. «У студентов есть понимание того, что кафедры в НИИ и компаниях могут помочь их карьерному росту. Зачастую наши ребята уже в середине обучения знают, где они будут работать. Конечно, часто им приходится пересматривать свой выбор, но обучение у нас принципиально рассчитано на то, чтобы у них была сама возможность выбирать», отметил Николай Кудрявцев.
И студенты пользуются этой возможностью. Большинство выбирает себе желаемое место работы уже при поступлении, так как на сегодняшнем динамичном рынке, опыт работы понадобиться им при трудоустройстве сразу же после окончания вуза. Система образования, выстроенная в МФТИ, позволяет студентам получать опыт работы, не отрываясь от образовательного процесс. «Студенты понимают, что такая система помогает им хорошо устроится в жизни, — объясняет Константин Виноградов, основатель Студенческого портала МФТИ «Поток». — Нас учат преподаватели с реальным опытом работы в крупных компаниях. Они рассказывают не о том, что уже давно устарело, а о реальных, насущных вещах. К тому же, к 6 курсу студент уже может записать в свой актив несколько лет работы в крупной компании».
Фундаментальное образование в России находится на достойном уровне, но инициативы больших компаний в этой области могут позволить сделать его более специфическим, направленным на подготовку к конкретным нуждам компаний. Традиционно университеты и институты являются в России основным источником кадров, поэтому так или иначе крупным компаниям, которые хотят развивать свои инициативы в ИТ-образовании, необходимо активно работать с вузами. Современные технологии настолько быстро меняются, что образование просто не успевает за ними, и в этом смысле любые образовательные инициативы, в том числе и со стороны бизнеса, будут востребованы. С ростом проникновения ИТ в бизнес и повседневную жизнь необходимость повышения квалификации в области ИТ будет только расти", – уверен Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям, АйТи.
Евгений Смирнов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP