|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Аутсорсинг ИТ-услуг по-прежнему является основным компонентом в структуре российского экспорта ПО, которая практически не испытала на себе негативного влияния экономического кризиса. Несмотря на это, российские компании-аутсорсеры все меньше ориентируются на американский рынок.
Согласно исследованию, опубликованному ассоциацией "Руссофт", в 2009 году российская индустрия экспорта ПО впервые столкнулась с приостановкой темпов роста. Общий объем экспорта ПО из России 2,75 млрд долл. (на 150 млн долл. выше по сравнению с 2008 годом), из которых 1,4 млрд долл. приходится на разработку ПО. При этом объемы разработки ПО по сравнению с предыдущим годом не изменились, и пятипроцентный суммарный рост объясняется исключительно успехами компаний, экспортирующих готовое ПО. Таким образом, 2009 год стал первым годом, когда российская экспортная разработка ПО не увеличилась в объемах.
Однако существенно и то, что она не продемонстрировала падения. В условиях глобального экономического кризиса и спада ИТ-отрасли в России вполне можно было ожидать и такого результата. По данным Минэкономразвития и Минкомсвязи, российский ИТ-рынок в 2009 году пережил спад на 13-14%, а по сведениям IDC, спад достиг 22% – при расчете в рублях и 37% – при расчете в долларах.
Заказная разработка продолжает играть ведущую роль в российском экспорте ПО
Источник: "Руссофт", 2010
Кризис действительно негативно отразился на тех компаниях, которые предоставляют ИТ-услуги для российского рынка. По сведениям "Руссофт", оборот провайдеров, в совокупной выручке которых доля экспорта составляет менее 25%, уменьшился на 11%, а у тех, чья доля экспорта составляет 75% и выше, он, напротив, возрос на 2%.
"Российский рынок, наименее зрелый, оказался и самым нестабильным, – комментирует Евгений Одинцов, директор по развитию бизнеса в России компании "Рексофт". – Западноевропейские заказчики практически не изменили объем заказов, а вот количество заказов в США у нас выросло".
Заказчиками российских сервисных компаний являются организации, представляющие страны и отрасли экономики, наиболее пострадавшие от кризиса. "Известно, что для российских сервисных компаний основными являются рынки США и Западной Европы, и большое значение имеет ситуация в банковском секторе и на рынке финансовых услуг. Таким образом, значительная часть клиентов российских разработчиков заказного ПО находилась в самом эпицентре потрясений мировой экономики", – отмечают в "Руссофт".
"Рецессия в мировой экономике практически не отразилась на развитии компании, возможно, лишь немного ускорив его. За время кризиса мы подписали контракт с лидером на рынке корпоративной связи и укрепили сотрудничество с еще одним партнером – из числа мировых лидеров в сфере телекоммуникаций и ИКТ. Успеха удалось добиться благодаря тому, что мы сделали ставку на технологии, изначально направленные на сокращение издержек – это и современные решения в сфере корпоративных коммуникаций, и сети связи нового поколения, мобильные приложения и т. д. Кроме того, компания задолго до кризиса провела диверсификацию бизнеса, расширила клиентскую базу", – сообщает Игорь Пируян, вице-президент нижегородской компании MERA, специализирующейся на выполнении НИОКР для крупных международных телеком-операторов.
Кризис в первую очередь затронул небольшие российские компании с оборотом менее 0,5 млн долл. Многие из них (по оценкам авторов отчета, более 100) не смогли пережить сложный период 2008-2009 года, однако их доля в совокупном российском экспорте услуг по разработке ПО составляла лишь около 2%. Примечательно, что зарубежные компании во время кризиса также существенно снизили активность в российских центрах разработки ПО – их доля в российском экспорте ПО снизилась с 15% до 12%.
Крупные компании относятся к кризису спокойнее. По мнению Артака Оганесяна, заместителя генерального директора компании EPAM Systems по развитию бизнеса и работе с заказчиками, кризис не привел к структурным сдвигам на российском рынке заказной разработки ПО, однако сам рынок стал "более зрелым": "Заказчики стали грамотно планировать сроки и стоимость проектов, заранее рассчитывают их окупаемость", – комментирует Артак Оганесян. Кроме того, кризис отчасти стимулировал появление "прорывных" решений, когда компания, воспользовавшись проблемами конкурентов, собирается резко расширить свой бизнес, быстро выйти на новый рынок и поэтому нуждается в новых ИТ-системах. К числу таких решений, по словам представителя EPAM Systems, относятся, в первую очередь, торговые площадки в интернете, продажи через порталы, веб-сайты и личные кабинеты клиентов, мобильные приложения.
В структуре доходов российских компаний, экспортирующих ИТ-услуги, за прошедший год произошло лишь одно существенное изменение: увеличилась доля услуг, связанных с ИТ-аутсорсингом (поддержкой ИТ-инфраструктуры): если в 2008 году они составляли лишь 4,5%, то в 2009 году они обеспечивали уже 12% дохода сервисных компаний. Однако такие услуги в состоянии предоставлять лишь достаточно крупные компании: среди участников опроса с оборотом менее 0,5 млн долл. не оказалось ни одного аутсорсера ИТ-услуг.
Структура экспорта сервисных компаний в 2008-2009 годах
Источник: "Руссофт", 2010
В целом, российские компании по разработке ПО видят в облачных вычислениях скорее дополнительную возможность, нежели конкурентную угрозу. На первый взгляд, в облачных вычислениях действительно можно увидеть угрозу: "Казалось бы, у каждого предприятия будет возможность за очень небольшую абонентскую плату арендовать все необходимые приложения с теми настройками, которые необходимы именно им. Никакой потребности в кастомизации, никакой необходимости в локальной настройке для пользователей" – говорит Евгений Одинцов. Однако в реальности ситуация обстоит существенно сложнее: для ряда компаний миграция на "облака" невозможна в силу специфики их бизнеса. К тому же, даже "облачный" софт кому-то нужно писать: "Вне зависимости от развития облачных технологий, наши клиенты останутся вместе с "Рексофтом"," – уверен Евгений Одинцов.
С этим мнением согласен Артак Оганесян: "Будь-то "на земле" или "в облаках", но работают решения, которые созданы производителями ПО". По мнению Mera Networks, облака представляют для аутсорсинга разработки ПО незначительную конкуренцию: "Облачные вычисления представляют угрозу, скорее, для ITO-компаний, чем для поставщиков "заказного" ПО. В портфолио Mera всего порядка 5-10 % решений, которые потенциально могут быть отданы на откуп специалистам в этой сфере", – комментирует Игорь Пируян.
Для российских компаний-экспортеров ПО последовательно продолжает снижаться важность североамериканского рынка: если в 2006 году рынок США и Канады считали ключевым 52% опрошенных компаний, то в 2007 году их доля снизилась до 43%, в 2008 – до 28%, а в 2009 – до 26% (важность российского рынка возросла, соответственно, с 42% в 2007 до 72% в 2009 году).
Аналитики "Руссофт" уверены, что спад интереса к североамериканскому рынку в основном связан с малыми компаниями, в то время как 63% крупных экспортеров ПО продолжают считать этот рынок важным.
Примечательно, что российские компании сами все чаще открывают центры разработки за рубежом. 6% компаний, опрошенных "Руссофт", имеют центры разработки в Украине и столько же – в Белоруссии. В 2008 году доля компаний, имеющих центры разработки в этих странах, составляла только 4%. Вместе с тем, перемещение центров разработки в Белоруссию и Украину, навряд ли приобретет массовый характер: "Были опасения, что в связи с заменой ЕСН страховым взносами и отменой льгот для производителей ПО объемы разработки софта в России сократятся, а компании перенесут свое производство в Украину и Беларусь. Но буквально на днях Госдума приняла закон о вводе льготных ставок страховых взносов для российских аутсорсинговых компаний, поэтому теперь есть уверенность в том, что разработка ПО в России будет развиваться", – говорит Артак Оганесян.
Егор Гребнев
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP