|
|
Финансовый кризис, как и прогнозировалось, послужил стимулом к консолидации игроков ИТ-рынка, однако процессы слияний и поглощений в секторе ИТ-услуг были запущены еще до ощутимых изменений в экономике. Крупнейшие американские поставщики оборудования не один год стремятся выйти на новые рынки и расширить объем предоставляемых сервисов. Рецессия же поторопила тех, кто еще не успел предпринять соответствующие шаги.
"Американские компьютерные бренды исчезнут через 20 лет так же, как исчезли их телевизионные бренды", - пообещал на днях основатель тайваньской Acer Стэн Ши (Stan Shih). Этому поставщику уже несколько лет удается теснить позиции американцев на мировом рынке ПК. Даже в непростых условиях работы в 2009 году, когда вся отрасль продемонстрировала спад (-4,8% во втором квартале, по данным Gartner), Acer смог показать рост в 34% и занять второе место по поставкам в регионе ЕМЕА (этот рынок упал на 10,9%). В США Acer удалось вырасти за тот же период на 74% (вероятно, в значительной мере за счет успешного приобретения местного игрока Gateway). В итоге в третьем квартале 2009 года тайваньская компания впервые поднялась на второе место по поставкам ПК в мире, сместив Dell на третье. Возможно, именно это подстегнуло компанию, еще несколько лет назад занимавшую место лидера, выйти за рамки своего традиционного бизнеса - по следам IBM и НР.
Собственно, IBM и проложила здесь путь, первой осуществив переход от низкодоходных поставок аппаратного обеспечения к более прибыльному оказанию услуг. В 2008 году важным игроком на этом же поле стала НР, благодаря приобретению EDS, бизнес которой был интегрирован за 16 месяцев, а бренд, как и предполагалось, упразднен.
Шаг крупнейших поставщиков оборудования в сторону сервисов выглядел оправданным еще до кризисных изменений в экономике. Услуги, как известно, куда более маржинальное направление по сравнению с поставками ПК. В условиях рецессии по прогнозам аналитиков именно оно должно было устоять, в отличие от обреченных на резкий спад секторов программного и аппаратного обеспечения. По всеобщему предположению в условиях сокращения издержек бизнес, практически "заморозив" расходы на модернизацию и развитие, должен был сохранить расходы на поддержку уже сформированной ИТ-инфраструктуры, а также по-новому взглянуть на возможности аутсорсинга. Предварительные результаты 2009 года эти предположения в значительной мере оправдывают.
В целом усиление инвестиционной активности лидеров ИТ-рынка в 2009 году стимулировали несколько факторов. Во-первых, удешевление активов менее крупных игроков. Часто они представляют узкоспециализированные компании, приобретение которых позволяет "гигантам" расширить портфель услуг, выйти в новую нишу и пополнить клиентскую базу. Во-вторых, стремление компаний-скупщиков к диверсификации, с тем чтобы повысить уже не только свою конкурентоспособность, но и "живучесть". В-третьих, тяготение рынка к комплексным решениям и услугам, которое заставляет аналитиков ждать новых многомиллиардных сделок.
Вендоры оборудования консолидируют поставщиков ИТ-услуг
Компания-покупатель | Поглощаемая компания | Сумма сделки, млрд долл. | Год |
IBM | PricewaterhouseCoopers | 3,5 | 2002 |
HP | Electronic Data Systems (EDS) | 13,9 | 2008 |
Xerox | Affiliated Computer Services (ACS) | 6,4 | 2009 |
Dell | Perot Systems | 3,9 | 2009 |
Cisco | ScanSafe | 1,2 | 2009 |
Источник: CNews Analytics, 2009
В 2009 году наиболее крупные и значимые для отрасли приобретения осуществили Cisco, Dell, EMC и IBM. Пока НР завершала интеграцию приобретенной за 13,9 млрд долл. EDS, Xerox купила за 6,4 млрд долл. Affiliated Computer Services, также специализирующуюся на ИТ-аутсорсинге и консалтинговых услугах. Ожидается, что выручка объединенной компании вырастет до 10 млрд долл. (годом ранее доход Xerox оценивался в 3,5 млрд долл.). Параллельно Dell объявила о приобретении Perot Systems - за 3,9 млрд долл. Таким образом поставщик ПК выходит на новые для себя рынки хостинга ПО, АО и консалтинга, синхронно с НР консолидируя второе "детище" Росса Перо (Ross Perot – основатель EDS (1962) и Perot Systems (1988)).
Со своей стороны, не обошла вниманием рынок ИТ-услуг Cisco, совершившая целый ряд приобретений в 2009 году (включая Starent Networks и Tandberg). Компания объявила о завершении поглощения ScanSafe, специализирующейся на решениях SaaS для веб-безопасности.
Законодатель же тренда - компания IBM – в данный момент сконцентрирована на расширении экспертизы в области бизнес-аналитики и приобрел SPSS за 1,2 млрд долл., а годом ранее - Cognos за 5 млрд долл.
После приобретения в 2002 г. компании PricewaterhouseCoopers, а затем продажи своего компьютерного бизнеса Lenovo, IBM сфокусировалась на сервисах – в том числе с точки зрения стандартизации. "Голубой гигант" создал даже соответствующую исследовательскую группу по изучению сервисов (Service Science), с тем чтобы расширить cвою компетенцию в этой сфере. Вновь образованное подразделение IBM Global Services могло опираться на уже накопленный богатый опыт разработок и исследований корпорации, в частности, в области аналитики или автоматизации управления сервисами.
В результате IBM Global Services стали называть хорошим примером для подражания и своего рода законодателем сервисного стандарта. В 2008 г. подразделение принесло "голубому гиганту" около 59 млрд долл.
Во втором квартале сложного кризисного 2009 года IBM заключила сервисных контрактов на общую сумму 14 млрд долл. Это на 5% ниже аналогичного показателя за второй квартал 2008 года. Общий объем заключенных сервисных контрактов по услугам консалтинга и системной интеграции уменьшился на 14%, составив в денежном выражении 6 млрд долл. В то же время общий объем заключенных аутсорсинговых контрактов увеличился на 3% - до 8 млрд долл. На 30 июня 2009 г. объем действующих сервисных контрактов IBM составил 132 млрд долл. Для сравнения, на 31 марта 2009 г. показатель составлял 126 млрд долл.
HP, в последние годы активно скупавшая компании, делала ставку на их быструю и успешную интеграцию, с тем чтобы предлагать клиентам комплексные решения для построения и управления ИТ-инфраструктурами. На сервисном рынке ее позиции серьезно укрепила сделка с EDS, по сути, открывшей в свое время рынок услуг в области управления ИТ.
При этом, как и ожидалось, в структуре НР бренд EDS был упразднен – новое подразделение получило название HP Enterprise Services. Как утверждает Дэвид Ги (David Gee), вице-президент по маркетингу HP Enterprise Services, пойти на этот шаг НР вынудили сами клиенты. "Лично я опросил более 100 человек, выясняя их мнение, что будет лучше – оставить название EDS или убрать его?" - комментирует он. – "И почти все клиенты отвечали, что хотят видеть нас просто как НР".
С момента заключения сделки поглощения НР сократила примерно 25 000 рабочих мест в структурных подразделения EDS. Несколько раз урезались зарплаты сотрудников этой компании. По собственным данным, HP удалось сэкономить благодаря интеграции около 3 млрд долл. В третьем квартале 2009 финансового года сервисный бизнес сформировал 47% суммарной выручки HP, комментирует Джо Изор (Joe Eazor), старший вице-президент и генеральный директор HP Enterprise Services. Таким образом, объединенная компания стала вторым по величине сервис-провайдером в мире после IBM.
Благодаря своей недавно заявленной сделке по приобретению Perot Systems топ-менеджеры Dell рассчитывают на увеличение годового дохода (суммарная выручка компаний за последние четыре квартала составила 16 млрд долл., половину из которых принесли услуги поддержки), а также на появление бренда в первой десятке поставщиков ИТ-услуг. Своим давним конкурентам теперь уже на новом поле – IBM и НР – компания планирует противопоставить большую гибкость, выход в сектор СМБ с более доступными услугами, а также краткосрочные контракты.
Питер Альтабеф (Peter Altabef), президент вновь образованного подразделения Dell Services и бывший глава компании Perot, отмечает, что компания хочет уйти от традиционной модели оказания услуг консалтинга, с привлечением большого числа дорогостоящих экспертов, к более эффективному и менее затратному сервисному подходу. По словам Пола Белла (Paul Bell), старшего вице-президента Dell, в фокусе - контракты сроком от 60 до 90 дней, которые будут вести два-три сотрудника.
"Мы полагаем, что Perot Systems станет одним из наших лучших активов, который приведет к мгновенному положительному эффекту и увеличит доход нашей компании в долгосрочной перспективе, — комментирует основатель, председатель совета директоров и CEO Dell Майкл Делл (Michael Dell). — Данное приобретение поможет Dell существенно расширить перечень корпоративных продуктов. Объединение наших компаний является очень продуктивным, эффективным шагом, так как мы сможем идеально дополнить друг друга".
В Dell хотят применить к продвижению сервисов тот же агрессивный подход, за счет которого ранее компания наращивала поставки оборудования. Вендор стал в свое время лидером за счет создания аппаратного обеспечения на заказ и сейчас предполагает использовать ту же модель применительно к сервисам, снижая уровень их сложности и исключая неэффективные операции из жизненного цикла услуг и поддержки, комментирует Питер Альтабеф. При этом для компании очень важно закрепиться на рынке среднего бизнеса, готового к потреблению ИТ-аутсорсинга от известного бренда, но не видящего для себя адекватного предложения со стороны поставщиков.
В IBM же к планам конкурента относятся с большой долей скепсиса, считая, что модель сбыта продукции мало подходит к продаже сервисов. Ведь если для поставщика ПК результатом работы является собственно сбыт продукции, для поставщика сервисов с подписания контракта работы только начинаются.
Антон Булусов
CNews: Как изменились, на ваш взгляд, подходы к взаимодействию с сервис-провайдерами в мире и в России на фоне глобальных экономических изменений?
Владимир Шевченко: Глобальные экономические изменения наиболее ярко проявляют себя сегодня двумя факторами. Первый – это консолидация ИТ-игроков. Процессы слияний и поглощений в ИТ-индустрии начались несколько лет назад и довольно быстро стали демонстрировать характерные тенденции. Если первые слияния были просто поглощениями аналогичных бизнесов с целью расширения клиентской базы, то чуть позднее начало четко проявляться стремление к диверсификации в сторону сервисов. Это можно увидеть на примере таких компаний, как IBM и HP. Что касается второго фактора – рецессии - то она стала дополнительным мотиватором как к консолидации, так и к расширению сервисных направлений. Что вряд ли можно считать удивительным, учитывая большую маржинальность сервисов по сравнению с поставкой и дистрибуцией.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP