|
|
Обозрение подготовлено
CNews: Каковы ваши прогнозы развития рынка ИТ-услуг в условиях кризиса?
Сергей Лысаков: Темпы развития и структура рынка ИТ-услуг в условиях любого кризиса (особенно финансового) подвергаются очевидным изменениям: экономика и общество пересматривают и существенно корректируют свои приоритеты и потребности в ИТ. Обостряются проблемы инвестирования, в связи с чем практически во всех отраслях отмечается тенденция к отмене, замораживанию или снижению темпов реализации больших проектов, связанные с расширением производства, генерацией новых услуг. Из-за этого запланированные будущие потребности в ИТ-ресурсах и услугах будут существенно реструктурированы.
И всё же кризис, несмотря на ужесточение жизненной ситуации для каждого из нас, несёт и определённую оздоровительную нагрузку в масштабах цивилизованного бизнес-сообщества. Главным образом потому, что становятся более очевидными истинные ценности. Так, например, именно кризис заставил многих вспомнить о давно забытых методах повышения производительности труда, основанных на рациональном использовании имеющихся ресурсов. Да и вчерашние противники аутсорсинга всё более основательно подходят к проработке юридических, финансовых и технологических вопросов, касающихся привлечения внешних специалистов к профессиональному сопровождению внутренних бизнес-процессов. И это понятно, так как теперь аутсорсинг многими рассматривается не только как возможность решить целый ряд накопившихся проблем, но и как единственно правильное и доступное условие выживания.
Однако даже в нынешней сложной ситуации аутсорсинг не может и не должен рассматриваться как самоцель. Ведь клиенту важно не просто «закрыть брешь», а сделать это, как минимум, не хуже, а как максимум – намного лучше, чем это позволяют его собственные ресурсы. Поэтому кризис, на мой взгляд, будет полезен и рынку аутсорсинга в целом, и рынку ИКТ-аутсорсинга, в частности. Он позволит привести в соответствие качественные и ценовые характеристики наиболее востребованных услуг и тем самым создаст хороший базис для формирования цивилизованных взаимоотношений между клиентами и поставщиками аутсорсинговых услуг.
CNews: Какие факторы станут определяющими для развития рынка ИТ-услуг в ближайшее время?
Сергей Лысаков: Пока отечественная и международная экономика будут находиться в состоянии финансовой дестабилизации, доминирующим фактором, влияющим на состояние ИТ-рынка, будет кризис. Он, с одной стороны, поможет форсировать развитие полезных сервисов, к которым рынок только присматривался, но с другой стороны, может негативно повлиять на формирование новых перспективных направлений в ресурсоёмких сферах науки, экономики и бизнеса. А это значит, что ИКТ-рынок в числе первых попадает в зону риска, хотя его стратегическая значимость для развития России уже неоднократно отмечалась на самом высоком уровне.
Ожидается, что на этом фоне государство активизирует свою работу в столь важных направлениях, как подготовка законодательных актов по смягчению налоговой политики для ИКТ-компаний; снижение процентной ставки для кредитования сложных ИКТ-проектов (таких, как создание качественных дата-центров, например); а также разработка официальных отраслевых стандартов, соответствующих международному уровню требований к качеству ИКТ-услуг.
В целом же прогнозы относительно сценария развития рынка ИТ-услуг довольно благоприятные. Особенно это касается таких сегментов, как обеспечение информационной безопасности и комплексный аутсорсинг ресурсов дата-центров. И в том и в другом случае мы имеем дело с необратимыми процессами, начавшимися года два-три назад. И если то, что происходит в области информационной безопасности можно охарактеризовать как эволюционное реформаторство, то в развитии рынка коммерческих дата-центров иначе как революционным не назовёшь.
CNews: В последние годы можно было наблюдать рост сообщений о строительстве коммерческих дата-центров. Какие тенденции здесь вы можете отметить?
Сергей Лысаков: Отечественный рынок услуг на базе инфраструктуры коммерческих дата-центров наконец-то вышел из состояния затянувшейся спячки и вступил в фазу формирования. До 2005 г. мало кто осознавал, что рынку нужны не просто стойко-места, а услуги по обеспечению отказоустойчивости корпоративной ИТ-инфраструктуры и непрерывности критически важных бизнес-процессов. Утверждалось, что спроса на услуги высоконадежных коммерческих ДЦ нет, поэтому и инвестировать в них нет смысла.
Несмотря на это мы в 2005 году начали строительство дата-центра Stack.M1 3-й категории (из 4-х имеющихся) надежности по классификации американского стандарта TIA 942. Уже через год после запуска первой очереди ДЦ М1 наши прогнозы подтвердились - рынок с готовностью принял наши предложения, подтвержденные качеством и гарантиями владельца ДЦ. И тогда мы сделали следующий шаг, объединив в единую сеть Stack Data Network три узла: два московских (дата-центр M1; дата-центр в бизнес-центре Hi-Tech House) и в подмосковном Пущине, где с 1996 года мы размещаем оборудование для собственных проектов и оборудование наших заказчиков.
О скором насыщении рынка говорить пока не приходится. По нашим оценкам, для развития российской экономики и обеспечения ее конкурентоспособности на международном уровне в стране сегодня должны функционировать дата-центры, способные разместить порядка 120 тыс. условных стоек. Если сложить все стойки, функционирующие в РФ, то больше 15 тыс. вряд ли наберется.
CNews: Насколько сегодня можно говорить о преодолении настороженного отношения отечественного бизнеса к аутсорсингу? Какие процессы в области ИТ российские заказчики наиболее охотно передают на аутсорсинг?
Сергей Лысаков: Глубокое заблуждение, что отечественный бизнес с настороженностью относится к аутсорсингу! Отечественный бизнес с настороженностью относится к качеству, непрерывности и надежности услуг, к ответственности (вернее, безответственности) исполнителей и поставщиков. Целенаправленное изучение и развитие ДЦ-аутсорсинга в течение более чем пяти лет позволяет мне с уверенностью говорить о готовности большинства потенциальных клиентов передавать на аутсорсинг самый широкий спектр своих ИТ-процессов. Но при одном условии – клиент должен быть уверен в том, что аутсорсер в состоянии предоставить услугу своевременно, с надлежащим качеством. Только в этом случае аутсорсинговый дата-центр приобретает статус точки роста, позволяющей клиенту обрести новую степень свободы в стратегическом и оперативном управлении бизнесом.
Мы можем однозначно утверждать, что уже сегодня самым важным критерием для клиента является в первую очередь необходимый уровень SLA. Причем SLA не фрагментарный, на отдельные компоненты услуги, а SLA сквозной, который будет охватывать и инфраструктуру, и логистику, и администрирование, и мониторинг, и телекоммуникации, и системы безопасности и т.д. и т.п.
CNews: Какие основные требования предъявляют заказчики? В чем сложность работы на данном рынке?
Сергей Лысаков: Основным требованием клиентов является гарантированный уровень качества. И это не абстрактное понятие – подписывая SLA, аутсорсер принимает на себя ответственность за обеспечение надежности, непрерывности, безопасности, своевременности, гибкости, комплексности, масштабируемости, прогнозируемости, прозрачности сервисов, предоставляемых клиенту. Безусловно, и стоимость услуг является для клиента важным параметром. Первым серьезным испытанием становится осознание высокой капиталоемкости проекта строительства отказоустойчивого дата-центра. Мало кто готов инвестировать 25 и более тысяч долларов в квадратный метр площади ДЦ. Обычно начинают экономить на резервировании, а это автоматически снижает приемлемый для клиента уровень отказоустойчивости дата-центра.
Серьезной проблемой является отсутствие на рынке компаний, способных гарантировать бесперебойную работу сложных инженерных систем, нести ответственность за остановку или сбой системы, короткое замыкание неправильно проложенного кабеля и т.д. А ответственность поставщика аутсорсинговых услуг за обеспечение надлежащего режима эксплуатации инфраструктуры ДЦ такая же, как при эксплуатации атомных станций. Но самое главное – владелец ДЦ должен обладать необходимым инструментарием, позволяющим оценить, просчитать и проконтролировать параметры, соответствующие заявленному в SLA уровню надёжности. Пока такой возможности нет ни у кого из операторов ДЦ – сказывается отсутствие соответствующих методик и отечественных отраслевых стандартов, а также достаточного по продолжительности опыта эксплуатации ДЦ такого уровня сложности и практики разрешения конфликтных ситуаций.
Хотя, надо признать, Stack Group в этом плане находится в более выигрышной ситуации по сравнению с остальными: работая на данном сегменте рынка дольше всех (с 1998 г.) года, мы смогли хорошо изучить свою целевую аудиторию. Эти знания и в своё время позволили нам рискнуть, построив уникальный для России бизнес-центр HiTech House и первый в стране коммерческий дата-центр уровня TIER III – Stack.M1. Эти знания привели нас к необходимости создания первой и единственной пока в стране территориально-распределённой сети ДЦ, реализованной по 3DC-модели (Stack Data Network). Сегодня, благодаря этим знаниям, мы инициировали разработку методики подготовки «сквозного SLA», которая позволит снять ряд проблем, сдерживающих развитие аутсорсинга в России. Думаю, в обозримом будущем эта задача будет успешно решена .
CNews: Какие ИТ-сервисы вы планируете развивать в ближайшее время?
Сергей Лысаков: Одна из основных задач в этот непростой для всех период – помочь клиентам сохранить жизнеспособность их бизнеса, с наименьшими потерями адаптироваться к реалиям кризисной экономики. Последние 2-3 года предприятия более наглядно демонстрировали готовность к эффективному использованию ИТ-инструментария. Мы видим повышенный спрос на аутсорсинг тех ИТ-сервисов, в которых задействуются собственные высококачественные инфраструктурные ресурсы аутсорсинговой компании. Мы готовы принять на себя обслуживание бизнес-процессов, которые клиент вынужден выводить, сокращая свои ИТ-подразделения. Вместе с клиентами мы рассматриваем варианты реструктуризации услуг и платежей, временного резервирования части уже потребляемых ими ресурсов и многое другое.
На наш взгляд в ближайшем будущем в России будет широко применяться распространенная на западе практика передачи на обслуживание и баланс аутсорсеров клиентских ИКТ-комплексов в совокупности с администрированием. В настоящее время мы ведем проработку несколько подобных проектов.
Что касается анонсированных нами планов по вводу в эксплуатацию новых узлов нашей сети дата-центров SDN в России и странах СНГ, то эти намерения остаются в силе. Мы считаем, что кризис послужит катализатором развития высокоэффективных методов применения ИТ и предоставления ИТ услуг, чем, собственно, и является ИТ-аутсорсинг на базе инфраструктуры дата-центров.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP