|
|
Обозрение подготовлено
Главной отличительной особенностью сформировавшейся структуры расходов ИТ-компаний является доминирование затрат на внешние ИТ-услуги – со стороны других консультантов и интеграторов. До недавнего времени темпы роста затрат ИТ-компаний на аутсорсинг ИТ-услуг был почти в 3 раза выше, чем по экономике в целом.
Развитие собственной технологической инфраструктуры является для ИТ-компаний задачей возрастающей актуальности, идущей бок о бок с ростом числа заказчиков, индивидуализацией работы с ними, нарастающей динамикой развития и конкуренцией с западными компаниями, освоением глобальных рынков. В 2007 году ИТ-компании существенно увеличили расходы на все виды ИТ. Совокупный объем ИТ-затрат составил 9,9 млрд руб., что в 1,8 раза превышает показатель предыдущего года. Основной прирост был отмечен по статьям аутсорсинговые ИТ-услуги (рост в 3,5 раза!), затраты на ПО (рост 1,7 раз), затраты на содержание собственных ИТ-специалистов (рост в 1,6 раза). На 40% выросли расходы на связь, на 15% - затраты на АО. В результате в структуре ИТ-расходов ИТ-компаний выделились три крупных сегмента – затраты на аутсорсинг ИТ-услуг (40,6%), затраты на АО (24,2%), оплата труда ИТ-специалистов (18,7%).
Источники: CNews Analytics 2008. По данным Росстата
Главной отличительной особенностью сформировавшейся структуры расходов является безусловное доминирование затрат ИТ-компаний на внешние ИТ-услуги - консалтинговые услуги других консультантов и услуги по системной интеграции других интеграторов. Сама потребность ИТ-компаний в услугах ИТ-консалтинга и интеграции очевидна – это было заметно и по структуре расходов предшествующих лет со столь же высокой долей затрат на ИТ-аутсорсинг. Проблемы повышения оперативности управления и оптимизации бизнес-процессов также присущи ИТ-компании, как и предприятиям других отраслей. Доля расходов, приходящаяся на ИТ-услуги, является ключевым показателем, отражающим современность и технологичность подхода руководства к управлению предприятием и к организации бизнеса в целом. Отсюда - высокие темпы обновления ИТ-инфраструктуры компаний, что и приводит к росту затрат на услуги – аудит информационных систем, пересмотр ИТ-концепций компаний и т.д.
С учетом возросших возможностей продолжения экстенсивной политики ведения бизнеса – а именно экспансии столичного ИТ-бизнеса в регионы, а также расширения региональной сети филиалов самих региональных ИТ-компаний – ИТ-бизнес всё больше превращается из точечных компаний в географически распределенные холдинговые структуры, что требует оптимизации управления и приводит к росту затрат на ИТ-консалтинг. В частности, возрастают требования к консолидированной отчетности, ИС входящих в холдинг предприятий должны хорошо стыковаться с точки зрения доступа к данным, касающимся управления и консолидации отчетности.
Росту спроса на ИТ-услуги также способствует и усложнение внутренней структуры компаний, что связано с необходимостью сохранить оперативность в управлении в разрастающейся организационной структуре. Рост компании приводит к утрате прозрачности, к усложнению анализа текущего состояния и тенденций развития и, в итоге, к усложнению видения и процедур выработки стратегических целей, а также ещё и к проблеме их адекватной трансляции тысячам исполнителей по всем региональным подразделениям.
Потребности идут по нарастающей – развитие ИТ-итнфраструктуры, вслед за ростом компаний, ведёт, в свою очередь, к необходимости внедрения систем мониторинга ИТ-инфраструктуры. У компаний возникает потребность в продуктах, которые позволяли бы ей централизованно осуществлять мониторинг распределенной в пространстве ИТ-инфраструктуры, предотвращать потенциальные угрозы, оперативно реагировать на возникающие сбои ПО и АО. Новые проблемы и задачи возникают в связи с выходом на западные рынки и открытием филиалов отечественных ИТ-компаний за рубежом. Напомним, что согласно результатам различных исследований почти треть российских ИТ-компаний к началу 2008 года уже имели свои представительства в различных регионах мира.
Заниженная статья расходов ИТ-компаний на ПО свидетельствует о высокой инновационности бизнеса отечественных ИТ-компаний, которые делают больший акцент на разработку и внедрение собственных продуктов. Минимальные средства уходят на получение лицензий для использование СУБД западных компаний. На западных платформах российским ИТ-компаниям удается создать более дешевый и более соответствующий специфике рядовых российских предприятий, программный продукт. Однако, не стоит сбрасывать со счетов, что спрос на ПО со стороны компаний довольно сильно растет (почти на 70% за год), и при этом не снижаются расходы на приобретение АО. Это означает, что какая-то часть ИТ-услуг представляет собой проекты по системной интеграции, другая же часть – чистый консалтинг, имеющий характер стратегического зондирования перспектив развития. Более того, темпы роста затрат ИТ-компаний на аутсорсинг ИТ-услуг почти в 3 раза выше, чем по экономике в целом.
Некоторые показатели развития технологической базы сектора ИТ-услуг
Источники: CNews Analytics 2008
Естественным выглядит и высокая доля средств, направляемая ИТ-компаниями на оплату труда ИТ-специалистов. Рост заработной платы ИТ-специалистов, работающих в секторе ИТ-услуг, почти на 40% обгоняет рост заработной платы ИТ-специалистов, работающих в других отраслях экономики. Таким образом, в экономике создается естественный вектор перетока наиболее квалифицированных ИТ-кадров из других отраслей экономики в сектор ИТ-услуг, что ослабляет кадровый состав внутренних ИТ-служб предприятий и создает естественные условия для развития аутсорсинга.
Следует, однако, заметить, что приближение стандартов оплат труда отечественных ИТ-специалистов к западным приводит к росту себестоимости российских ИТ-продуктов и выступает фактором, сдерживающим экспорт. По усредненным оценкам, в настоящее время средняя заработная плата сертифицированного российского ИТ-специалиста со стажем работы более 3-х лет примерно в 2 раза выше, чем в Китае и в 1,5 раза выше, чем у индийских программистов. Это одна из причин, по которой на мировом рынке доминирует индийское оффшорное программирование.
Интересно, что сами ИТ-компании попадают в эту же ловушку. Забавным выглядит, например, такой факт, что затраты ИТ-компаний на аутсорсинг ИТ-услуг в совокупности с проектными закупками ПО в 2,4 раза превышает расходы на содержание собственного штата ИТ-специалистов. Феномен, конечно в значительной степени ситуационный, связанный с резким ростом в 2007 году расходов ИТ-компаний на аутсорсинг ИТ-услуг. Однако в прошлом году соответствующий показатель составлял 1,2, то есть заказ услуг интеграторов на стороне обходился ИТ-компаниям на 20% дороже содержания собственного штата ИТ-специалистов. Затраты на чистый консалтинг в 2,2 раза превышают расходы на собственный штат ИТ-специалистов. Описанная ситуация, по всей видимости, свидетельствует о высокой специализации ИТ-компаний, в условиях которой они не способны обеспечить сами себя всем комплексом работ по ИТ-консалтингу и системной интеграции.
В заключении отметим, что рост расходов ИТ-компаний на повышение квалификации собственных ИТ-специалистов несколько отстает от роста расходов на ИТ-обучение персонала в других отраслях экономики (коэффициент опережения 0,94). В случае ИТ-компаний речь идет о курсах повышении профессиональной квалификации и сертификации по различным продуктам уже подготовленных и опытных программистов, и в условиях дефицита на российском рынке сертифицированных ИТ-специалистов данный факт выглядит несколько странным.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP