|
|
Обзор подготовлен
CNews: Насколько значимо, на ваш взгляд, влияние трендов мирового рынка ИТ-услуг на развитие отечественного сектора?
Валерий Фомин: Вопрос непростой, ведь сравнительный анализ провести здесь достаточно сложно. И тому есть множество причин, главная из которых — существенные различия в оценках аналитиков.
В большинстве аналитических отчетов применяются разные методики и подходы к структурированию самих результатов услуг. Все это существенно затрудняет не только анализ и сравнение рынков между собой, но даже сравнение различных выводов по одному и тому же рынку. Помимо этого, отпечаток на качество анализа и его результатов накладывает и некоторая непрозрачность российского рынка ИТ-услуг, особенно в прошлые годы.
В то же время, используя данные, приводящиеся аналитиками, все-таки можно вычислить некие общие показатели, близкие к объективным, и на их основе сделать определенные заключения. Так, мировой рынок ИТ-услуг в 2006 году составил примерно 700-800 млрд долл. (дело близится к триллиону!) при годовом приросте 6,4%. Общий же объем российского рынка в 2006 году достиг, по разным оценкам, от 2 до 3 млрд долл. А годовой прирост составил 23% в долларовом выражении (в рублевом — несколько меньше). Согласно последним исследованиям, в 2007 году объем российского рынка ИТ-услуг достигнет 3,65 млрд долл., то есть рынок «подрастет» еще на 22%. В ближайшие пять лет такие темпы роста, скорее всего, сохранятся.
И хотя структура российского ИТ-рынка пока значительно отличается от мировой, доля услуг на нем стремительно растет, как растет и сам ИТ-рынок, являясь на сегодняшний день одним из самых динамичных национальных рынков в мире. Таким образом, по структуре мы приближаемся к общемировому положению. Соответственно, влияние трендов мирового рынка на рынок российский, конечно же, есть, и оно довольно существенное.
CNews: Какие события последних двух лет стали, на ваш взгляд, определяющими на рынке ИТ-услуг — в мире и в России?
Валерий Фомин: Каких-то экстраординарных событий в течение последних нескольких лет не происходило. Однако ряд тенденций, безусловно, заслуживает особого внимания. Во-первых, активизировались процессы консолидации: уже сегодня, по различным оценкам, на 10 ведущих поставщиков в России приходится около 80% общего оборота. Причины, по которым поставщики ИТ-услуг объединяют свои силы и возможности, вполне понятны — укрупнение бизнеса и в перспективе — увеличение рыночной доли. Многие из этих компаний готовятся к выходу на IPO, обеспечивают прозрачность своей деятельности для собственников, клиентов и потенциальных инвесторов. Уже через несколько лет выход ИТ-компаний на IPO станет массовым.
Во-вторых, основные вендоры изменили свою стратегию и стали активнее продвигать свои услуги, пополнять портфель программных продуктов и решений (нам, например, как давним партнерам НР, весьма важно недавнее расширение и изменение портфеля программных решений, в изучение которого мы вкладываем немало сил). И, наконец, усиливается интерес российского рынка к сервис-ориентированной архитектуре. Правда, потребуется определенное время, чтобы этот подход и сами технологии приобрели широкую популярность и заинтересовали большинство российских компаний.
CNews: Какие требования отечественных заказчиков к консультантам вышли в последние два-три года на первый план? Какими реалиями рынка это обусловлено?
Валерий Фомин: Основное требование — профессионализм. Это понятие многогранное, и мы вкладываем в него не только опыт и высокий уровень специальных знаний, но и общее отношение к делу, нацеленность на результат, которого ждет от нас заказчик, оптимальные ценовые предложения, пунктуальность в соблюдении сроков. Обусловлено это, в первую очередь, профессионализмом самих заказчиков, опыт и уровень зрелости которых в последнее время значительно вырос.
CNews: Какова доля услуг в общем обороте вашей компании, как эта доля изменилась за последние год-два?
Валерий Фомин: Многие проекты, в которых доля ИТ-услуг достаточно высока, сейчас находятся в процессе реализации, данные по этим проектам появятся только в следующем году. Однако тенденция увеличения доли услуг в нашем бизнесе за последние три года прослеживается весьма отчетливо. В 2006 году она выросла на 30% и достигла 12-13% от общего дохода.
CNews: Ваши консалтинговые проекты строятся на основе решений различных вендоров. Продукты каких поставщиков доминировали в течение последнего года в проектах? Или вам удавалось сохранять некое равновесие?
Валерий Фомин: Основным поставщиком для нас является HP, мы обладаем практически всеми сертификатами этого вендора и по программным продуктам, и по аппаратной части. В общем объеме нашего бизнеса проекты с использованием данных решений занимают порядка 70%, а в области аппаратного обеспечения доля НР приближается к 100%. Помимо HP, мы работаем примерно с 20 вендорами. Ведь направлений деятельности у компании достаточно много, и для каждого из них мы используем, как нам кажется, лучшие решения из тех, что представлены на рынке. Например, в области бизнес-приложений мы работаем с продуктами SAP и Oracle.
CNews: Развитием каких услуг наиболее активно занималась ваша компания в течение последнего года?
Валерий Фомин: Важной составляющей консалтингового бизнеса нам представляется обучение. В этой связи мы активно занимались организацией Учебного центра, подготовкой к его сертификации в международных экзаменационных организациях, разработкой учебных программ. Помимо стандартных для рынка курсов по ITIL, ISO20000 и т.д., с нового года мы предложим ряд бизнес-игр, в ходе которых наши слушатели, уже получившие теоретические знания, смогут овладеть определенными навыками в их практическом применении. Основа любого хорошего консалтинга (и обучения, в том числе) — это профессионалы. Все наши тренеры без исключения имеют за плечами не по одному ITSM-проекту и обладают высшим на сегодняшний день сертификатом IT Service Manager.
Кроме того, мы продолжаем развивать направление, связанное с внедрением контактных центров на базе Genesys, а также новое для российского рынка направление — консалтинг в области управления портфелями проектов на базе НР Project and Portfolio Management. В целом же, мы занимаемся традиционной для нас деятельностью — оказываем услуги в области интеграции бизнес-приложений, построения корпоративных информационных систем и систем управления инфраструктурами.
CNews: Насколько значимым является для вас в настоящее время рынок ITSM, какие направления в этой области вы считаете приоритетными на ближайший период времени?
Валерий Фомин: Направление ITSM-консалтинга в нашей компании очень мощное, и наши специалисты без дела не сидят. Это означает, что не только для нас, но и для рынка важность организационных преобразований в ИТ-службах высока и профессионалы в этой области весьма востребованы. Задачи же здесь известны: процессный консалтинг — реинжиниринг существующих процессов управления; комплексная автоматизация — внедрение и интеграция специализированных систем управления; обучение персонала; развертывание и тиражирование решения.
Определенные преобразования происходят и на этом рынке, в чем опять же проявляется возросшая зрелость участников: несмотря на все еще существующую потребность во внедрении « внутренних » операционных процессов, возрастает роль «старших» процессов, таких, например, как управление уровнем услуг и непрерывностью бизнеса, финансовое управление. Полагаю, что выход новой версии ITIL повлечет за собой заинтересованность в соответствующем обучении. В нашей практике стали встречаться пограничные вопросы — интеграция эксплуатационной деятельности с проектной, а также мониторинг бизнес-процессов.
CNews: Какие услуги вы планируете развивать в ближайшие год-два?
Валерий Фомин: Во-первых, консалтинг в области CRM-решений для компаний, ведущих бизнес на потребительском рынке. Мы прекрасно понимаем, что сегодня уровень обслуживания клиентов-физ лиц в России значительно ниже общемирового, и многие компании стремятся понять, каким образом можно привлекать и удерживать клиентов, как работать с клиентской базой и т.д. В данном случае внедрение программного продукта не станет самоцелью. В первую очередь, мы должны продемонстрировать заказчику возможные плюсы, которые получит его бизнес в случае внедрения CRM (с точки зрения доходности, привлечения новых клиентов и т.п.).
Во-вторых, уже упоминавшееся управление портфелями проектов на базе НР РРМ. Развитию этого направления будет уделено большое внимание в следующем году. И, в-третьих, учебный центр. Здесь много планов, среди которых и расширение списка сертифицированных курсов, и разработка наших авторских курсов, и многое другое.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP