|
|
Обзор подготовлен
Большая часть выручки от ИТ-услуг в России, по данным CNews Analytics, приходится на долю топ-20 компаний. Благодаря имеющимся связям и формируемому имиджу, ведущие игроки получают большинство комплексных проектов. В погоне за прибылью они привыкли браться практически за все, отдавая непрофильные задачи на субподряд. Однако эта практика чревата упущенной прибылью, а также «доступом» к клиенту. Крупные компании пытаются решить проблему, открывая все новые компетенции и направления у себя, либо поглощая небольших нишевых игроков.
Российский рынок ИТ-услуг активно развивается, постоянно наращивая пакет сервисов, направленных не только на крупные компании, но и на рынок СМБ, и даже — в последнее время — на частного пользователя. Несмотря на это, российский сектор ИТ все еще сохраняет большую долю «железячности». В том же частном сегменте — те, кто готовы тратить деньги на новый ПК или ноутбук, пока не всегда ориентированы на лицензионное ПО и предпочитают устанавливать софт самостоятельно, либо при помощи «дружеской» поддержки. Фактически все ИТ-услуги здесь связанны с сетевой интеграцией — т.е. прокладкой сетей для пользования интернетом и дальнейшим обслуживанием. В корпоративном сегменте доля так называемых профессиональных ИТ-услуг увеличивается, но не столь быстро, как предполагали ранее многие эксперты и как хотелось бы самим игрокам. В итоге, для сравнения — если на американском ИТ-рынке доля затрат, приходящихся на оборудование, составляет всего 31%, по данным IDC, то в России показатель составляет пока 65% (по тем же оценкам).
Структура российского ИТ-рынка, 2006 г.
Источник: IDC, 2007
Менее 24% российского рынка всех ИКТ услуг составляет консалтинг в области внедрения бизнес-приложений. В 2006 г. затраты по этому направлению составили, по данным IDC, $ 533,1 млн, показав 26% роста. Однако эту цифру аналитики позже скорректировали до 15%. Совместно с российским «ЛИНЭКС» было выявлено, что многие местные ИТ-компании, получающие все большую часть дохода от ИТ-услуг, завышают свои показатели на 10-30%. Впрочем, судя по тем же оценкам, наиболее реальные данные заявляют крупные компании, которые и формируют основную долю оборота на этом рынке.
Как бы то ни было, заметные темпы роста в данной категории обусловлены рядом факторов. Во-первых, расширяются продуктовые линейки ведущих вендоров, в частности, за счет поглощения софтверных компаний. Во-вторых, консолидационные процессы на рынке в целом вынуждают компании (например, в рознице, банковском секторе, телекоме) либо интегрировать ИТ-инфраструктуры всех компаний холдинга между собой, либо внедрять единую информационную систему. В-третьих, динамично развиваются предприятия среднего и малого бизнеса, все активнее внедряющие бизнес-приложения. Однако оказать им здесь помощь особо некому — фактически все ИТ-услуги для данного сектора в России оказывают пока лишь небольшие ИТ-компании (которые даже не учитываются ни в одном ИТ рейтинге, так как являются довольно закрытыми структурами). И по-прежнему часто ПО для российских СМБ пишется под заказ.
Структура затрат по различным категориям ИКТ-услуг, 2006 г.
Источник: IDC, 2007
Примечания:
* Аутсорсинг учитывает доход поддерживающих дочерних структур промышленных гигантов (например: «ГВЦ Энергетики» при «РАО ЕЭС», «Лукойл ИНФОРМ» при «Лукойл», «Сибентек» при «Юкос» и др.)
** Большую долю в направлении сетевой интеграции (входит в состав категории «системная и сетевая интеграция») занимают небольшие игроки, обеспечивающие IP-телефонию и интернет.
Помимо всего прочего, на рынке появляется все большее количество отраслевых разработок. В настоящее время даже для таких специфических рынков, как строительство, представлено достаточно большое количество продуктов. Так, например, в 2007 г. компания USN Projects анонсировала решение по управлению инвестициями и капитальным строительством на базе SAP. В 2006 г. компания R-Style разработала решение по оптимизации задач оперативного финансового управления, бюджетного планирования и контроля на базе Microsoft Dynamics NAV для управляющих компаний инвестиционно-строительных холдингов. Помимо этого, уже в 2005 г. на российском рынке были представлены: «1С: Заказчик строительства», модуль «Управление строительством» в «Галактика ERP», система управления предприятием Business Control 1.3, MAG Builder для Microsoft Dynamics AX, «ЛАНИТ-строительство», SAP for Engineering, Construction and Operations, строительные решения на платформе системы «Алеф», Программный комплекс «Гектор-строитель» и др. Надо учитывать, что это достаточно «свежий» рынок с точки зрения российской автоматизации. В других, более «традиционных» отраслях предложение еще насыщеннее.
В целом повышение потребностей в ИТ-услугах на различных вертикальных рынках связанно с традиционном набором факторов. Это увеличение конкуренции и, как следствие, спрос на решения для повышения эффективности работы — в частности, CRM. Это слияния и поглощения, требующие пересмотра ИТ-стратегий объединяющихся предприятий с одной стороны, и желание привлечь инвесторов, обязывающее к прозрачности, которую дают ERP, с другой.
Еще один значимый фактор влияния на российский рынок услуг по внедрению приложений — постоянная борьба между Oracle и SAP. Страсти накаляются. Сегодня SAP расширяет свое влияние на вертикальных рынках, где традиционно сильны позиции Oracle — в энергетике и металлургии. Так, в 2007 г. ВСМПО — АВИСМА приняла решение внедрять информационную систему на базе SAP, запущенны в эксплуатацию системы на платформе SAP ERP в компании ALRO и «Сталепромышленной компании». В энергетической отрасли идет целый ряд крупных проектов по SAP — например, в ФСК ЕЭС и в БE-2 PAO EЭC.В«Тюменьэнерго» уже закончен проект внедрения информационной системы управления энергоданными на базе SAP. При этом стоит учитывать, что дочернее предприятие заканчивающего свое существование РАО — «ГВЦ Энергетика» — основной задачей ставит расширение оказываемых услуг по внедрению и сопровождению систем на базе SAP.
Со своей стороны, Oracle укрепляет позиции в государственном секторе. В частности, заключено соглашение с администрацией г. Санкт-Петербурга о стратегическом сотрудничестве. ПО Oracle будет применяться для интеграции существующих городских информационных систем в единое информационное пространство. Но главное — масштабная консолидационная политика, проводимая головным офисом и существенно расширяющая портфель услуг. После приобретения SPL WorldGroup компания Oracle образовала новое подразделение — Oracle Utilities GBU, которое приступило к созданию биллинговой системы для российской энергетики. Помимо этого, в последние годы за счет поглощений Oracle существенно расширила пакет услуг в области CRM (за счет Siebel Systems), управления проектами (PeopeSoft), бизнес-анализа (Hyperion Solutions). Подобный подход, ориентированный на расширение доходов от бизнес-систем, не связанных с OeBS, вынуждает и SAP изменить своей политике — разрабатывать собственные технологии, а не поглощать чужие. Немецкая компания уже объявила о намерениях поглотить Business Objects, крупного игрока на рынке BI, тем самым расширив пакет услуг в этой области.
Очевидно, что пертурбации в российском секторе бизнес-приложений постепенно сократятся, соответственно, замедлятся и темпы роста. К первым намекам на стагнацию приведет неизбежное насыщение рынка, а также вытеснение отраслевыми решениями «тяжелых» и более дорогих с точки зрения внедрения ERP. Полнофункциональным системам уже сейчас все чаще предпочитают отдельные модули.
Также вероятно увеличение популярности российских разработок, которые существенно дешевле западных. Примером может служить «1С», применяющая уникальную практику развития с помощью франчайзинговой сети –партнеров, которые разрабатывают ПО на базе продуктов 1С и распространяют их под этим брендом. При этом, по договоренности, компании не могут развивать продукты конкурентных фирм, даже западных — тех же SAP или Oracle. В результате упорной реализации такой политики компания уже обогнала по популярности своих бизнес-приложений, например, Microsoft и с каждым годом увеличивает свою долю на данном рынке. При том, что эти продукты считаются особо популярными на рынке СМБ, их внедряют и многие крупные компании, реализующие параллельно «тяжелые» проекты с западными системами.
Доля сегмента ИТ-аутсорсинга в России составляет более 20% от всех ИКТ-услуг и растет, по оценкам IDC, примерно на 20-23% в год. В значительной мере этот рост происходит за счет аффилированных дочерних структур больших холдингов, таких как «ГВЦ Энергетика» при «РАО ЕЭС», «Лукойл Информ» при «Лукойл», «Сибинтек» при «Юкос» и др. Декларируя готовность выйти на «открытый рынок», все эти компании пока сильно зависят от головных структур, при этом обладая определенным преимуществом при получении от них контрактов. В то же время они подвержены сильнейшим рискам. Например, потеря ключевого клиента при возникновении проблем у родительской структуры или при реструктуризации отрасли или при смене руководящего состава, может привести к сильнейшему кризису в компании. Увеличение потребностей холдинга и отставание в развитии дочерней структуры может заставить родительскую компанию искать сторонних подрядчиков для оказания специфических ИТ-услуг, что по сути является точкой входа независимых конкурирующих компаний на данный вертикальный рынок, где в последствии они могут закрепиться. Кроме того, у холдингов-«гигантов» есть потребность в независимом консалтинге и аудите для поддержания имиджа. Это заставляет, соответственно, приглашать «имиджевые» компании — т.е. ведущих игроков отечественного и мирового рынка.
Понимая все эти риски, аффилированные сервис-провайдеры пытаются соответствовать требованиям времени и «большого» ИТ-рынка. Аутсорсинговые дочерние структуры, естественно, стремятся выйти в новые для себя независимые секторы и снизить зависимость от родительской структуры. Они существенно расширяют предлагаемый портфель услуг и изучают новые компетенции, наращивают партнерскую сеть, идут в регионы. С другой стороны, развивая отношения с потенциальными клиентами, они стремятся увеличить свою значимость для уже имеющихся (например, «ГВЦ Энергетики» участвует в разработке стратегии развития ИТ для «дочек» «РАО ЕЭС»).
Помимо аффилированных сервис-провайдеров, аутсорсинговые услуги развивает сегодня и большинство ведущих консалтинговых компаний и системных интеграторов. Например, IBS, выделившая все направления аутсорсинга в отдельную компанию Data Fort; «Крок», продвигающая «аутсорсинг информационных систем» и «аутсориснгове обслуживание ИТ-инфраструктуры» (здесь хорошим примером может служить контракт, заключенный в 2006 г., на аутсрсинговую поддержку ИТ-инфраструктуры «Бритиш Американ Тобакко Россия», стоимостью более $ 1 млн); «АйТи» развивающая все основные направления аутсорсинга (например, в 2007 г. компания заключила соглашение с Computer Sciences Corporation (CSC) на аутсорсинговое обслуживание основных клиентов, среди которых — Motorola СНГ).
Несмотря на то, что данный рынок далек от насыщения и усиленно развивается, настоящего бума этого направления в ближайшее время не предвидится. Развитие независимого аутсорсингового рынка тормозят специфические черты российского бизнеса. Из-за наличия у крупных холдингов дочерних структур, специализирующихся на оказании ИТ-услуг, такие холдинги, как правило, в значительной мере и какое-то время «потеряны» для других игроков рынка. Отмечается сильный перекос в соотношении цена / качество предоставляемых услуг — часто аутсорсинговый проект по созданию ИТ-инфраструктуры становится дороже, чем создание собственной ИТ-инфраструктуры.
Как известно, аутсорсинговые проекты являются долговременными договорными отношениями, окупаемость которых требует длительного периода сотрудничества, но из-за непредсказуемости российской экономики, многие компании предпочитаю жить сегодняшним днем. И в целом вредит делу непрозрачность российской экономики. Аутсорсинг требует доверительных отношений между клиентом и поставщиком, что в России возможно пока только, может, в пределах холдинга.
Галина Полынская / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP