|
|
Обзор подготовлен
На фоне динамичного роста экспорта отечественных ИТ-услуг постепенно падают темпы ввоза в Россию ИТ-услуг иностранных компаний. Динамика последних лет дает основания полагать, что при равновесном сценарии развития спроса эффект вытеснения отечественных ИТ-услуг импортными может вообще исчезнуть.
По оценкам Мининформсвязи РФ, объем российского экспорта ИТ в 2006 году вырос на 80%, составив 48 млрд руб. (1,8 млрд долл.), причем основными заказчиками стали США и страны Западной Европы. Госстатистика дает несколько иные оценки — в чем-то похожие, в чем-то более скромные. Экспорт российских ИТ-услуг, действительно, довольно динамично растет. Причем его темпы по-прежнему не только высоки сами по себе (+50% за 2006 год и +92% за I квартал 2007 года), но и значительно превышают темпы импорта (+27% и +13%, соответственно). Еще более примечательно, что и объемы, и темпы отечественного экспорта ИТ-услуг в действительности определяют заказы стран дальнего зарубежья, что только свидетельствует о высоком качестве экспортируемых услуг.
В абсолютном выражении экспорт составил порядка 632 млн долл. в 2006 году и примерно 227 млн долл. по итогам I квартала 2007 года. Подчеркнем, что речь в данном случае идет только об экспорте услуг, к которым относятся: создание, хранение и работа с базами данных, обработка данных, управление вычислительными комплексами внешних пользователей, консалтинг в области АО и ПО, его внедрение, включая разработку и программирование конкретных систем под заказ, эксплуатация и ремонт ЭВМ различных типов и периферийных устройств и т.д. за исключением поставок АО, в том числе различных периферийных устройств, физических носителей информации и любой другой материальной продукции.
Если соотносить цифры госстатиски с данными Мининформсвязи, доля ИТ-услуг в общем экспорте ИТ составляет более 30%. Для сравнения — на внутреннем рынке доля ИТ-услуг в общем объеме ИТ-затрат не превышает 15-17%. Интересно, что более 92% экспорта отечественных ИТ-услуг идет в страны дальнего зарубежья, причем не только в виде продукции, но и в форме экспериментов по внешней модели корпоративного управления. В условиях де-факто существующего роста стоимости российских ИТ-услуг (ввиду приближения стандартов заработной платы отечественных ИТ-специалистов к западным) переход к модели внешнего корпоративного управления ИТ-развитием (участию отечественного капитала в зарубежных высокотехнологичных предприятиях или открытию за рубежом филиалов российских компаний) является неплохой возможностью усилить позиции российского ИТ-бизнеса в мировой экономике.
Действительно, согласно результатам исследования, проведенного совместно НП "Руссофт" и порталом Outsourcing-Russia.com, в 2006 году у 44% исследованных российских ИТ-компаний уже появились или планировались к открытию собственные офисы продаж в США, у 21% компаний — в Германии, Австрии и Швейцарии. 35% имеют партнерские соглашения с фирмами из США, 29% — со скандинавскими компаниями.
Диманика и структура экспорта ИТ-услуг
Источник: CNews Analytics, 2007
Дальнейшее наращивание экспортного потенциала российских ИТ-компаний сегодня справедливо связывается с ростом повышением разнообразия продукции, а государством предпринимаются значительные усилия по созданию соответствующих условий.
Растущая активность государства в качестве стимулятора развития ИТ-сектора очевидна. Создается сеть ИТ-технопарков, пилотная реализация которых готовится в 7 регионах (Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Калужская, Тюменская области, Республика Татарстан). К концу 2011 года в этих регионах планируется создать порядка 75 тыс новых рабочих мест. Одновременно ведутся работы по формированию специализированного инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий венчурного фонда, в который предполагается инвестировать на первых этапах 1,5 млрд руб. В соответствии с поручением президента РФ создается федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий (ФАРЭСИТ), которое будет обеспечивать оказание информационной, аналитической и маркетинговой поддержки продвижению отечественных товаров и услуг в сфере информационных технологий на мировой рынок. Кроме того, в настоящее время имеется ряд государственных инициатив по поддержке сертификации ИТ-экспортеров по международным стандартам (ISO 9001 и CMMi), которые необходимы для выхода на внешние рынки. Подобный тандем государства и бизнеса на данной стадии выглядит многообещающим.
Что касается импорта ИТ-услуг, то 2006 и 2007 гг. внесли в его развитие довольно существенные коррективы. Первое, что бросается в глаза, — резкое падение темпов ввоза в Россию ИТ-услуг западных компаний. Если в 2005 году рост импорта ИТ-услуг составил 51%, то в 2006 году — только 27%, а по результатам первого полугодия 2007 года прирост составил всего 13%. В абсолютном выражении импорт также меньше экспорта — 613 млн долл. в 2006 году и 154 млн долл. за первое полугодие 2007 года.
Более того, если бы не падение темпов роста рынка ИТ-услуг с 23,5% до 8,6% в 2006 году, можно было бы сказать о том, что пошел на убыль эффект вытеснения с отечественного рынка российских услуг ИТ-компаний. Рост объема зарубежных ИТ-услуг, предоставленных на российском рынке в 2006 году, почти сравнялся с ростом самого рынка, типичным для периода 2004-2005 гг. (23-24%), а в 2007 году темпы импорта снизились еще в 2 раза. Есть основания полагать, что при равновесном сценарии развития спроса российских предприятий на ИТ-услуги (с темпами, равными темпам роста валовой добавленной стоимости), в 2007-2008 году эффект вытеснения отечественных ИТ-услуг импортными полностью исчезнет.
Диманика и структура импорта ИТ-услуг
Источник: CNews Analytics, 2007
Причины замедления западного вторжения на российский рынок ИТ-услуг уже многократно обсуждались. Основных причин две — одна связана со спецификой российского заказчика ИТ-услуг, другая — с разницей маркетинговых стратегией российских и западных ИТ-компаний. В первом случае, скромная (если не сказать незначительная) выручка среднестатистического отечественного предприятия делает для него невозможным высокобюджетные инвестиции в развитие, что заставляет предприятия оккупировать низовые или средние ценовые ниши ИТ-услуг, в которых работают в основном российские ИТ-компании. При выборе между российским и западным поставщиком ИТ-услуг работает и еще один фактор — чувство, что отечественный специалист лучше понимает специфику бизнес-процессов российских предприятий и особенности их встраиваемости в российские реалии.
Во втором случае играет роль различие в концепциях работы на рынках. Политика западных ИТ-компаний основана на крупных, "статусных" внедрениях, тогда как политика отечественного ИТ-бизнеса, более мягкая и гибкая, лишена многих, не работающих в российских условиях принципов, свойственных западным компаниям — в том числе и в плане цен. Наконец, они просто более адаптивны, так как не обременены обязательствами перед головной западной компанией, и главное — не ждут крупного заказчика.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP