|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Сергей Шашурин: В России практически все важные ИТ-темы проходят через этап «моды», в нынешнем сезоне - это «аутсорсинг»О специфике развития отечественного рынка ИТ-услуг, об особенностях российского подхода к реализации проектов и об основных отличиях от западной модели в интервью CNews рассказывает Сергей Шашурин, президент компании «Сибинтек». CNews: Насколько вырос, по вашим предварительным оценкам, отечественный рынок ИТ-услуг за этот год? Сергей Шашурин: Согласно данным IDC, общий объем российского ИТ-рынка составил в 2005 г. 12 млрд долл., из которых на ИТ-услуги приходилась пятая часть, а темпы роста этого сегмента прогнозировались на уровне 25%. По предварительным оценкам эти прогнозы оказались вполне обоснованными. И что бы ни говорили разочарованные эксперты, ожидавшие «бума» и темпов роста на уровне свыше 30%, на мой взгляд, такой результат является хорошим показателем. Что касается ИТ-аутсорсинга, который традиционно является одним из основных направлений деятельности «Сибинтек», то на этот вид услуг из довольно внушительной суммы приходится немного — по оценкам ряда экспертов, порядка 2%, т. е. 240-250 млн. долл. Таковы реалии российского ИТ-рынка сегодня — компании готовы покупать (и покупают) отдельные ИТ-услуги, но массового распространения в российском бизнесе аутсорсинг пока не получил. Вместе с тем, на Западе передача внутренних ИТ-процессов на обслуживание сторонним фирмам является широко распространенной практикой (особенно для средних и малых предприятий), поэтому логично предположить, что и в России эта отрасль рынка информационных технологий в ближайшие годы будет активно развиваться. Необходимо отметить качественные изменения, произошедшие в текущем году в области ИТ-аутсорсинга. Если раньше это были отдельные случаи, прорывы, разговоры, то в этом году аутсорсинг и в России становится массовым явлением. Ощущается увеличение спроса на услуги консалтинга в области организации аутсорсинговых проектов. То, что идеи аутсорсинга завоевывают жизнь — факт, достаточно посмотреть, какое количество публикаций, обзоров, семинаров и конференций посвящено этой теме. Конечно, это общие слова, но если еще в прошлом году казалось, что аутсорсинг — дело далекого будущего, то сейчас — это дело настоящего. Не побоюсь утверждать, что в России практически все важные ИТ-темы проходят через этап «моды», как, например, ERP-системы. В нынешнем сезоне модной темой является «аутсорсинг». CNews: Что стимулирует, по вашим данным, развитие сектора профессиональных ИТ-сервисов в России и что, наоборот, тормозит? Сергей Шашурин: Развитие профессиональных ИТ-сервисов стимулируют такие факторы, как усложняющийся и постоянно ускоряющийся рынок, рост уровня формализации ИТ-функций, развитие ИТ. Во многих случаях принимается во внимание не только экономическая целесообразность и вопросы, связанные с качеством, но и имиджевые составляющие (особенно для акционерных компаний и компаний, работающих с иностранными инвесторами). Стоит отметить, что аутсорсинг нашел свое признание как бизнес-модель организации сервисов для крупных территориально распределенных структур, работающих в различных областях народного хозяйства (ТЭК, транспорт, металлургия и др.). Темой современных бизнес-форумов становится обсуждение политики транспортных, нефтегазовых компаний в области использования аутсорсинга как инструмента повышения эффективности работы. Потребители ИТ-услуг подходят или уже подошли к осознанию того, что компетентность и уровень экспертизы специализированных поставщиков ИТ-услуг значительно превышает возможности внутренних ИТ-департаментов - как в части технологических решений, так и в части менеджмента процессов внедрения и эксплуатации ИТ. Кроме того, заказчики ИТ-услуг не удовлетворены ситуацией, когда они не могут управлять растущими затратами на ИТ, а аутсорсинг — это в первую очередь, инструмент управления ценой и качеством ИТ-услуг. Как следствие, увеличивается число игроков на рынке ИТ-услуг. Сюда выходят небольшие сервисные компании, имеющие узкую специализацию; так называемые совместные предприятия, первоначально созданные между крупными поставщиками ИТ-услуг и их заказчиками в рамках проектов (например, «Борлас» – «Еврохим»). Бывшие ИТ-подразделения крупных предприятий, получившие весомые инвестиции, направленные на их перестройку и развитие в соответствии с ITIL, становятся самостоятельными провайдерами услуг в регионе деятельности своего предприятия. Среди факторов, препятствующих развитию сектора профессиональных ИТ-сервисов в России, следует отметить незрелость рынка ИТ-услуг в целом и рынка аутсорсинговых услуг в частности, невозможность для многих руководителей принять уровень затрат, которых требует высококачественный сервис, недостаточная степень готовности предприятий в организационном плане и в сфере информационной безопасности. Кроме того, до сих пор существует дефицит квалифицированных кадров у поставщиков услуг, непроработанность организационных схем, отсутствие опыта выполнения крупных контрактов. Налицо существенные недоработки и со стороны компаний- аутсорсеров: отсутствие тщательно проработанных стандартизированных и недорогих сервисных продуктов для SMB. CNews: В чем вы видите специфику развития сервисного ИТ-рынка в России по сравнению с общемировой ситуацией? Сергей Шашурин: По ряду параметров мы отстаем от Запада лет на десять. Что касается особенностей российского рынка, могу сказать, что на Западе очень многие вещи устоялись, сложились и являются стереотипными, шаблонными. А в России все еще формируется, находится в стадии развития. Поэтому российский рынок сложнее, хотя и менее конкурентный. Сложнее не в смысле конкуренции, а в смысле того, что требует нешаблонных подходов. Российские поставщики ИТ-сервисов уже охватили своими предложениями крупные структуры и вплотную подошли к пласту предприятий — потенциальных заказчиков, для которых ИТ «правильных», «мировых» стандартов не является бесспорным выбором. С другой стороны, некоторые российские заказчики более грамотны, лучше обучены, более требовательны при «приемке» и оценке работ поставщиков, чем их «западные» коллеги. В России реального рынка ИТ-аутсорсинга еще нет. Применительно к сектору крупных корпоративных клиентов, имеющих выручку свыше 1 млрд долл., более корректно говорить об инсорсинге. А ведь на эту долю рынка, согласно данным Аналитического центра REAL-IT Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС), приходится 37% закупок оборудования, ПО и ИТ-услуг. Я верю, что настоящий аутсорсинг будет развиваться на рынке SMB. CNews: Сформировались ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к реализации сервисных проектов? Сергей Шашурин: Безусловно, российский подход отличают ряд особенностей. В крупных аутсорсинговых проектах явно наблюдается афиллированность сервисных компаний (фактически, это инсорсинг). Вторая особенность — закрытость сервисного рынка, в результате чего практически каждая компания сама нащупывает собственные пути. В условиях закрытого рынка всегда возможны перекосы в ту или иную сторону. Так, некоторые эксперты отмечают, что диапазон разброса цен на аналогичные ИТ-услуги составляет до 300%. По моему глубокому убеждению, цену на ИТ-услуги должен регулировать рынок. И даже если поставщиком услуг является инсорсинговая компания, необходимо раз в 3-5 лет проводить открытый конкурс, чтобы держать поставщика ИТ-услуг в тонусе. CNews: Насколько сформировался в России рынок профессиональных ИТ- консультантов? Крупные западные игроки, работающие здесь, постоянно жалуются на кадровый «голод». Сергей Шашурин: Консультанты стали лучше учитывать специфику бизнеса заказчика, его отраслевые особенности, черты, присущие заказчикам из сферы государственного сектора и т.д. Стали более грамотно планироваться проекты, в которых западная методология внедряется не бездумно, а адаптируется к российским реалиям. По-настоящему профессиональных консультантов, к сожалению, все еще немного. Желающих представиться консультантами достаточно, но очень мало специалистов, имеющих опыт работы с реальными проектами. Чаще все ограничивается теоретическими знаниями и опытом реализации 1-2 небольших проектов. «Умный» еще не значит «хороший консультант». В то же время на рынке наблюдается рост спроса на прорывные информационные технологии, способные радикально улучшить характеристики основного бизнеса клиентов, при применении которых роль грамотного консалтинга особенно значима. CNews: Какие бизнес-процессы российские компании чаще всего готовы отдать на аутсорсинг, из вашей практики? Сергей Шашурин: В области ИТ стандартной услугой стал ремонт и обслуживание копировально-множительной техники; услуги по поддержке пользователей, обслуживанию рабочих станций постепенно также становятся тривиальными. Активно развиваются проекты, связанные с поддержкой ИТ-инфраструктуры, включая корпоративные сети, серверы, системы хранения и т.п. Развивается также аутсорсинг приложений: помимо предоставления почтового сервиса, хостинга Web-сайтов расширяется поддержка более сложного, в том числе системного ПО, а также различных специализированных бизнес-приложений или таких систем как «1С», «Галактика», SAP. Могу привести в качестве примера поддержку установленных у туроператоров систем заказа и бронирования билетов, поддержку систем автоматизации ресторанного бизнеса. Становятся востребованными аутсорсинг обеспечения ИТ-безопасности, плановые технологические аудиты, обслуживание оборудования АСУ ТП и КИПиА. Что касается аутсорсинга бизнес-процессов в классическом понимании, то можно говорить об услугах call-центров, передаче специализированным компаниям управления кадровыми ресурсами, закупками, финансами и бухгалтерским учетом, расчетом заработной платы, материально-техническим обеспечением. CNews: Какие наиболее крупные сервисные проекты были реализованы вами в этом году? Сергей Шашурин: Имея одного очень крупного клиента — НК «ЮКОС», мы не стремимся найти второго или третьего такого же масштаба. В области сервиса и аутсорсинга мы в настоящее время ориентированы на 2 группы компаний, выручка которых находится в диапазоне от 100 до 500 млн. долл. США и от 50 до 100 млн. Именно в этих нишах мы видим свое будущее. Но интересные проекты есть, и это нас радует. О дин из проектов — осуществление технической поддержки ИТ-инфраструктуры, рабочих мест и сопровождение бизнес-приложений для ОАО ФПК "Кедр". Проект начался в 2005 году и реализовывался по классической схеме — аудит и оптимизация ИТ-инфраструктуры и последующая техническая поддержка всей ИТ-инфраструктуры заказчика. — от технологической поддержки рабочих мест пользователей и копировально-множительного оборудования до обеспечения резервного копирования и восстановления данных и антивирусной защиты , а также администрирование систем управления базами данных (СУБД), поддержка специализированного программного обеспечения и обслуживание бизнес-приложений. По контракту с ОАО "Альфа Цемент" «Сибинтек» реализовал проект по модернизации инфраструктуры заказчика и осуществляет дальнейшую техническую поддержку активного сетевого оборудования, включая конфигурирование, администрирование и мониторинг работоспособности. Компания создала и управляет системой организации доступа в и нтернет, осуществляет контроля интернет-трафика, использования адресного пространства, удаленного доступа к корпоративной сети с использованием VPN. «Сибинтек» обеспечивает взаимодействие с провайдерами услуг передачи данных корпоративной IP-cети в интересах клиента. По условиям соглашения «Сибинтек» оказывает консультационные услуги по проблемам, связанным с активным сетевым оборудованием. Еще один не очень большой, но, на мой взгляд, знаковый проект, поскольку речь идет о поддержке бизнес-приложения — поддержка работы системы «1С:Предприятие» для «Маркон». Компания «Маркон» — это сеть предприятий быстрого питания, работающих под торговой маркой «Стардог!s». Основное приложение, с помощью которого компания автоматизирована, — «1С:Предприятие» версии 8.0., которое используется для обработки данных восьмидесяти юридических лиц. Помимо поддержки «1С» «Сибинтек» оказывает М аркону и традиционные услуги — технологическое обслуживание локальной сети, предоставление местной, междугородней и международной телефонной связи, доступа к интернету, диспетчеризация заявок пользователей. CNews: Каких изменений вы ожидаете на российском рынке ИТ-услуг в ближайшее время? Сергей Шашурин: Дальнейшее усиление дефицита квалифицированных кадров и технологический рост решений, предлагаемых мировыми производителями, приведет к расширению рынка профессиональных ИТ-услуг и, по всей видимости, к консолидации его игроков и целой серии слияний и поглощений. Продолжится рост доли аутсорсинговых услуг. При принятии решения об инвестировании в ИТ многие руководители предприятий и организаций уже сегодня обращают особое внимание на повышение уровня качества и спектра ИТ-сервисов. Ключевыми будут оставаться и задачи эффективного управления ИТ-активами: рабочими местами, ИТ-инфраструктурой, приложениями. К тому же, профессиональные поставщики ИТ-услуг постоянно повышают качество и снижают стоимость предоставляемых сервисов, превосходят внутренние ИТ-департаменты клиентов в части технологических решений, опыта внедрения проектов и эксплуатации систем. Аутсорсинговые компании укомплектованы штатом наиболее квалифицированных специалистов, которые используют более широкие возможности для карьерного и профессионального роста. Все перечисленные факторы делают покупку услуг у профессиональных провайдеров более привлекательной с точки зрения потребителя. То есть, поставщики будут становиться более профессиональными, услуги — более детализированными и специфицированными; все больше будут использоваться средства автоматизации. Хотелось бы надеяться, что, рано или поздно, российский рынок ИТ-аутсорсинга станет открытым. Но произойдет ли это в 2007 году или позднее?… Думаю, что не в следующем году. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP