|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Михаил Кожевников: Востребованность ИТ-услуг тем выше, чем выше сложность информационных систем заказчикаО тенденциях на рынке ИТ-сервисов, о наиболее востребованных российскими заказчиками услугах, о перспективах развития аутсорсинга в интервью CNews рассказывает генеральный директор компании «Открытые Технологии» Михаил КожевниковCNews: По ряду экспертных оценок, темпы роста отечественного рынка ИТ-услуг, похоже, начали замедляться. Подтверждают ли это ваши наблюдения? Михаил Кожевников: Мы не чувствуем замедления роста отечественного рынка ИТ-услуг. Наоборот, по нашим наблюдениям, сейчас в России достаточно много факторов, влияющих на повышение спроса. Во-первых, рост экономики в целом обеспечивает здоровую базу для роста ИТ-сектора в целом и ИТ-услуг — в частности. Но есть и качественные факторы. Востребованность услуг тем выше, чем выше сложность информационных систем заказчика, чем больше взаимосвязей между различными приложениями и подсистемами. Крупные российские заказчики именно сейчас выходят на этап комплексной автоматизации своих бизнес-процессов, в то время как на предыдущем этапе они автоматизировали лишь отдельные, наиболее важные функции. Это предполагает использование целого набора взаимодействующих инструментов, что приводит к повышению сложности проектов и, как следствие — к повышению спроса на ИТ-услуги. Кроме того, мы наблюдаем тенденцию привлечения заказчиками внешних ИТ-специалистов на тех участках, где раньше задачи обычно принято было решать собственными силами. CNews: Какие секторы рынка профессиональных ИТ-сервисов растут сегодня, по вашим оценкам, наиболее динамично? Михаил Кожевников: Значительный рост сохраняется в сегменте бизнес-приложений. В большинстве организаций базовые задачи автоматизации сегодня уже решены, основная инфраструктура построена. И поэтому теперь речь идет о внедрении бизнес-систем, которые будут приносить реальный результат. В первую очередь, это ERP-системы и специализированные отраслевые приложения. На них спрос растет быстрее всего. Заказчики понимают, что не могут принимать решения о развитии компании, если не владеют полной информацией о ее деятельности, и в связи с этим более осознанно подходят к внедрению автоматизированных систем управления предприятием. CNews: Насколько вообще самостоятелен отечественный рынок ИТ-сервисов? Можно ли считать, что в своем развитии он полностью следует заданному Западом образцу? Михаил Кожевников: Говорить о том, что отечественный ИТ-рынок полностью следует в своем развитии западному образцу, пожалуй, не стоит. Так, например, на Западе есть два вида сервиса, которые в России по разным причинам пока не развиты. Это аутсорсинг и аренда рабочих рук. С аутсорсингом в России сложилась достаточно странная ситуация – поставщики готовы предоставлять такие услуги, заказчики заинтересованы в них, но, тем не менее, покупать их не торопятся и занимают выжидательную позицию. Скорее всего, такой подход связан еще и с тем, что в российской бизнес-среде пока недостаточно высок уровень доверия к партнерам. И именно это мешает руководству принимать стратегическое решение о передаче на обслуживание тех или иных систем жизнеобеспечения компании сторонней организации. Что касается другого сервиса — аренды рабочих рук — то в западной экономике он в большей степени стимулируется законодательством. За рубежом дорого нанимать и увольнять сотрудников. Поэтому в большинстве своем компании в непрофильные подразделения «арендуют» необходимых сотрудников, то есть нанимают их по контракту на почасовой основе. В российском законодательстве таких мер нет, следовательно — практика «аренды» пока не является общейпринятой. CNews: Сложились ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к оказанию услуг — например, в области ИТ-аутсорсинга? Михаил Кожевников: Наверное, подход к оказанию услуг в чем-то уникален в любой стране, хотя в области ИТ все эти подходы опираются на общепризнанные лучшие практики. Вероятно, в России отличия более заметны, поскольку и заказчики уникальны, и географическая распределенность велика, и технологические аспекты самобытны. В случае аутсорсинга ситуация вообще особая – эти практики еще не устоялись в мировых масштабах, и даже в передовых странах происходит некоторое их переосмысление. Российский рынок продолжает отставать на несколько лет от мирового. Так что, возможно, выжидательная позиция отечественного бизнеса в этом вопросе позволит избежать некоторых потрясений, которые происходят с первопроходцами. CNews: Насколько увеличилась за последнее время доля сервисной составляющей в вашем бизнесе? За счет каких проектов она преимущественно растет? Михаил Кожевников: За последнее время доля услуг выросла приблизительно на 15%. Что касается направлений, по которым увеличилась сервисная составляющая, то мы наблюдали практически повсеместный рост, даже в тех областях, где изначально он был небольшим. Так, например, все более востребованными стали консалтинговые услуги, ощутимо вырос спрос на внедрение ERP. CNews: Каких изменений вы ожидаете на российском рынке ИТ-услуг в ближайшее время? Михаил Кожевников: На наш взгляд, по мере созревания рынка ИТ-услуг увеличится разрыв между крупными и средними ИТ-компаниями. Вполне возможно, что это произойдет за счет поглощения мелких нишевых компаний более крупными игроками рынка. В свою очередь, не ослабеет спрос на услуги, связанные с внедрением бизнес-приложений. В той или иной степени будет расти спрос на аутсорсинг. Но, скорее всего, это будет не комплексный продукт, а пока только часть крупного проекта. Будут востребованы услуги по созданию ИТ-стратегии и перспективному планированию, поскольку все большее число компаний начинает задумываться о будущем, не ограничиваясь ближайшими перспективами. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP