|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Кирилл Поправко: Сегодня цены на приличного ИТ-специалиста растут быстрее цен на недвижимостьНа вопросы CNews ответил руководитель проекта компании Naumen Кирилл Поправко. CNews: По ряду экспертных оценок отечественный рынок ИТ-услуг, похоже, начал «замедляться». Подтверждают ли это ваши наблюдения? Кирилл Поправко: Нет, наши наблюдения пока этого не подтверждают. Рынок развивается, претерпевает структурные изменения, перечень ИТ-услуг становится шире, а заказчики — более квалифицированными. Они предъявляют более детализированные требования и к участникам рынка, и к уровню представления услуг. Таким образом, ответственность поставщика конкретизируется. Это в целом позитивные для отрасли изменения. Для тех, кто не поспевает за ними — действительно наступает «замедление рынка». CNews: Какие секторы рынка профессиональных ИТ-сервисов растут сегодня, по вашим оценкам, наиболее динамично? Кирилл Поправко: Сложно объективно ответить на этот вопрос — мы присутствуем не во всех секторах рынка, соответственно не всегда можем корректно оценить состояние тех сегментов, с которыми вплотную не работаем. А повторять чужие оценки не хотелось бы… Мы наблюдаем существенный рост спроса на разработку, внедрение и обслуживание информационных систем, обеспечивающих секторы экономики, связанные с массовыми сервисами — это в первую очередь услуги связи, страховые и банковские услуги. Наша задача — не отстать от этого роста. Сегодня быстрее (в относительных показателях) растет спрос на обслуживание бизнес-процессов. Но это вторичный спрос — сначала бизнес решает «проблему», а затем жизнь приводит к тому, что понимание «проблемы» меняется, и требуется постоянное обслуживание решения. CNews: Насколько вообще самостоятелен отечественный рынок ИТ-сервисов? Можно ли считать, что в своем развитии он полностью следует заданному Западом образцу? Кирилл Поправко: Если говорить о технологической составляющей рынка, то мы, несомненно, движемся в одном потоке с Западом. Мы привыкли использовать зарубежные продукты — не только оборудование и ПО, но и методологии. Бизнес постепенно осваивают западные стандарты производства и управления. ИТ-компании начинают применять иностранные стандарты управления ИТ. Может быть, в силу естественного отставания мы не повторяем некоторых ошибок Запада, зато иногда увлекаемся собственными. Очевидная особенность российского рынка — молодость бизнеса. Часто заказчики не настолько хорошо знают собственный бизнес, чтобы ставить конкретные измеряемые бизнес-цели перед ИТ-профессионалами, ожидая, что те сами знают, что лучше для заказчика. В результате возникают низкорисковые для исполнителя шаблонные решения «по аналогии», которые разрушают или ограничивают уникальность бизнеса заказчика. Для индустриальных отраслей это не так страшно. А вот в области услуг компании невозможно добиться расположения потребителя, если она не обладает определенной «изюминкой». CNews: Какими критериями, на ваш взгляд, руководствуются отечественные заказчики при выборе консультанта? Кирилл Поправко: Думаю, что выбор консультанта вполне сравним с выбором доктора: самый важный вопрос, который при этом возникает — это вопрос доверия. Привлечение консультанта в чем-то напоминает и поиск ключевого сотрудника компании. Не всегда талантливый и успешный на других проектах сотрудник может воспроизвести свой успех в новой обстановке. Тут должно быть «взаимное соответствие».Конечно, положительные рекомендации со стороны других клиентов являются очень важным фактором. Второй по важности критерий — это цена, у которой есть и «внеэкономический» эффект: среди заслуживающих доверия консультантов более профессионален обычно тот, кто может решить задачу с заданным качеством, но с меньшими затратами. Но если заказчик точно знает, что он хочет, четко формулирует задачи, активно участвует в составлении календарного плана и сметы проекта — то в этом случае цены консультантов-профессионалов должны быть близки. CNews: Насколько вообще сформировался в России рынок профессиональных ИТ-консультантов? Кирилл Поправко: Для нашей страны в очередной раз все только начинается. Во всяком случае — говорить о зрелости ближайшие несколько лет не получится. Зрелый рынок — это не только «зрелые» поставщики, это еще и «зрелые» клиенты, профессионально управляющие своими потребностями и способные отличать профессионального консультанта от недобросовестного поставщика услуг. На мой взгляд, только с исчезновением спроса на услуги «незрелых» консультантов можно будет говорить о зрелости рынка. Немалую роль в этом сыграет и такой фактор, как успешная борьба с коррупцией в бюджетной сфере. В нашей стране существенную часть «неквалифицированного» спроса на ИТ-услуги порождает именно бюджетная сфера. CNews: Какие ИТ-услуги наиболее востребованы сегодня отечественным корпоративным сектором? Кирилл Поправко: Это постановка и автоматизация процессов массового обслуживания населения — биллинг, контакты с потребителем, сервисное обслуживание. Необходимы рынку сегодня также услуги системного проектирования процессов, услуги по разработке и внедрению информационных систем. CNews: Насколько увеличилась за последнее время доля сервисной составляющей в вашем бизнесе? За счет каких проектов она преимущественно растет? Кирилл Поправко: Наш бизнес целиком сконцентрирован на сервисах. Поставки оборудования для нас — вспомогательные операции, которые составляют доли процента в обороте Naumen. Мы предоставляем услуги по созданию, внедрению и поддержке информационных систем с использованием решений собственной разработки на основе открытого ПО. Поскольку в основе себестоимости у нас — зарплата наших сотрудников, то правильно всю деятельность компании считать сервисной. CNews: Каких изменений вы ожидаете на российском рынке ИТ-услуг в ближайшее время? Кирилл Поправко: Мы ожидаем повышения сложности услуг, и, как следствие — развитие профессиональной специализации ИТ-компаний. Глубокая специализация — это всегда инвестиции в знания, персонал и отношения с партнерами. Инвестиции сегодня уже не могут быть «ковровыми» как бомбардировки — наступило время точных решений. Тот, кто первым осознает свою уникальность и начнет целенаправленно инвестировать, получит конкурентное преимущество. Повысится конкуренция и среди «мастеров на все руки». Многие компании-поставщики ИТ-услуг сформировались вокруг крупных потребителей и занимаются обслуживанием всех их запросов — от создания сетевой инфраструктуры до разработки ИТ-стратегии. Это компании-универсалы, которые готовы браться за любой крупный проект и от которых трудно ожидать высокой эффективности в каждом конкретном вопросе. На рынке средних и небольших проектов специализация поставщика будет играть ключевую роль, потому что у молодого бизнеса нет денег на «универсального поставщика ИТ-решений». Я ожидаю увеличения разрыва между потребностями бизнеса и возможностями внутренних ИТ-подразделений. Причинами этого станут дефицит кадров и рост их рыночной стоимости. Сегодня цены на приличного ИТ-специалиста растут быстрее цен на недвижимость. Справиться с этой проблемой смогут компании, чья ключевая компетенция — эффективное управление ИТ-персоналом. Это будет способствовать росту ИТ-аутсорсинга в различных его проявлениях. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP