|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Сергей Мацоцкий: У рынка ИТ-услуг еще все впередиО предпосылках и сдерживающих факторах роста российского рынка ИТ-услуг, о проблемах, связанных с оценкой и структурированием этого сегмента ИТ-бизнеса в интервью CNews рассказывает генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий. CNews: Отмечаете ли вы, подводя предварительные итоги, некоторое замедление роста отечественного рынка ИТ-услуг в этом году? Сергей Мацоцкий: Я думаю, что на основании объемов рынка ИТ-услуг в 2006 году вывод об изменении темпов роста сделать будет довольно трудно. Даже если какое-то колебание и произойдет, оно будет совсем незначительным: плюс-минус 5% на фоне 20-25% роста, который демонстрировал рынок в предыдущие годы. А с учетом того, что отчеты по рынку ИТ-услуг за 2005 год отечественные аналитики до сих пор не выпустили — цифры по 2006 году мы получим еще не скоро. Поскольку у нас нет реальной статистики по рынку на сегодняшний день — то любая оценка будет основана скорее на ощущениях. На мой взгляд, пока также нет явной тенденции к смещению рынка к модели, где услуги занимают от 40 до 50%. Предпосылки роста рынка ИТ-услуг сегодня явно присутствуют: это рост экономики, усиление конкуренции, развитие массовых потребительских сервисов. Например, в банковской индустрии одним из главных «драйверов» использования ИТ является выход в ритейл: если считать деньги корпоративных клиентов с помощью старых ИТ-систем еще как-то можно было, то открыть 500 филиалов банка и запустить их в онлайне без современных ИТ нельзя никак. Но пока критическая масса подобных драйверов не очень высока. Сдерживающим фактором для серьезного развития рынка ИТ-услуг является невысокий уровень конкурентоспособности российской промышленности и относительная замкнутость России в глобальном разделении труда. CNews: На какой период, по вашим оценкам, можно прогнозировать рост рынка? Сергей Мацоцкий: Я думаю, рынок будет расти до тех пор, пока будет расти экономика в целом. Рынок ИТ-услуг с общеэкономической ситуацией коррелирует в еще большей степени, чем рынок потребления, причем коррелирует с точки зрения долгосрочных трендов, связанных со здоровым экономическим ростом. Хочется верить, что выборы 2008 года не окажут серьезного влияния на относительно стабильный рост экономики. Как ни парадоксально, благотворно повлиять на экономику в целом и на развитие спроса на ИТ может снижение цен на нефть. Когда идет «золотой дождь», мало кто задумывается о других средствах производства и средствах повышения эффективности бизнеса: можно просто подставить руки и собирать золото. CNews: В каких секторах рынка профессиональных ИТ-сервисов в России уже можно наблюдать начало насыщения? Сергей Мацоцкий: Думаю, что пока ни в каких. На мой взгляд, сегодня самый развитый рынок — это рынок ERP-систем. Но и там ситуация очень далека от насыщения. А по ряду других областей «поляна еще совсем пуста»: там даже более-менее серьезных пилотных проектов не было. Такая ситуация характерна и для рынка систем управления производством, и для рынка CRM-систем. Если под CRM понимать большие инсталляции процессных систем, выстраивающих технологию массовых продаж, то я пока ни одного такого проекта в нашей стране не видел: ни в телекоме, ни в банковской индустрии, ни в ритейле. Про какие-то более сложные системы я даже и не говорю. Так что у рынка ИТ-услуг еще все впереди. CNews: Обретает ли этот рынок, на ваш взгляд, более структурированные черты? Что могло бы активизировать этот процесс, по вашему мнению? Сергей Мацоцкий: Обретает, но пока еще очень слабо, и это одна из больших проблем. В нашей стране отсутствует квалифицированная аналитика рынка ИТ-услуг. Я понимаю, что это одна из самых сложных областей. Даже в общемировых единых по тематике отчетах от IDC, Gartner и Forester заметна разница в интерпретации, классификации, цифрах. Потому что этот рынок оценивать намного сложнее, чем рынок ИТ-оборудования, который классифицируется достаточно точно. Но в России с аналитикой рынка ИТ-услуг — совсем катастрофа. На дворе ноябрь — а у нас нет никаких реальных, развернутых цифр по этому рынку за прошлый год. Отсутствие данных со стороны серьезных аналитических компаний является следствием непрозрачности рынка, отсутствия большого количества сделок (слияний и поглощений, IPO). Российский ИТ рынок еще сильно фрагментирован, и явной консолидации, которая наблюдается на многих других рынках (например, банковском) здесь еще нет. Она только начинается. Сегодня иногда встречаются анекдотические ситуации: компания, которая занимается продажами оборудования, вдруг заявляет о том, что у нее в обороте 85% услуг. Что при этом она имеет ввиду? Что в 85% проектов она не просто продает коробку, но еще и осуществляет гарантийный сервис? С другой стороны — есть компании, которые занимаются исключительно консалтингом, и тоже утверждают, что это сервисы. То есть, на рынке ИТ-услуг с терминологией — полный хаос. А если говорить про аутсорсинг — то там ситуация еще хуже. Что именно называть аутсорсингом, и какое он отношение имеет к ИТ — каждый понимает по-своему. Эта путаница происходит, конечно, не только у нас, данная тема и в мировом масштабе не очень хорошо структурирована. Но у нас пока любая попытка внести ясность в структуру рынка в результате отсутствия общей системы координат и сравнимости критериев оценки обречена на неудачу. В общем, всем нам неплохо было бы научиться говорить на одном языке. CNews: Сложились ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к оказанию услуг — например, в области ИТ-аутсорсинга? Сергей Мацоцкий: Нет, пока не сложились, все зависит от темпов роста рынка. Если он будет быстрым — появятся крупные профессиональные игроки, и структурирование рынка произойдет само по себе. Профессионалы начнут говорить на одном языке друг с другом и с клиентами. Со временем этот язык станет доминирующим, а вся «мишура» — отпадет. При этом не имеет большого значения, какие — отечественные или иностранные — игроки придут на рынок ИТ-услуг. Хотя я не очень верю в массовый приход на российский рынок зарубежных консалтинговых и аутсорсинговых компаний в ближайшем будущем. Что-то мне подсказывает, что пока никто из грандов не готов, учитывая различные риски, набирать здесь тысячи сотрудников и предлагать услуги всему рынку. Думаю, еще три-четыре года этим будут, в основном, заниматься российские игроки. CNews: Как можно оценить качество услуг российских аутсорсинговых компаний сегодня? Насколько вообще растет этот параметр в условиях отечественного рынка? Сергей Мацоцкий: Пока, увы, очень медленно. Потому что услуги не типизированы, они еще даже не сформировались. Игроки и клиенты учатся и только начинают понимать, что такое аутсорсинг и какие у него стандарты. Сравнивать качество можно лишь на более или менее развитом рынке. А у нас нет ни системы координат, ни признанной статистики. CNews: Какие факторы в первую очередь сдерживают рост ИТ-аутсорсинга в России, по вашим оценкам? Сергей Мацоцкий: Главный вопрос текущего момента: важно понять, есть ли реальный потребительский спрос на аутсорсинг в принципе? Или рынок к массовому использованию аутсорсинга еще не готов? Во втором случае — все попытки игроков, которые сегодня пытаются что-то сделать, останутся не более чем пилотными проектами и не перерастут в массовый типизированный сервис. Мне кажется, что в течение ближайших трех-пяти лет спрос на аутсорсинг будет расти и структурироваться, появятся конвейеры типизированных услуг и некоторый набор профессиональных стандартов качества. Этот рост, на мой взгляд, будет обусловлен ростом экономики и колоссальным недостатком профессиональных кадров. Потому что, когда соответствующих специалистов нет внутри компании — их ищут на стороне и при этом хотят от них чего-то «очень стандартного». Условно говоря — наши клиенты пытаются построить конвейер. А для этого им нужен «конвейерный ИТ support», достаточно простой и типизированный. CNews: За счет чего компании, выходящие на этот достаточно специфический пока рынок, могут обеспечить хотя бы свою рентабельность? Сергей Мацоцкий: Дело в том, что на этом рынке рентабельность в принципе считать очень трудно: она сильно зависит от технологии учета. Например, абсолютно понятно, что такое валовая прибыль при продаже товаров: есть продажная цена, есть стоимость, по которой он куплен. Разница — это и есть валовая прибыль. Когда компании говорят о валовых прибылях на уровне ИТ-сервисов — каждый считает их по-своему. Поэтому, на мой взгляд, относительно приемлемыми показателями являются EBITDA и чистая прибыль. Это классические показатели для публичных компаний, но таких компаний на рынке ИТ-услуг практически нет, и никто кроме нас эти данные не публикует. CNews: Какие ИТ-услуги наиболее востребованы сегодня, из вашей практики, отечественным корпоративным сектором? Сергей Мацоцкий: Любая крупная компания начинает повышать качество своей работы с того, что начинает считать деньги. Потом — улучшать свои закупки и продажи. И только затем задумывается о том, как сделать тонкую настройку своей производственной системы или поддержать с помощью ИТ какой-то уникальный бизнес процесс. В этот момент ей и становится необходим ИТ-консалтинг. Сейчас мы наблюдаем «бум» ERP, серьезно растет востребованность в построении ИТ-стратегий и систем управления эксплуатацией. Потому что всяческих систем создано уже множество, а теперь надо все это хозяйство поддерживать или приводить в порядок, то есть, нужен полноценный ИТ-консалтинг. А вот профессиональных команд, которые могут предложить адекватный уровень сервиса в этой области — явно недостаточно. Мы видим, что потихоньку просыпается спрос (пока еще не очень структурированный) на консалтинг в области CRМ. Есть специфический спрос на ИТ-консалтинг на конкретных рынках, например — на рынке банковского ритейла. CNews: Насколько увеличилась за последнее время доля сервисной составляющей в вашем бизнесе? Была ли достигнута ожидаемая планка в 40%? За счет каких проектов преимущественно растет этот показатель? Сергей Мацоцкий: Ожидаемая планка уже давно (примерно лет пять назад) нами перевыполнена. Последние несколько лет доля сервисов в обороте IBS находится в интервале между 48 и 55%. У разных компаний доля сервисов интерпретируется по-разному. Я в данном случае говорю о той доле, что во всех контрактах выделена отдельной позицией как сервис. Если в контракте записано, что наше обязательство — поставить какой-нибудь сервер, очень дорогой и очень мощный, и в нем не прописана отдельной статьей работа по его инсталляции — это не учитывается как сервис. Причем я хотел бы подчеркнуть, что наша доля сервисов реально подтверждена аудитом. Что касается вопроса о росте сервисной составляющей за счет каких-то конкретных проектов, то замечу, что у IBS довольно диверсифицированный бизнес — как по заказчикам, так и по отраслям. И на сегодняшний день нет ни одного клиента, который занимал бы более 10% в годовом уровне реализации. CNews: Каких изменений вы ожидаете на российском рынке ИТ-услуг в ближайшее время? Сергей Мацоцкий: Лучшие новости — это отсутствие новостей. Не хочется никаких изменений. Хочется стабильности. Хотелось бы пройти 2007-2008 год (годы выборов) с максимально спокойным и аккуратным ростом. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP