|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Алексей Голосов: Консалтинговая составляющая проектов выросла в несколько разНа вопросы CNews отвечает Алексей Голосов, президент компании «Форс — Центр разработки». CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-сервисов по итогам текущего года? Отмечаете ли вы, вслед за рядом других экспертов, некоторое замедление его темпов? Алексей Голосов: Спрос на информационные услуги повышается, более того — он растет быстрее других секторов ИТ. В нашей компании, к примеру, это наиболее активно развивающееся направление деятельности. Причиной тому служат несколько факторов. Во-первых, изменился сам ИТ-рынок, став более зрелым. Заказчики все более заинтересованы в сложных комплексных ИТ-решениях, отвечающих растущим требованиям рынков, на которых они работают, а подобные решения требуют соответствующего сопровождения и набора сервисов. Во-вторых, увеличиваются объемы затрат на информатизацию предприятий. Так, за последние пять лет инвестиции ведущих российских компаний в ИТ-инфраструктуру выросли на 65% и составили около трети общего объема капитальных вложений. Соответственно, это вызывает необходимость в более глубоком обосновании роли ИТ в повышении эффективности бизнеса предприятия. В-третьих, в экономике отчетливо просматривается тенденция укрупнения бизнеса. В целом ряде отраслей прошли слияния и поглощения. Многие компании готовятся к IPO. Преобразования во внутренней структуре требуют стандартизации используемых программных средств и их интеграции на базе единой платформы. Без услуг ИТ-консультантов здесь не обойтись. В-четвертых, экономика становится сервис-ориентированной, что находит свое отражение в изменении структуры спроса и предложения практически во всех отраслях. Спектр и качество предоставляемых поставщиком услуг, в том числе и в сфере ИТ, будут во многом определять его конкурентные преимущества и место на рынке. И в заключении можно отметить, что рынок аутсорсинга ИТ-услуг также продолжает активно развиваться. Заказчику это позволяет оптимизировать ИТ-стратегию, снизить затраты на ИТ-инфраструктуру и обеспечить их более равномерное распределение благодаря арендной плате, вносимой ежемесячно. Необходимость обновления морально устаревающего оборудования и программного обеспечения исключается. При этом снижается потребность в высококвалифицированном персонале, обеспечивающем администрирование сложных технических и программных средств. CNews: Какие секторы отечественного рынка ИТ-услуг развиваются сегодня наиболее активно? Алексей Голосов: Наибольший спрос на ИТ-услуги сейчас сложился в электроэнергетике, телекоммуникациях, госсекторе, финансовой сфере, нефтегазовой отрасли. Во всех этих сферах деятельности сейчас идет период реструктуризации и активного роста. CNews: Как бы вы оценили структуру спроса со стороны российского корпоративного сектора на профессиональные ИТ-сервисы? Алексей Голосов: В первую очередь отмечается повышение спроса на внедренческий консалтинг и обучение. Это связано как с увеличением общего количества проектов, так и с тем, что осуществление внедрения собственными силами сейчас встречается все реже. Растет доля затрат на корпоративное обучение сотрудников — как ИТ-специалистов, так и рядовых пользователей. Все более активно используются дистанционное и смешанные виды обучения, которые позволяют тысячам сотрудникам одновременно приобрести необходимые профессиональные навыки, в каких бы уголках страны территориально ни находились те или иные подразделения и филиалы компании. Также отмечается увеличение спроса на консалтинговые услуги по оптимизации ИТ-инфраструктуры и на технический консалтинг, который включает обеспечение технической поддержки, настройку и оптимизацию приложений. Очень востребованными сегодня становятся услуги по выработке ИТ-стратегии предприятий. Полагаем, что в ближайшем будущем быстрыми темпами будет развиваться направление информационной безопасности. Спрос на информационный аудит пока меньше. CNews: Насколько увеличилась консалтинговая составляющая проектов, по вашим наблюдениям? Алексей Голосов: Наш опыт показывает, что эта цифра выросла в несколько раз. Во-первых, если ранее услуги по консалтингу предоставлялись преимущественно в рамках более крупных проектов по внедрению информационных систем, то сейчас стали осуществляться проекты, имеющие отношение к так называемому «чистому» консалтингу. Это и разработка концепций внедрения ИТ-решений, и разработка ИТ-стратегии предприятия, и ИТ-аудит. Доля именно таких проектов возрастает. Заказчики стремятся использовать информационные технологии с максимальной пользой для своего бизнеса, исходя из реальной необходимости в структурных изменениях, оптимизации ряда внутренних процессов. Во-вторых, в рамках традиционных комплексных проектов по внедрению информационных систем растет спрос на разнообразные ИТ-услуги, включая и консалтинг. Доверие к консультантам растет, особенно когда заказчик является для поставщика давним партнером, и особенности его бизнеса не нужно изучать с чистого листа. В данном контексте в качестве примера можно привести проект, осуществленный «Форс» в МЭРТ РФ в 2004 — 2005 гг. и предусматривавший предоставление исключительно консалтинговых услуг. Так, в рамках государственного контракта была разработана единая функционально-процессная модель деятельности Минэкономразвития России, на основе которой и была выработана Концепция использования информационных технологий в этом госучреждении. Если говорить о сотрудничестве с коммерческими организациями, то недавно нами был завершен консалтинговый проект по разработке корпоративного стандарта структурного моделирования деятельности швейцарской транспортно-экспедиторской компании AsstrA Associated Traffic AG, осуществляющей крупные международные перевозки. И в том, и в другом проекте в качестве программного инструмента использовались средства моделирования и анализа Casewise Corporate Modeler. CNews: Насколько выросло качество услуг в сфере ИТ, предоставляемых отечественными поставщиками — по сравнению с западными, на ваш взгляд? Алексей Голосов: Качество ИТ-услуг, предоставляемых отечественными ИТ-компаниями, заметно повышается, при этом спрос на них растет еще быстрее. Уровень западных поставщиков остается примерно таким же. Дело в том, что наши специалисты имеют возможность не только использовать лучшие мировые достижения в области информационных технологий при оказании услуг, перенося их в готовом виде на российскую почву, но и творчески применять их в соответствии с местными реалиями. Не следует забывать, насколько быстро развивался этот рынок, и какой путь оказался пройден за 15 лет. Теперь с зарубежными консультантами мы работаем на равных. CNews: Какие проблемы сдерживают развитие отечественного рынка ИТ-консалтинга, по вашему мнению? Алексей Голосов: Главная проблема состоит в нехватке квалифицированных кадров. Дело в том, что сейчас практически нигде не обучают собственно ИТ-консалтингу. Эти специалисты выращиваются в самих ИТ-компаниях из бывших разработчиков, аналитиков, руководителей проектов и других категорий сотрудников. Вузы только начинают подготовку подобных специалистов и пока не в состоянии справиться с потребностями рынка. CNews: С какими наиболее типичными сложностями сталкиваются отечественные ИТ-консультанты при реализации проектов? Алексей Голосов: Эффективное ИТ-решение невозможно внедрить без проведения предварительной аналитической работы в сфере бизнес- и управленческого консалтинга. Если деловые процессы требуют реорганизации, то это необходимо делать до этапа проектирования информационной системы, а не наоборот. И здесь-то могут возникнуть проблемные точки, связанные с согласованием таких изменений на разных уровнях, выработкой соответствующих регламентов, документации, новых бизнес-правил. Часто у заказчиков бывает недостаточно проработана нормативно-правовая база или отсутствует готовность вносить изменения в свою деятельность. CNews: Какая доля приходится на ИТ-сервисы в вашем бизнесе? Алексей Голосов: На конец 2005 г. доля выручки от предоставления ИТ-услуг в общем обороте «Форс» составила около 40 %. При этом значительно более половины этой суммы приходилось на услуги по консалтингу и интеграции. Оставшаяся часть доходов была получена в результате оказания других ИТ-сервисов — обучения, технической поддержки, сертификации и т.д. Если говорить об отраслевом соотношении, то наиболее востребованными эти услуги были в госсекторе, финансовых институтах, телекоммуникационной и нефтяной отраслях. CNews: Каковы ваши планы по развитию сервисного направления в ближайшее время? Алексей Голосов: В наступающем году мы планируем еще больше расширить набор услуг, предоставляемых заказчикам и партнерам, в первую очередь, за счет технологического консалтинга. Будет усилено направление, связанное с расширенной технической поддержкой и предоставлением услуг по аутсорсингу, особенно, в части аренды приложений. Рассчитываем развить нашу практику по новым, разработанным корпорацией Oracle приложениям, а также по продуктам, приобретенным ею в последнее время. В этом году нам присвоен статус Центра компетенции сразу по двум направлениям — Oracle Fusion Middleware:Business Intelligence and Data Warehousing и Oracle Fusion Middleware: Portal. Совсем недавно первыми среди партнеров Oracle мы получили также и статус Центра финансовой экспертизы. Соответственно, по всем этим направлениям мы будем активно предоставлять полный комплекс ИТ-услуг. Кроме того, в рамках активно проводимой в Российской Федерации административной реформы мы предполагаем усилить свои позиции в сфере информатизации госструктур по направлениям, связанным с регламентацией и стандартизацией деятельности органов исполнительной власти (в частности, это касается разработки и внедрения административных регламентов), оптимизацией государственных функций и рядом других. Один из подобных проектов предполагается в ближайшее время реализовать в Ханты-Мансийском автономном округе. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP