|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Вероника Тараба: В сегменте услуг быстрый рост демонстрирует направление, связанное с интеграцией бизнес-приложенийОценивая рост российского рынка ИТ-услуг на уровне 25%, Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок», в интервью CNews рассказывает о наиболее динамично развивающихся направлениях этого сегмента, а также о расширении экспертизы «Крок» в области ИТ-сервисов. CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-услуг по сравнению, например, с развитием европейского сектора? Вероника Тараба: Российский рынок ИТ-услуг растет быстрее ИТ-рынка России в целом. Он вообще развивается динамичнее, чем любой из европейских рынков ИТ-услуг, чем индийский и китайский рынки. По нашим ощущениям, в 2006 году прирост по отношению к предшествующему году составит не менее 25%. В следующем году подобные темпы роста, как минимум, сохранятся. Но стоит говорить не только о количественной динамике рынка услуг, но и о его качественном росте: ИТ-услуги в России становятся более интеллектуальными. Сегодня ИТ-инфраструктуры крупных российских организаций находятся на этапе некоторого насыщения оборудованием, следующим этапом станет оптимизация корпоративных информационных систем. Но для этого уже сейчас требуются услуги специалистов совершенно другого уровня — профессионалов не только в конкретных технологиях, но и в интеграции разных платформ и продуктов. К примеру, в крупных компаниях отдельные участки инфраструктуры обслуживаются разными системами управления и мониторинга. Соответственно, перед заказчиками встает задача интеграции этих систем для того, чтобы оптимизировать процесс эксплуатации инфраструктуры. Интересно, что еще лет десять назад мы даже не думали о том, что будем заниматься такими сложными задачами. CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, определяют текущую ситуацию на рынке ИТ-услуг в России? Вероника Тараба: Заметной тенденцией является то, что государство превращается в крупнейшего заказчика ИТ-отрасли. Российский госсектор всегда был заметным потребителем ИТ-услуг, но в последнее время заметно выросла приходящаяся на него доля рынка. Сегодня государственные организации подошли к тому этапу, когда для эффективной и оперативной работы им необходима разветвленная современная ИТ-инфраструктура. Уступив лидерство государству, по-прежнему большую долю рынка ИТ-услуг занимает нефтегазовый и банковский сектор. Пару лет назад мы отметили рост интереса к ИТ со стороны промышленных предприятий, а сегодня они выступают инициаторами крупных проектов по построению территориально распределенной инфраструктуры, по автоматизации бизнес-процессов. CNews: Какие сервисные направления, из вашей практики, развиваются сегодня наиболее активно? Вероника Тараба: В сегменте услуг по системной интеграции быстрый рост должно продемонстрировать направление, связанное с интеграцией бизнес-приложений — и по итогам прошедшего года, и в ближайшей перспективе. Направления системной интеграции, связанные с услугами по созданию ИТ- и телеком-инфраструктур, развиваются не хуже, чем в предыдущие годы. Организации, ведущие деятельность на территории всей России, заинтересованы в решениях, обеспечивающих непрерывность и безопасность бизнес-процессов. Поскольку речь идет о территориально распределенных системах — растет востребованность в решениях по управлению и мониторингу. Развиваются системы обмена корпоративной информацией, возрастает необходимость в оптимизации систем электронного документооборота. Рост востребованности демонстрируют BI-решения. При этом заказчики стали более профессионально подходить к реализации подобных проектов. Я помню, что еще в 1995-96 гг. некоторые компании стали интересоваться решениями по автоматизации бумажного документооборота. Тогда эта тема активно обсуждалась в СМИ, и заказчики просили сделать им такой документооборот, который решил бы все задачи, связанные с автоматизацией бизнес-процессов. Еще недавно того же самого они требовали от ERP. Сегодня требования заказчиков звучат более конкретно, управленцы понимают, какую функциональность можно получить от этой системы, а какую — от других решений. Поставив более четкую задачу, заказчик получает большую отдачу. CNews: Какова ваша оценка развития такого сервисного направления как аутсорсинг? О нем много говорят, но немногие верят, что аутсорсинг действительно развивается в России бурными темпами. Вероника Тараба: Аутсорсинг — это любая ИТ-услуга, которую предоставляют не собственные сотрудники организации, а внешние компании. Поэтому все, что делают ИТ-компании в области ИТ-решений и услуг, можно называть аутсорсингом. Другое дело, что часто понятие «аутсорсинг» заменяется понятием «аутстаффинг». Это самый невыгодный для российского интегратора вид аутсорсинга: мы должны подготовить специалистов, которые некоторое время будут работать у заказчика как аутсорсеры. А в итоге — заказчик приглашает их на работу к себе, а мы начинаем готовить следующих. Трудовое законодательство РФ здесь нам помочь не может, поэтому надеяться приходится только на свои возможности в области мотивации специалистов. Сейчас много говорят об аутсорсинге вычислительных ресурсов, и у заказчиков уже появляется практический интерес к нему. Но может быть, пока у этого сегмента не те объемы, чтобы говорить о его бурном развитии. Что касается возможности передачи готовых бизнес-процессов заказчиков ИТ-компаниям на поддержку и развитие, то общая тенденция пока такова: компании стремятся отдать аутсорсерам самые простые и не критичные процессы. Например, «Крок» следит за работоспособностью принтеров во многих крупных организациях. Самим заказчикам, владеющим принтерами, количество которых может достигать нескольких тысяч, хочется загрузить собственный ИТ-персонал более серьезными задачами. CNews: Какова региональная структура рынка ИТ-услуг? Какие проекты «Крок» реализует в регионах? Вероника Тараба: В регионах реализуется 60% наших проектов. Но по большинству из них решения принимаются в Москве, а не на местах. В регионах, например, может решиться вопрос, связанный с ИТ-поддержкой существующих систем, заменой принтеров или рабочих станций. Во многом это происходит потому, что уровень компетенции в региональных ИТ-компаниях совершенно другой, нежели в Москве, и более жестко стоят кадровые вопросы. Как только какие-то специалисты выходят на конкурентоспособный уровень компетенции — они сразу оказываются в Москве. И некоторые региональные руководители, руководствуясь принципом: «Чтобы не сбежали», хитрят, не позволяя своим сотрудникам подниматься выше определенного уровня. В числе наших региональных проектов хотелось бы отметить три наиболее масштабных. Сейчас идет обработка результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Мы создавали технологию, которая автоматизировала процесс сбора и обработки данных. Эта технология применялась в региональных узлах, потом информация собиралась в более крупные узлы, дошла до Москвы. И здесь ведется проверка данных и формирование статистических таблиц. Наш проект для Судебной системы — тоже региональный. Практически во всех регионах России в Судах общей юрисдикции и Управлении судебного департамента внедрены программные комплексы для автоматизации деятельности этих организаций. Сейчас идет программа реконструкции зданий Арбитражных судов. Для некоторых из них мы подготовили инженерные системы, системы управления климатом. На сегодняшний день сданы в эксплуатацию два корпуса здания Арбитражного суда Костромской области, ведутся монтажные работы в 9 зданиях арбитражных судов по всей России. На днях мы объявили о завершении еще одного регионального проекта — по созданию корпоративной информационной системы управления Федерального дорожного агентства (КИСУ Росавтодора). Система охватывает 37 объектов: базовый сегмент распределенной сети агентства, 10 федеральных управлений автомобильных дорог, 22 управления автомагистралей и 4 дирекции по дорожному строительству. В рамках проекта были построены вычислительные, телекоммуникационные и инженерные инфраструктуры, разработано и внедрено прикладное программное обеспечение. Сейчас работаем над новым проектом для Федерального дорожного агентства — созданием автоматизированной системы управления (АСУ), в которую войдут 34 прикладных системы. CNews: В чем вы видите специфику отечественных консалтинговых проектов? Вероника Тараба: Безусловно, определенная специфика у отечественных консалтинговых проектов есть. Часто, когда заказчику приходится платить за совет, он хочет обрести какое-то сокровенное знание. И когда ему говорят о каких-то простых вещах, о которых, быть может, он и сам задумывался, у человека может возникнуть некоторое разочарование: «А за что же я заплатил?» На мой взгляд, так происходит тогда, когда заказчик не может не только четко поставить задачу подрядчику, но и понять, что надо ему самому. Множество проблем нельзя решить сразу, одним советом. Все понимают, что необходимо что-то менять. Но каждое функциональное подразделение выплескивает на консультантов собственные первоочередные потребности, ожидая, что именно их услышат и реализуют все, о чем они просили. Поэтому сейчас более квалифицированные заказчики делят задачи на какие-то группы. Еще на этапе, когда определяются конкретные технологии и формируется техническое задание, нужно заинтересованным подразделениям заказчика очень четко и по пунктам объяснить, что имеется в виду, иначе возникновение разочарования — неизбежно. CNews: Какие факторы, по вашему опыту, определяют успешное завершение проектов в сфере ИТ-консалтинга? Вероника Тараба: То, о чем я уже упоминала: четкая постановка целей и разбивка их на подцели, определение по каждому этапу результата, которого необходимо достичь. Еще один важный момент — сейчас консалтинг требуется не только при автоматизации каждого процесса и при разработке любой инфраструктурной подсистемы. Вопросы и проблемы могут быть и на стыке приложений, и на стыке между приложениями и инфраструктурой. Иногда случается, что добавление новой подсистемы влечет за собой какие-то неожиданные сбои на уровне инфраструктуры. Подобные моменты сходу не учтешь, но их можно предположить на основании опыта. Мы часто сталкиваемся с тем, что заказчиками бизнес-приложений в организации бывают одни функциональные подразделения, а пользователями, помимо них — еще и другие. Если людей из всех этих подразделений привлечь к проекту вовремя — потом не придется что-то переделывать или делать заново. CNews: Как можно охарактеризовать структуру потребления ваших услуг российским бизнесом в отраслевом разрезе? Вероника Тараба: Примерно 30-40% нашего бизнеса приходится на финансовый сектор, около 25% — на госсектор. Растет доля телеком-сегмента и нефтегазовой отрасли (около 10%). Подросла доля энергетики, промышленности (более 5%) и ритейла (2%) в нашем бизнесе. В свою очередь, снизилась доля наших проектов для небольших розничных сетей и издательских домов — с 10% до 4,2%. Нефтегазовый сегодня сектор перешел от эксплуатации недр к их разработке. Соответственно, нужно анализировать большой объем информации, строить центры обработки данных и использовать специальные аналитические средства. Согласно прогнозам мировых аналитиков, этот сегмент будет одним из ведущих потребителей ИТ-услуг. Особенно радует, что по мнению международных экспертов, в долгосрочной перспективе большие шансы на успех — у нефти марки Urals, которой богата Россия. Для промышленного сектора, где наблюдается тенденция к объединению предприятий в крупные холдинги, сегодня актуальна задача повышения управляемости и эффективности деятельности. Соответственно, предприятиям необходимы современные ИТ-инструменты. На первый план здесь выходят мощные вычислительные комплексы, телекоммуникационная инфраструктура, системы документооборота. CNews: Какие новые направления деятельности появились в «Крок» за последний год? С чем это связано? Вероника Тараба: В 2006 году мы создали новый технологический департамент, который будет заниматься только направлением «интеллектуального здания». Все наши заказчики в этой области — корпоративные организации и крупные застройщики, которые пытаются минимизировать эксплуатационные затраты на построенные офисы. Они все чаще сравнивают стоимость строительства того или иного проекта инженерных систем, стоимость владения зданием (по крайней мере — в среднесрочной перспективе). Поэтому вначале могут позволить себе вложить больше средств, чтобы затем сэкономить на эксплуатации здания, и к тому же получить большую управляемость объектом. Отдельно хочу отметить большой интерес рынка к развитию систем комплексного электропитания. Не секрет, что в Москве количество вырабатываемой электроэнергии (особенно в холодное время года) ниже, чем потребность в ней. Поэтому возможно отключение крупных потребителей электроэнергии в морозы. Сейчас список таких крупных потребителей расширился, и поэтому мы решили обезопасить своих заказчиков от возможных остановок работы их ИТ-инфраструктур. Мы занимаемся и дизельным электропитанием, и газовыми генераторами. Помимо электропитания, есть масса направлений интеллектуального здания, которые мы планируем развивать. Какие-то технологии уже сейчас могут дать заказчику какую-то экономию при применении, экономия от других систем пока не очень понятна. Но когда идет речь об автономном электропитании — владелец здания может получить больше отдачи уже сегодня. Расширили мы и выбор решений в области передачи аудио-видеоинформации, наращиваем компетенцию по оборудованию конференц-залов и конгресс-холлов. Еще одним новым для нас направлением деятельности в этом году стало оборудование ситуационных центров специальными видеостенами. Подобные проекты «Крок» реализовал в «РЖД» и аэропорту «Домодедово». В области решений по созданию центров обработки вызовов мы начали применение продуктов Nice Systems, предназначенных для записи телефонных переговоров, управления качеством работы операторов call-центров и рабочего расписания каждого из них. Основное преимущество этих решений — в поддержке максимального количества технологических платформ (и АТС, и call-центров), а также — различных вариантов их интеграции. CNews: Какие наиболее масштабные проекты в сфере ИТ-услуг реализованы вами за последнее время? Вероника Тараба: В первую очередь хотелось бы отметить проект по ИТ-аутсорсингу в BAT, который начался весной 2006 года. Там реализованы достаточно сложные вещи — администрирование серверов, учетных записей и бизнес-приложений, обеспечение ИТ-безопасности. Проект начался с четырех сервисов, потом их число дошло до 11, а сейчас их 13. В данном проекте мы работаем с 37 региональными субподрядчиками, которые помогают обеспечить требуемое заказчику качество. При этом наш аутсорсинговый центр технической поддержки находится на территории заказчика. Этот крупный проект стал первым контрактом по ИТ-поддержке, заключенным не на год, как это принято пока на российском рынке, а на два года. Обычно проекты ИТ-поддержки включают достаточно длительный период ИТ-консалтинга и ИТ-аудита. И когда этот этап пройден, когда построены процедуры, когда система отлажена - годовой контракт заканчивается. Это не выгодно ни заказчикам, ни консультантам. И за рубежом обычно такие контакты заключаются на пять-десять лет. Поэтому этот проект — знаковое событие не только для нас, сколько для российского рынка ИТ-услуг в целом. Год от года растут масштабы наших проектов по созданию вычислительных систем. В 2006 году «Крок» совместно с HP провел модернизацию системы хранения данных Банка Москвы. В рамках проекта была разработана уникальная технология, позволяющая решать ряд проблем, связанных с хранением данных. Например — впервые в России восстановление данных после нежелательных изменений происходит при условии минимального простоя системы (1-2 мин.), при объеме данных в десятки терабайт. Были реализованы интересные проекты по построению центров обработки данных в «Ингосстрахе» и Ханты-Мансийском Банке, по созданию портала для Администрации Ставропольского края. Специалисты «Крок» создали крупнейший в России интеграционный портал для РАО «ЕЭС России». Пока мы не подводили итогов года, но уже понятно, что мы значительно превысили прошлогоднюю планку по количеству реализованных проектов (напомню, в 2005 году их было 300). CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP