|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Внешнеэкономический обмен ИТ-услугами: увеличивая темпы и разделяя нишиЭкспорт российских ИТ-услуг довольно динамично растет, причем темпы не только высоки сами по себе (+65% за 2005 год и +47% за I квартал 2006 года), но и выше темпов импорта (+51% и +49%, соответственно). Ещё более примечательно, что и объёмы, и темпы отечественного экспорта ИТ-услуг определяет заказы стран дальнего зарубежья, лишний раз свидетельствуя высокое качество экспортируемых услуг. Объёмы экспорта ИТ-услуг в России пока не так велики — менее 2% от общего объема экспорта всех видов услуг. В абсолютном выражении экспорт составил порядка $450 млн. в 2005 году и примерно $100 млн. по итогам 1 квартала 2006 года, включая услуги по разработке ПО. Последние и составляют основную часть экспорта. Наш ИТ-консалтинг за границей пока отсутствует. Экспорт ИТ-услуг в России, 2005 — 1 кв. 2006 Наш экспорт сильно локализован. Что мы можем предложить миру — антивирусы Касперского, Fine Rider… Всех можно пересчитать по пальцам. Мы экспортируем в основном пользовательские разработки. Российские антивирусы и программы распознавания текста всемирно известны, при этом нет примера, чтобы иностранная фирма, будь то малое предприятие или экономический гигант, внедрила бы российскую ERP-систему. Содержание импортируемых услуг, конечно, гораздо глубже и включает значительную долю услуг для корпоративного сектора. По объёмам импорт опережает экспорт примерно на $80-100 млн. в год, но темпы его роста заметно ниже. Импорт ИТ-услуг в России, 2005 — 1кв. 2006 Сами по себе, однако, эти темпы довольно высоки и, главное, как минимум в 2-2,5 раза выше темпов, с которыми растет внутренний рынок ИТ-услуг. Означает ли это, что от года к году продолжается вытеснение отечественных ИТ-компаний с внутреннего рынка? Безусловно, западные ИТ-компании наращивают своё присутствие на российском рынке, но о вытеснении ими отечественных компаний говорить всё же не стоит. Скорее всего, происходит процесс разделения ниш, складывается равновесие, при котором отечественные и западные компании работают в «параллельных» рыночных нишах. Так, большинство отечественных ИТ-компаний производят свои информационные системы на западных платформах, либо являются сертифицированными партнёрами западных компаний, обладая лицензией на внедрение западных информационных систем. В этой ситуации каждый получает своё. Российские ИТ-консультанты берут своё прежде всего на чистом консалтинге, а не сопровождающих внедренческий проект поставках ПО, которое вполне может быть западного производства. Импорт ИТ-услуг, скорее всего, будет структурно эволюционировать к увеличению доли программных разработок, а в секторе чистых ИТ-услуг, связанных с аудитом информационных систем предприятия-заказчика и разработкой для него ИТ-концепции, по-прежнему будут доминировать именно российские ИТ-комапнии. В этом есть своя логика — отечественный специалист лучше понимает специфику бизнес-процессов российских предприятий и особенности их встраиваемости в российские реалии, создают на западных платформах более дешевый и более соответствующий специфике рядовых российских предприятий, продукт. Политика наших ИТ-компаний более мягкая и гибкая, лишена многих, не работающих в российских условиях принципах, свойственных западным компаниям, в том числе и в ценовой политике. Наконец, они просто более адаптивны, так как не обременены «обязательствами» перед головной западной компанией, и главное — не ждут крупного заказчика, а информатизируют «всё, что движется». Так что конкуренция между «нами» и «ими» не будет приводить к сильным лобовым столкновениям и противостоянию насмерть — не исключено, что ниши отечественных и западных консультантов будут не так уж сильно пересекаться. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP