|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Сценарий развития рынка ИТ-услуг на основе рыночного механизма регулирования потребностей предприятий в ИТЭтот сценарий развития будет реализован при неучастии государства (при невозможности или нежелании) государства по тем или иным причинам активно участвовать в развитии отрасли. Рассматривая сценарность развития рынка ИТ-услуг с этой точки зрения, целесообразно было бы поделить все отрасли на две условные группы. Первая группа — это отрасли, в которых бизнес-проблемы основной массы предприятий имеют текущий, устраняемый на уровне возможностей отдельно взятого предприятия, характер. Эта группа весьма разнородна, в неё входят очень разные отрасли экономики, но основную массу этих предприятий объединяет одно — зависимость их конкурентоспособности только от них самих. Именно в этих отраслях существует предрасположенность к естественной, мотивированной рынком, потребности в ИТ и, соответственно, можно было бы ожидать продолжения экстенсивного роста ИТ-закзаов, когда всё новые и новые предприятия заказывают ИТ, чтобы не выпасть из конкурентной борьбы. Однако, не смотря на это, в выделенной группе отраслей, для каждой по своим причинам, вряд ли «ИТ-бум» действительно продолжится. Возьмём, например, торговлю. Здесь нет проблем системного характера, не позволяющих отдельно взятому предприятию добиваться своей конкурентоспособности. При этом для торговли первостепенно важны такие участки бизнеса как оптимизация работы с клиентами и управление цепочками поставок — проблемы, которые непосредственно устранимы за счёт внедрения соответствующих ИТ. Однако, с большой вероятностью, в таких отраслях как торговля, а также других сферах услуг с капиталоемким характером профильного вида бизнеса, рыночный механизм регулирования потребностей в ИТ (т.е. в отсутствии принуждающего или стимулирующего влияния государства) вряд ли даст существенный прирост новых ИТ-закзачиков. Базовых причин две. Во-первых, поскольку при обостряющейся в этих отраслях конкуренции средние предприятия разоряются, вытесняясь гигантскими торговыми сетями, уже являющимися заказчиками ИТ. Во-вторых, здесь ИТ имеют всё же более опосредованное, чем в других отраслях, отношение к повышению конкурентоспособности. Простое местоположение (скажем, торговой точки или сервис-центра) во многих случаях значит намного больше с точки зрения эффективности бизнеса, чем любая из информационных систем. Отсюда — отсутствие у средних и малых предприятий к ИТ-заказам. Таким образом, рыночные механизмы оставят информатизацию таких отраслей узколокализованной в слое сверхкрупных предприятий, которым действительно трудно контролировать свои масштабы не используя высокие технологии и, которые, к тому же, обязаны «держать марку». Формировать рынок здесь продолжат уже состоявшиеся «старые» игроки, но они уже удовлетворили свои базовые потребности в ИТ, поэтому темпы роста будут продолжать падать. К этой же группе отраслей, где продолжение экстенсивной информатизации маловероятно, относятся и сырьевые отрасли — добывающие и металлургические. В этих отраслях — так называемого первого эшелона заказчиков ИТ — остаток неинформатизированных предприятий на сегодняшний день очень мал, уровень информатизации здесь близок к 80-90%. Поэтому прироста новых клиентов здесь ожидать сложно по причинам практически полного охвата этого рынка. Но существует и вторая группа отраслей. Наиболее показательной отраслью в этой группе является машиностроение, среди предприятий которого до сих пор, например, не более 20% внедрили информационные системы класса ERP. Именно за счет этих отраслей экономики возможно увеличения текущего объёма рынка ИТ-услуг в разы за счёт простого привлечения новых клиентов (в 5 раз только за счёт машиностроения). Именно здесь гипотетически продолжение экстенсивной информатизации возможно. Но… опять же — не за счёт рыночных механизмов. Ко второй, более однородной группе, относятся предприятия отраслей с накопившимися системными проблемами, решение которых на уровне единичной фирмы невозможно. Первичные проблемы этой группы предприятий не связаны с ИТ, не связаны вообще с нематериальными активами, такие как структурный или клиентский капитал и, с соответственно, не могут быть решены с помощью ИТ. Здесь основная проблема — это проблема основных фондов, которая делает бессмысленной задачу совершенствования нематериальных факторов производства прежде, чем будет решена проблема основных фондов.
Рыночный механизм заставляет многие предприятия адаптироваться к низкотехнологичным нишам, в которых только и может быть продаваема выпускаемая ими (на устаревшем оборудовании) продукция, что часто сопровождается упрощением производства, делающим задачи насыщения предприятия современными ИТ излишними. Так, например, одним из наиболее крупных заказчиков предприятий ВПК является нефтегазовый комплекс, для которого предприятия ВПК предлагают широчайший ассортимент разработок и серийной продукции. Однако такой источник заказов нельзя рассматривать как однозначно позитивный. В большинстве случаев эта группа заказов (производство арматуры для газо- и нефтепроводов, компрессоров для нефтеперегонных станций) не является высокотехнологичными и, не требует концентрации усилий на технологических направлениях, интенсивно развивающихся на мировом рынке. Напр., выполняя заказ на компрессоры для нефтеперегонных станций, достаточно «упаковывать» советские авиадвигатели в другую оболочку — для этой цели достаточно того уровня технологий, которые были созданы в советское время. Другой пример упрощения производства, уже не связанный с заказами нефтегазового комплекса, отечественное производство спутниковых антенн, в котором используется американская электроника, при этом сами предприятия осуществляют только штамповку металлических «тарелок» и финишную сборку. Незначительная выручка, на которую предприятия только и могут рассчитывать, работая в таких нишах, делает невозможным инвестиции в развитие производства, что в свою очередь приводит к невозможности и в следующем деловом цикле выйти из низовых ценовых ниш. Предприятия оказываются зажатыми в своеобразном контуре низкотехнологичной адаптации, выйти из которого рыночными способами не в состоянии.
Кроме того, значительное количество предприятий из числа оставшихся вне поля информатизации, находятся в состоянии «перманентного банкротства». В настоящее время превышение кредиторской задолженности предприятий над дебиторской составляет около 95 млрд. руб. Если учесть, что машиностроение насчитывает порядка 3-3,5 тыс. крупных предприятий, то отсюда следует, что даже при условии полного погашения предприятиям дебиторской задолженности, что даст им возможность погасить соответствующую часть своих собственных долгов, в среднем на каждое крупное предприятие все же будет приходиться сумма остаточного долга примерно в 1-1,5 млн.долл., что сопоставимо с размером инвестиций, которые позволили бы решить целый комплекс задач технологического перевооружения в рамках одного предприятия, например, внедрить ERP Oracle. Таким образом, несмотря на то, что поле для продолжения экстенсивного роста ИТ-рынка в России по-прежнему существует, этот сценарий вне вмешательства извне государства маловероятен, ввиду того, что у оставшихся потенциальных ИТ-заказчиков не решены базовые системные проблемы, с которыми нельзя справиться на уровне единичной фирмы. Рынок делает их бизнес нечувствительным к высоким технологиям, загоняя из в контур низкотехнологичной адаптации, выход из которого возможен лишь при «ударном» потоке крупномасштабных инвестициях со стороны. Владимир Карачаровский / CNews Analytics --> |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP