| 
			
			 | 
			
 
  | 	
			
Европейские банки наращивают ИТ-мускулы
 Европейские банки лидируют по показателю расходов на ИТ среди прочих вертикальных рынков, а до 2008 года планируют их еще и увеличить. Наиболее активно банки инвестируют в увеличение эффективности операционной деятельности, оптимизацию взаимодействия с клиентами и повышение уровня интеграции приложений. Отдача с лихвой перекрывает затраты. 
По оценкам Gartner, расходы на ИТ в финансовом секторе в период 2003-2008 гг. будут расти наиболее динамично на фоне других вертикальных рынков. Показатель составит около 16% против, например, 3% в телекоме или 4% в рознице. При этом само соотношение ИТ-бюджетов в отраслевом разрезе будет сохраняться примерно одинаковым на протяжении всего периода. Так, европейские банки занимали и будут занимать первое место по размеру ИТ-бюджета в регионе. На втором месте идут телекоммуникации, затем дискретное и процессное производство. 
Динамика расходов на ИТ в Западной Европе по отраслям, 2003-2008 (млн. евро) 
  
Источник: Gartner 
В стартовой точке рассматриваемого периода — в 2003 году — на ИТ-бюджеты финансовых предприятий приходилось в среднем, по оценкам Gartner, 8,3% от общего оборота. Этот показатель несколько уступает телекоммуникационному — 8,5%. Для сравнения, в производстве на развитие информатизации выделяли на тот момент 1,6% от оборота, в рознице — 1,2%. 
Европейские ИТ-бюджеты как % от оборота по отраслям 
 
   | Отрасль | 
   Процент от оборота, 
    2003 | 
  
 
   | Телекоммуникации | 
   8,5% | 
  
 
   | Финансы | 
   8,3% | 
  
 
   | Транспорт | 
   2,5% | 
  
 
   | Производство | 
   1,6% | 
  
 
   | Розничная торговля | 
   1,2% | 
  
 
Источник: Gartner, 2004 
В восточноевропейском финансовом и страховом секторах динамика расходов на ИТ за тот же период будет более позитивной. ИТ-бюджеты вырастут к 2008 году примерно на 43% по сравнению с показателем 2003 г. На 45% увеличатся ИТ-расходы банков, на 40% — страховщиков. 
Динамика расходов на ИТ в финансовом секторе Восточной Европы 
 
   |   | 
   2003 | 
   2004 | 
   2005 | 
   2006 | 
   2007 | 
   2008 | 
  
 
   | Банковские услуги | 
   5 205 | 
   5 723 | 
   6 213 | 
   6 699 | 
   7 135 | 
   7 560 | 
  
 
   Финансовые услуги | 
   Страхование (здоровья) | 
   539 | 
   586 | 
   628 | 
   669 | 
   713 | 
   755 | 
  
 
   Страхование (все остальное) | 
   3 410 | 
   3 703 | 
   3 971 | 
   4 231 | 
   4 506 | 
   4 774 | 
  
 
   | Ценные бумаги | 
   3 126 | 
   3 437 | 
   3 731 | 
   4 023 | 
   4 285 | 
   4 540 | 
  
 
   | Всего: | 
   12 281 | 
   13 449 | 
   14 544 | 
   15 622 | 
   16 639 | 
   17 629 | 
  
 
Источник: Gartner, 2004 
Тенденции информатизации европейских банков 
В 2005-2006 гг. западно-европейские банки стали наиболее активно инвестировать в повышение эффективности операционной деятельности, оптимизацию взаимодействия с клиентами и увеличение уровня интеграции приложений. Пока что полноценная «мультиканальная» интеграция в этом секторе не стала реальностью, однако европейские банки уверенно движутся в этом направлении, максимально стараясь упростить свою технологическую инфраструктуру. 
Новая, более интегрированная ИТ-инфраструктура позволит управлять взаимодействием с клиентами «кросс-канально», а также снизить затраты на содержание систем. По прогнозам Financial Insights, число клиентов, использующих более одного канала взаимодействия с банками по тем или иным операциям, в ближайшие 5 лет будет только увеличиваться. Соответственно, банки региона продолжают искать дополнительные каналы сбыта своих услуг, с тем, чтобы больше удовлетворять требованиям клиентам. 
Ключевыми направлениями инвестиций западно-европейских банков, по прогнозам Financial Insights, в краткосрочной перспективе будут: 
- Развитие сетей филиалов
 
	- Автоматизация сетей банкоматов
 
	- Call-центры
 
	- Внедрение IP-технологий
  
Все большее значение в банковском бизнесе в Европе, как и во всем мире, приобретают CRM-технологии. Решения этого класса продолжают оставаться одним из банковских приоритетов, и сохранят этот статус в ближайшие годы. Современный рынок требует все больше информации о клиентах, при этом с возможностью анализа — чтобы оптимально удовлетворять их потребностям. Поставщики CRM в последние годы заметно продвинулись вперед, развивая свои приложения в соответствии со специфическими потребностями банков. Соответственно, системы, поставляемые в этот сектор, становятся все более эффективными. 
Вместе с тем, обычных разработчиков ПО из банковских проектов начинают вытеснять поставщики комплексных решений в области автоматизации бизнес-процессов. Со своей стороны, недорогие, гибкие и легко масштабируемые решения предлагают поставщики ASP CRM. В итоге образуется комплексная панорама программных продуктов для финансового сектора, что весьма на руку банкам, вступающим в режим сокращения расходов на ИТ.  
Именно в этой связи, помимо роста собственно ИТ-расходов финансовых структур, в их среде достаточно быстро набирает обороты аутсорсинг. Завершая свою реструктуризацию, европейские банки все больше процессов начинают отдавать внешним сервис-провайдерам. В первую очередь в этом заинтересованы средние компании. Прибегая к аутсорсингу, они могут поддерживать конкурентоспособные цены на свои услуги, а также быстро запускать на рынок новые продукты и сервисы. 
Очевидно, что помимо общих стратегий, для европейских банков существуют локальные ИТ-задачи, в зависимости от уровня их информатизации и в целом зрелости. Например, в Великобритании банки быстро перешли к кредитным и дебетовым картам на чипах и пин-кодах, чтобы обеспечить большую их защиту от мошенничеств. В то же время, в Испании эта проблема не стоит столь остро, соответственно в дополнительную защиту карт там инвестируют меньше. В Скандинавии же в настоящий момент, по сравнению с остальным европейскими странами, наиболее развиты электронные платежи и распространена цифровая подпись, поэтому банки Швеции, Норвегии и Финляндии не ставят больше приоритетом развитие онлайнового канала услуг. 
К настоящему моменту европейские банки считаются примером блестящей реализации ИТ-проектов, например, в области развития инфраструктуры. Компании этого сектора осознали необходимость в повторении модели построения бизнеса, апробированной в промышленности. По аналогии с дистрибуцией товаров в Европе начинают распространять финансовые услуги. 
Менеджеры крупных и среднего масштаба банков понимают стратегическую важность технологий в контексте долгосрочной перспективы развития своего бизнеса. ИТ позволяют решать поставленные бизнес-задачи инновационными путями, повышая одновременно оборот, эффективность работы и  стоимость акций. 
CNews Analytics 
  
Александр Тукунов: Запросы страховщиков в области ИТ становятся конкретнее и избирательнее 
 На вопросы CNews ответил Александр Тукунов, директор по развитию бизнеса компании TopS Business Integrator. 
CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации отечественного страхового сектора в последние годы? 
Александр Тукунов: Я бы предложил судить о динамике информатизации страховой индустрии по содержанию запросов, с которыми страховые компании обращаются к нам. За последние два-три года такие запросы приобрели качественно другой характер. Несколько лет назад мы сталкивались с тем, что заказчики зачастую не могли сформулировать свои требования и указать, какова очередность решения их проблем с точки зрения автоматизации страхового бизнеса. В то время можно было наблюдать волну крупных тендеров на создание комплексных систем стоимостью в миллионы долларов, большинство из которых практически ничем не закончилось. 
Сегодня  заказчик понимает, что корпоративная система состоит из нескольких частей. Если, например, финансовый и бухгалтерский блоки у него автоматизированы и, в принципе, удовлетворяют бизнес пользователей, то он осознает, что в модернизации нуждается не вся система в целом, а только отдельные ее компоненты. Соответственно, запросы  такого заказчика стали более конкретными. То есть, сфера информационных технологий страховой индустрии становится более зрелой, и это является проявлением динамики. 
Полный текст интервью 
 
	 | 
		
  |